Сейчас на территории усадьбы располагается центральный военный клинический санаторий, чьё руководство активно борется с желающими посетить усадьбу, из-за чего на территорию усадьбы сейчас попасть очень сложно, но всё-таки возможно. Несмотря на достаточно престижный статус санатория, его территория находится далеко не в идеальном состоянии: с фасада усадьбы осыпается штукатурка, лестницы разваливаются, в парке практически нет целых фонарей. Но по крайней мере объекты расположенные на территории санатория находятся в хорошем состоянии по сравнению с теми, которые оказались за его территорией. Так мост и конный двор (на котором гордо блестит новенькая табличка "Памятник архитектуры") практически уничтожены.
Двухъярусная ротонда "Миловида"
Это интереснейший памятник садово-парковой архитектуры. Восьмигранный нижний ярус беседки массивен. Стены яруса прорезаны со всех сторон проемами входов. Второй ее ярус - изящный восьмиколонный павильон, увенчанный куполом. Эта беседка - одно из немногих строений, сохранившихся с XVIII века, когда Марфино принадлежала Салтыковым.
Памятник любимой собаке графини Паниной
Музыкальный павильон
Музыкальный павильон имеет полуциркулярную форму. Строгая тосканская колоннада из белого камня, поставленная полукругом, завершается полукупольным сводом. Внутри - белокаменная скамейка, повторяющая форму павильона.
Дом для прислуги усадьбы Марфино
Дом практически разрушен, не однократно горел, но и по сей день в нём на первом этаже живут люди.
Конный двор
Раньше замкнутый большой внутренний двор использовался в качестве манежа. Если смотреть сверху конный двор имеет форму треугольника. В заброшенном состоянии он находится с начала 90гг.
Недалеко от конного двора под мостом расположена дамба на реке Уча
Виды на усадьбу с противоположного берега реки Уча
Гало
Мост
По мнению специалистов, наиболее своеобразным и красивым сооружением в усадьбе Марфино является мост через пруд. Возведённый в 1770-х гг. при Салтыковых он был кардинально перестроен М.Д. Быковским в 1837-1839 годах.
Храмы
Слева Храм Петра и Павла, справа Храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы:
Кирпичное с белокаменными деталями центрическое, крестчатое в плане здание Рождественской церкви было построено в 1701-1707 гг. при князе Б.А.Голицыне по проекту крепостного зодчего В.И. Белозерова. В интерьерах сохранились орнаментальные росписи сводов, относящиеся к 1840-м гг. В настоящее время здание реставрируется.
Храм Петра и Павла:
Храм Петра и Павла построен в 1770-х гг. в стиле классицизма. Фасады реконструировались в 1830-х гг. М.Д.Быковским с использованием мотивов ренессанса. Центрический ротондальный храм небольшими выступами алтаря и притвора принадлежит к редкому для конца XVIIIв. типу церкви "под звоном". Над ротондой возвышается восьмигранный перекрытый куполом барабан, служивший колокольней. Боковые входы выделены ризалитами. Декор фасадов отличается графичностью и некоторой дробностью. В интерьерах сохранилась обработка в стиле классицизма. Вокруг внутренней колоннады ротонды помещаются хоры, огражденные точеными балясинами.
История усадьбы
Дворцово-парковый ансамбль Марфино - оригинальный памятник русской архитектуры XVIII - XIX веков. Марфино известно с XVI столетия. В разное время усадьба Марфино была связана с именами видных государственных деятелей - Б. Голицына, Салтыковых, Паниных - и представителей русской культуры - Н. Карамзина, Ф. Вигеля и многих других. Согласно историческим источникам, в 1585 году Марфино принадлежало дьяку Василию Яковлевичу Щелкалову - дипломату, крупному государственному деятелю. Позднее, в начале XVII века Марфиным владели Головины. Они в 1650 году продали Марфино думному дьяку, начальнику Разрядного Приказа Семену Заборовскому. В 1698 году Марфино приобретает воспитатель Петра I, впоследствии его сподвижник, князь Борис Алексеевич Голицын. С этого времени наступает новый период в жизни усадьбы. Голицын возводит здесь новые хоромы, разбивает французский парк, а в 1701 году начинается строительство каменной церкви Рождества Богородицы, по которой село и усадьба были переименованы в Богородское.
В 1714 году после смерти Б.А. Голицына, Марфино перешло к его младшему сыну Сергею, который спустя несколько лет продал его Салтыковым, для того, чтобы расплатиться с долгами. С 1729 года владельцем усадьбы стал будущий фельдмаршал Петр Семенович Салтыков, при котором в Марфине создается великолепный архитектурно-парковый ансамбль, возводится новый двухэтажный каменный дворец с двумя флигелями, появляется много других построек (зверинец и оранжерея, зимняя церковь, павильоны и беседки, конный двор и др.)
Конец XVIII века считается наивысшим расцветом усадьбы, которая стала сосредоточением культурной и духовной жизни дворянского общества. Здесь часто бывали многие любители искусства, давались органные концерты, выступали известные европейские артисты и музыканты, приезжавшие на гастроли в Москву. В начале XIX века праздная жизнь в Марфине стала постепенно затихать. В1805 году после смерти владельца усадьба опустела и была обречена на увядание. Большой урон Марфину нанесла война 1812 года. Опустошенное и разоренное Марфино стало принадлежать графу Владимиру Григорьевичу Орлову. Орлов почти возродил дворцово-парковый ансамбль, занимался восстановлением дворца, но в 1831 году граф В.Г. Орлов скончался, и по завещанию Марфино перешло к его дочери Софье Владимировне Паниной, при которой все постройки усадьбы были реконструированы.
Работы в Марфине не прекращались и завершились лишь в 1846 году. Окончательно оформил дворцово-парковый ансамбль, придав всему комплексу вид средневекового замка, одареннейший архитектор середины XIX века, ученик Д. Жилярди академик Михаил Дормедонтович Быковский, выдающийся теоретик и педагог, главный архитектор Москвы, по проэкту которого Марфино реконструировалось. Ансамбль в Марфине является одним из лучших его произведений. Он служит великолепной характеристикой эпохи, передает ее дух - романтические мечтания, утрату прежней гармонии и поиски новой монументальности.
Умело объединив все разновременные постройки, М.Д. Быковский создал неповторимый яркоромантический архитектурный ансамбль, производивший на современников неизгладимое впечатление. В январе 1844 года хозяйка усадьбы С.В. Панина скончалась, и Марфино вновь опустело. Оно стало собственностью ее младшего сына - Виктора Никитовича. Находясь на службе в Петербурге, он редко бывал в Марфине, но следил за тем, что там происходит и заботился об увеличении доходов, управляя усадьбой из Петербурга.
В ХХ веке имение Паниных было национализировано указом от 15 апреля 1918 года. Через два года начался вывоз ценностей и 15 тысяч книг в Исторический музей и здание бывшего Английского клуба. С 1944 года в усадьбе размещён военный санаторий (с 1953 года - санаторий Московского военного округа, с 1986 года - Марфинский центральный военный клинический санаторий).