Планы провести майские каникулы в Бейруте или Алма-Ате неожиданно разрушила авиакомпания KLM, пообещавшая доставить из Москвы в Боготу через Амстердам и обратно меньше чем за 600 долларов. К тому же старинный колумбийский приятель обещал гайдед тур по столичным трущобам.
Каких-то 30 часов в самолетах и аэропортах, и под крылом - в буквальном смысле Эль Дорадо, El Dorado International Airport.
Богота - очень странный, огромный, вкусный и совсем ни на что не похожий город. Здесь идеальная погода: +16-+19 и пару часов дождя каждый день, круглый год. Без всяких этих ваших зим и лет. Удобно.
В Боготе почти не осталось исторического центра. Его мимоходом уничтожили в 1949 году распротестовавшиеся по какому-то поводу студенты. Сохранились буквально пара открыточных домиков с совершенно сказочными кофейнями да несколько мощенных улочек.
Центральные улицы в выходные дни - место гуляний и ярмарок.
Главное развлечение на площадях - катание на перуанских ламах.
Люди танцуют.
Играют в шахматы.
Отдыхают.
И торгуют всякой дребеденью.
Хотел купить себе настенные часы, но так и не смог выбрать. Слишком много прекрасных вариантов.
На каждом углу продают мобильные минуты: у продавца есть телефоны всех операторов, и если вам нужно позвонить на номер чужого оператора, дешевле купить разовый звонок.
В Боготе встречаются восхитительные знаки.
Глубоко философские.
Отдельная тема - граффити. Роскошные рисунки можно встретить в любой подворотне Боготы. Не
Шордич, конечно, но все-таки очень круто.
Практически Арчимбольдо.
Еще тут есть на удивление занятный музей золота.
Но главное богатство Боготы и вообще Колумбии - это, конечно, не золото, а жопы. Ни в одной из полусотни посещенных стран мира не попадались мне такие знаменательные жопы.
Ценность колумбийских жоп осознают и сами колумбийцы: таксист например всегда услужливо притормозит у проходящей мимо достойной жопы, чтобы ты спокойно мог ее сфотографировать на телефон.
Тут даже манекены точно повторяют колумбийские формы.
Основной транспорт Боготы - ездящие по выеделенным дорогам автобусы Трансмилленио. Богота - один из немногих в мире многомиллионников, где так и не построили метро.
Но самый удобный способ передвижения по городу - все-таки такси. Таксометры в такси показывают не песо, а юниты. У каждого таксиста есть табличка соответствия юнитов деньгам. В среднем, чтобы получить сумму в песо, нужно юниты умножить на 80. Туристы этого разумеется не знают и думают, что на счетчике сотни песо. Поэтому подвезя иностранца, таксист обычно молча тычет пальцем в счетчик, а глупый гринго отдает написанное количество денег, сам того не ведая оставляя 15-20% чаевых. В такой ситуации фраза «Listado de Valores» действует на таксиста как укол булавкой.
При этом такси в Боготе одно из самых дешевых в мире. 40 минутная поездка через пол 10-милионного города обойдется доллара в 4-5.
Богота, как любой латиноамериканский мегаполис, - пристанище и миллионеров, и нищих. Районы города ранжируются от 1 до 7 по возрастанию престижности, и как следствие, безопасности, цен и налогов. В богатых районах 5+ все чисто и вылизанно.
В парках профессиональные выгуливатели с десятком породистых собачек - милая латиноамериканская традиция.
Полиция гоняет бездомных.
В торговых центрах играют саксофонисты.
На площадях выставляют обложки классических рок альбомов.
А у отелей - ретро автомобили.
Здесь уважают велосипедистов. Каждое воскресенье центральные улицы перекрывают до двух часов дня, чтобы жители могли спокойно побегать и погонять на великах.
А мы в воскресенье направимся в бедные районы, двоечку. Белые люди настолько тут редки, что каждый нечастый прохожий выразительно проведет большим пальцем себе по горлу, предупреждая, что камеру стоит от греха спрятать, а полицейский остановит машину, пожмет руку и спросит, зачем вы тут, и понимаете ли, куда вообще залезли.
Воскресным утром жилые кварталы почти пусты, зато около церкви столпотворение.
После мессы люди растекаются по окрестностям.
Улицы кишат продавцами всего на свете.
Тут еще встречаются чистильщики обуви.
Если заглянуть в какую-нибудь местную забегаловку, можно пообедать фасолевым супом с рисом и авакадо под крайне удивленные взгляды местных жителей.
А если придти в воскресенье да чуть по-раньше, то можно позавтракать праздничной курицей в пальмовом листе. И не забыть про волшебные сдобные шарики на десерт.
Ну или по-взрослому поесть.
В Боготе прекрасная навигация. Горизонтальные улицы называются Calle, вертикальные Carrera. Таксисту достаточно назвать нужное пересечение. Чтобы представить себе размеры Боготы, достаточно узнать, что Calle в городе 240 в северном направлении и 220 в южном, всего 460. А каррер 140. За размерами еще можно подняться на гору Монсеррат.
Вот это как раз бедные кварталы.
А еще тут периодически меняют нумерацию домов, сохраняя старые таблички.
Из Боготы на несколько дней стоит улететь в Картахену. Совершенно изумительный колониальный городок на Карибском побережье. Настолько изумительный, что про него будет отдельно.
Если свободных нескольких дней нет, то можно выехать из Боготы в Гуатавиту на нескольно часов. Тут люди ходят в пончо.
Симпатичные пейзажи и сильно зареставрированные колониальные постройки. В выходные тут, конечно, тихий ужас, но в будний день без туристов пойдет.
Альтернатива Гуатавите - Зипакира. Типичный мелкий колумбийский городок с площадью, церковью и красными крышами.
Когда-то тут были соляные копи, в которых сделали подземную церковь.
Определенно worth visiting. И копи, и Зипакира, и Колумбия. Не забудьте привезти подарки.
а