Если я молчу, это не значит, что мне параллельно происходящее - да, мне тоже скорбно по поводу ситуации с Трансаэро.
Покопался в своих фотозавалах - есть ли у меня какая-то фотка с ними. Оказывается есть, и очень даже зрелищная - на взлётно-посадочной полосе в Петропавловске-Камчатском.
Облака зрелищно плывут ниже вулкана.
Да, они остались в моей памяти как одна из самых хамских авиакомпаний. Сколько раз летал - столько же и хамили.
Один раз почти на 12 часов задержали вылет. Глупая вышла ситуация - тогда только построили терминал Шереметьево С, и погнали из него первые рейсы.
Оттуда же должен был вылетать и я, в
Тель-Авив, в благословенный Бен-Гурион (в котором бывал 4 раза в жизни). Раньше летал ими же туда же из Домодедово, поэтому переспросил девочку на терминале, которая мне билет выписывала - "точно из Шереметьево?".
- "Да-да-да, первый рейс из нового терминала" - заверила.
Ну ладно, первый так первый, полечу первопроходцем.
Я в
Митино обитал, мне Шереметьево - лучший аэропорт.
Приехал я в свеженький терминал С. Аж зайти страшно - как в музее, еще и эти красные ленточки. Полы зеркальные настолько, что можно бриться, глядя в отражение.
Гляжу на табло - рейса нет. И тревожно толкутся группки людей, оказавшиеся попутчиками.
Нашли представителя авиакомпании - тоже, кстати, непростое дело - ни одной таблички на дверях, спросить не у кого - в новом терминале все новички.
Представитель позорно шкерится, но закипающая толпа пошла глядеть в каждую дверь. Люди в Обетованную хотят, а замест того - по новостройке шарятся, распугивая проснувшимся ветхозаветным гонором стаю робких таджикских строителей.
Голос из толпы, с нарочитым одесским акцентом, обращенный к невидимым обидчикам - "таки неудачный вы выбрали рейс, чтобы поиздеваться" - с намеком на пункт прибытия и какой ушлый контингент туда летит.
Нашли представителя - молодой парень, белая рубашка, чуть хлыщеватые манеры. Он - давай хамить.
Народ далёкий от авиации плохо понял суть дела, но я, закончивший (успешно, с профильным дипломом, без которого в профессию не берут) курсы бронировщика авиабилетов в системе Габриэль (кто в теме - знает), просёк суть инцидента.
У каждого аэропорта мира есть свой трехзначный код (у каждой авиакомпании тоже), по которому пробивается вся необходимая информация.
Получилось так, что терминал новый, и случилась какая-то накладка - код нового терминала не успел упасть в базу. А если и успел упасть - не успел обработаться принимающей стороной.
И Бен-Гурион просто отказался принимать этот рейс.
Я их понимаю, понимаю как ситуация выглядит с их стороны - им присылают запрос - "хай, пиплы! В вашу сторону направляем борт, из неизвестного аэропорта, как слышите, Обетованная, приём?". Они, естественно, от ворот поворот, как у того деда в ЮТубе - "вы кто такие? Я вас не звал. Идите на...".
Ну а правда - им ли, особенно в их реалиях крайне острой террористической угрозы, принимать из неизвестного аэропорта борт?
Такие дела быстро не решаются, оттого Трансаэро пришлось пойти на тупую, но единственно разумную меру - пассажиров усадили в автобус и через весь забитый пробками МКАД повезли в Домодедово. Проехал мимо дома в Митино, помахал ему второй раз ручкой.
А самолет - да, тупо перелетел из одного московского аэропорта в другой.
Дело затянулось, и в итоге улетел я только под вечер. И прилетел в ночь.
Но я, как ни странно, не в обиде - разместили меня в гостинице, которую я много продавал, но сам в ней не был - а тут увидел ее изнутри, с пользой для профессиональной деятельности.
Накормили.
Еще я был какой-то усталый - а тут целый день блаженного безделья. Валялся в номере, смотрел по телеку Форреста Гампа, читал книжки, поспал - отлично отдохнул перед поездкой, чтобы набраться новых впечатлений.
Еще у Трансаэро были самые сексуальные стюардессы.
Я вообще стюардесс, равно как и фотомоделей, считаю самыми несексуальными девами, но только не в Трансаэро.
Я не знаю, как была построена кадровая политика, но у Трансаэро весьма узнаваемый типаж стюардов и стюардесс. Словно подбирались они на чей-то индивидуальный вкус.
Я однажды познакомился с одним хлопцем, и подумал - выглядит как типичный стюард Трансаэро. И что вы думаете - так и оказалось.
Стюарды - эдакие жеребцы, образца американских фильмов о подростках - знаете, есть там обязательно такой лучший игрок школьной бейсбольной команды, красавчик, на которого вешаются все местные тёлочки. Или такой, просто разгульный бабник, как
Стифлер из "Американского пирога".
А стюардессы - молодые, с нагловатым голосом, как госпожи из садо-мазо порно, фигуристые, живые, интересные.
Напитки предлагают с таким сладострастием, что забываешь о чем идет речь и просто говоришь "согласен!"
Радовало
изобилие азиаток, на которых у меня фетиш. Приятно удивляла либеральная политика компании по части
татуировок у обслуживающего персонала.
Трансаэро - единственная компания, где предполетный инструктаж я завороженно смотрел от начала до конца. Особенно момент "поддуть жилет вы можете ртом через клапан поддува", и волнующая своей умелостью демонстрация стюардессой того, как это делается.
В общем - Трансаэро жаль.
Если вспомнить - начинала свою карьеру компания с аэропорта
Орла,
рядом с которым я сейчас живу в пешей доступности. И пусть Трансаэро позже перебросила штаб-квартиру в
Питер, а аэропорт Орла стал пригоден только
для собирания груздей на лётном поле, но всё равно - чувствуется что-то из земляческого сопереживания.
Трансаэро ушло от нас - покойся с миром.
А еще недавно коротал время, ждал в качестве группы поддержки девушку в стоматологической клинике, и взял полистать бесплатный журнальчик. А там внезапно статьи
puerrtto, о разных путешествиях. И краткое портфолио - посетил столько-то стран, совершил столько-то авиаперелетов, бывал в стольки-то аэропортах. И я как-то задумался - сколько стран я объехал - это знаю, около 50-ти, с небольшой вилкой разночтений, в зависимости от того, как считать некоторые спорные территории (считать ли
Приднестровье Молдовой? Считать ли
Гонконг и
Макао отдельно, или частями Китая?) - а сколько у меня перелетов в жизни было?
Сел считать. Считать было трудно, потому что никогда на этот план статистики не вёл.
Вспоминал по городам и странам, прикидывал число.
В итоге посчитал минимальный вариант - то число перелётов, которые я совершенно точно помню, некое минимальное число - и вышло их 120.
120 перелетов, 30 стран, 49 аэропортов (не считая аэропортов, в которых я был, но никуда не улетал и ниоткуда в них не прилетал - как в
Анапе, например)
Самый главный пункт отправления -
Москва, аэропорт Шереметьево. Внезапно вышло поровну рейсов из Домодедово и Внуково, хотя мне почему-то казалось, что Домодедово доминирует.
Самый частый порт прибытия -
Астрахань, аэропорт Нариманово, знакомый мне как облупленный. И округа тоже - я даже раз из города в аэропорт приходил пешком.
И весь персонал аэропорта я в лицо знаю, и единственный аэропорт, где я поднимался на борт пьянющий в полное говно - хорошо хоть не буянил и не блевал.
Единственный аэропорт, где я чуть было не опоздал на самолет. Регистрация уже была закрыта, но люки самолета еще не задраены. Мне быстро предложили сделку - заплатить штраф, но самолет они придержат.
В итоге меня быстро прошмонали через рентген, и запихнули в микроавтобус для пассажиров бизнес-класса. Как сейчас помню - на летном поле темень, и лишь желтым, как луна, светятся иллюминаторы только меня ждущего самолета.
Почувствуй себя буржуем - персональный транспорт под трап.
Я влетел внутрь, люк закрылся, пассажиры облили меня дозой пролетарской ненависти, но инцидент был исчерпан.
Не знаю сколько точно было полетов в
Астрахань и обратно, знаю лишь, что нечетное число - один раз в Астрахань я летел самолетом, а возвращался поездом.
Меня отговаривали - поездка была рабочей, а стоимость купе равна стоимости авиабилета. Лететь - два часа, а ехать - больше суток. Плюс еще махачкалинский поезд, набитый джигитами - это, мягко так скажем, не центр мира и культуры.
Но мне тогда критично было отоспаться, а в поездах я высыпаюсь великолепно, оттого настоял на купе.
Это было не зря - во первых, действительно отоспался, а во вторых - познакомился с совершенно безумным дагестанским контингентом, всеми этими разных национальностей людьми, у которых все дела решаются исключительно на клановых знакомствах.
Первый вопрос всегда, как у реальных пацанов - "с какова раёна"?
- "С Цумадинского"
- "Братишка, а у меня в Цумадинском районе тесть, Ваху знаешь?"
И все дела на телефоне: "Салам алейкум! Чего-чего, у тебя проблемы? Ща решим!" - и решает.
Звонок другу: - "Алё, Магомед?! Салям алейкум, Мага! Моему племяннику помощь нужна... Что? Знаешь прокурора? Давай сюда его телефон".
И дальше куча звонков, обрастающих паролями - "Алло, Мухиддин, это Гаджи, от Руслана, который племянник Ниязбека, друг Вахи. Мне Рустам сказал, что к вам обратиться, чтобы вы Тофику помогли разобраться с Шамилем..." - ну и так далее.
Охренеешь это слушать.
Вторым по массовости использования стал Суварнабхуми - один из аэропортов
Бангкока.
И тоже, нечетное число - один раз влетал в
Таиланд через
Пхукет, а вылетал из столицы.
Самым скорбным аэропортом в моей биографии остался ныне не существующий "Сергей Прокофьев", аэропорт Донецка - аэропорт моего детства.
Меня на каждое лето сызмальства родители отправляли в
Донецкую область к бабушке, нередко самолетом.
Меня завораживали выжженные поля кругом, раскаленные, пахнущие резиной рейсовые автобусы, сама дорога до аэропорта - из
Димитрова, через Селидово, где автостанция располагалась прямо среди грязно-серых терриконов.
Помню восхитительную авантюру, и восторг связанный с ней - я еще ребенок, первые классы школы, конец августа - меня забирают родители, летим в
Киев.
А время то - авиабилет просто так не взять. Либо в самом аэропорту, либо в специальном агентстве, где-нибудь в центре города.
В аэровокзале толчея, я с матерью, отец ушел за билетами. Вдруг прибегает - "слушай, в Киев билетов нет, но зато есть в Днепропетровск, вот буквально через 20 минут их продажа заканчивается, самолет улетает - а полетели вместо Киева в Днепропетровск, а?" (в то время там мои другие бабушка и дедушка жили).
Буквально в минуту принимается решение, и вот мы уже летим в
Днепропетровск.
Я в восторге. На всю жизнь запомнил этот чудесный опыт легкости, быстрой перемены планов, под ситуацию. Опыт того, что всё будет лучшим образом, даже если будет иначе от задуманного.
До сих пор перед глазами картина - желтоватый свет в салоне самолета, еще действует разделение на курящий и некурящий салон (пепельница в подлокотнике забита окурками), борт заполнен всего на треть - рентабельности в таких полетах никакой, в то время полёты совершенно бездумно дотировали - там и билеты стоили несколько рублей.
Характерная тряска ЯК-40 - помните такой самолет? Успели на нем полетать?
Затем поездка на такси - желтая Волга, потрескивает счётчик, скрипит руль, мелькают фонари. Жмурится в темноту водила в таксерской кепке.
Проспект Гагарина - и утром я еще не знал, что засну не в том городе, в котором планировал заснуть.
Самая длинная задержка рейса в моей биографии была на сутки - летел из Омска зимой, расходилась метель, прогнозы были неутешительные.
Борт из Москвы совершил посадку в Тюмени. Ждали пока буран затихнет. Потом вдруг затих, и борт пошел на Омск - но вновь буран захватил всё - и борт из соображений безопасности предпочёл сесть - теперь уже с перелётом - в Новосибирске.
Я сидел в аэропорту, нас задерживали на час-два-три. После шести часов ожидания покормили, как это должно быть по правилам авиаперевозок. А уже ближе к вечеру объявили - всё, самолёт прибыл, но сегодня обратно уже не полетит - у пилотов превышено время работы - а с этим очень строго. Предлагали гостиницу, для тех кому негде зависнуть в городе, но мне тогда было, оттого я вновь, на дополнительные сутки вернулся к тогдашней жене, в Омске жившей, под крыло.
На следующие сутки лишь улетел.
Самый необычный аэропорт я видел в
Доминикане - современный, просторный, разумный, но при этом с деревянными стенами и соломенной крышей - запах как в стоге сена, с привкусом Тройного одеколона.
Самым крупным самолетом, двухэтажным, летел из Москвы в
Стамбул. Какой авиакомпанией? Владивосток-Авиа. Да-да, Москва-Стамбул. Да-да, Владивостокскими авиалиниями, да - в сфере авиаперевозок и аренды бортов какие только казусы не случаются.
Самый душевный аэропорт в моем рейтинге - разумеется
Симферополь.
Я рассказывал свою нежную историю любви с ним (и не только с ним).
Самый затрапезный из виданного - Буян-Ту-Хаа, главный аэропорт
Монголии.
Ей-богу, даже
магаданский Сокол, и то презентабельнее.
Я помню, как я прилетел в Улан-Батор, вышел из аэропорта, а кругом обстановка такая, словно это не главный аэропорт страны, а какой-то забвению отданный медвежий угол.
Вдалеке маячит микрорайон, к нему протоптанная в грунте дорожка - по ней я и пошел. Пришел в микрорайон, народ на остановке бытово ждёт автобуса - я дождался с ними.
Погружение в страну стопроцентное и одномоментное.
Самый впечатливший аэропорт - разумеется на
Мальдивах.
Просто посреди тропического острова засыпается место под полосу, с трех сторон аэропорт окружают морские волны.
Самый крупный аэропорт из виданного - Чанги,
Сингапур - крупнейший мировой хаб.
Аэропорты, покорившие близостью к городу - аэропорт
Ларнаки, из которого до города можно легко по живописным местам догулять пешком. И аэропорт
Иркутска, который в черте города и куда ходит множество маршрутов городского транспорта.
А аэропорт
Куала Лумпура наоборот удивил своей удаленностью - 70 километров от города - ё-моё!
Короче, о многом из моей авиажизни я уже писал, вот вам ссылки на избранные авиапосты:
О аэропортах Земля в иллюминаторе Под крылом самолёта о чём-то поёт Чем кормят в бизнес-классе Аэрофлота И расскажите о своих авиадостижениях.