Севильский кафедральный собор - собор Санта Мария-де-ла-Седе (Catedral de Santa María de la Sede) считается крупнейшим в Европе готическим собором, гордостью Севильи и одной из главных достопримечательностей Андалусии. В 1987 г. он был включен в список всемирного наследия наследия Юнеско. Спустя пять столетий, прошедших с окончания его строительства, он продолжает поражать своими внушительными размерами, необычностью архитектурной композиции, роскошью внутреннего убранства и своим алтарем, на украшение которого пошло 3 тонны золота, привезенного из Индий.
История Севильского собора, как и большинства христианских храмов Испании, имеет мавританские корни. Во времена мусульманского владычества на его месте стояла Большая мечеть, возведённая в XII в. по указанию халифа Кордовы Абу Юсуфа Якуба. После взятия города войсками Фердинанда III в 1248 г. мечеть была освящена в церковь и в этом качестве использовалась на протяжении 150 лет. В настоящее время от старой исламской постройки сохранились «Врата прощения» (портал Puerta del Perdon), Апельсиновый двор, башня Хиральда, ранее служившая минаретом (о которой будет рассказано отдельно) и фонтан во дворе, построенный ещё вестготами в ранний христианский период.
Апельсиновый двор:
Башня Хиральда:
После отвоевания Севильи в ходе Реконкисты город стал одним из важнейших политических и экономических центров Андалусии, и ему стал необходим храм, соотвествующий новому статусу города. В 1401 г. было решено построить новое здание собора на месте старого т. к. имеющееся строение к тому времени значительно обветшало и было повреждено в результате землетрясения 1356. г. Строительство собора началось в 1402 г.; первоначальный проект храма принадлежал архитектору Алонсо Мартинесу, однако после него строительными работами руководили ещё несколько мастеров, а заканчивал строительство Алонсо Родригес. Материалы, которые остались от разрушенной мечети и использовались при строительстве собора, значительно упростили и ускорили процесс его возведения, поэтому он был построен в рекордные для того времени сроки - всего за 100 лет. Торжественное открытие собора состоялось в 1506 г., а освящение - в 1507 г.
Современный вид собора:
Работы по строительству храма, завершившиеся в 1506 г., не были окончательными. В расчетах архитекторов были допущены некоторые ошибки и всего через 5 лет, в 1511 г., купол здания начал разрушаться. Проведенные работы по реконструкции позволили простоять кафедральному собору Мария-де-ла-Седе без какого-либо крупного ремонта до 1888 года, когда в Севилье произошло сильное землетрясение, в результате которого вновь купол вновь серьезно пострадал. Работы по его восстановлению продолжались вплоть до 1903 года.
Декоративные элементы собора:
Масштабы Севильского собора поражали не только потомков, но и современников - жители Севильи говорили: «Потомки сочтут нас безумцами за то, что мы решили построить храм такой красоты и таких размеров». Кафедральный собор Севильи, действительно, поражает свомим рамзмерами, но не только ими. Архитектурный ансамбль Севильского собора абсолютно не похож на классические готические образцы. В плане собор имеет прямоугольное основание (которое базируется на фундаменте арабской мечети). Длина храмового сооружения, состоящего из 5 нефов, в сумме составляет 126 метров.
Центральный неф, боковые приделы и капеллы собора находятся между подпорными стенами, обеспечивая ширину, которую нельзя встретить больше ни в одном другом храме - 82 метра. Высота центрального нефа храма - 42 м., что сделало Севильский собор самым высоким готическим собором Испании. Высота каждого из боковых нефолв достигает 24 метров.
Центральный неф собора:
Боковые нефы собора:
Внутри здание собора освещается цветными лучами, проникающими через 75 витражных окон. Эти витражи признаны лучшими в Европе: их изготовил мастер Кристоф Алеман в XVI в.
Внутреннеее убранство Севильского кафедрального Собора поражает не меньше. Начать с того, при над входом в него висит чучело крокодила.
Поражают своими масштабами центральный неф, к востоку и западу от центрального купола в котором находятся хор и главная капелла, придавая нефу вид отдельной, колоссальной конструкции, своей роскошью и формой похожей на сокровищницу. Воображение посетителей поражают и сложные резные колонны храма с восьмиугольными основаниями, и смешение элементов отдельных стилей (от готических до ренессансных) , которые сплетаются в единый гармоничный архитектурный ансамбль.
Алтарь, находящийся в Главной капелле (капелла Майор) Севильского собора достигает 18.2 метров в длину и 27.8 метров в высоту, что делает его самым большим алтарем в Испании. Он был спроектирован и сделан фламандским скульптором Питером Данкартом. Работа по его конструированию была настолько филигранной и кропотливой, что заняла почти 100 лет. Работу над созданием иконостаса закончил в 1525 году испанец Хорхе Фернандес, а расписывал ретабло его родной брат - художник Алехо Фернандес. Алтарь представляет собой вырезанную из дерева грецкого ореха, каштана и лиственницы композицию из трех сюжетов, которую увенчивает роскошный балдахин. Внутри украшенной орнаментом архитектурной рамки находится ретабло, включающее композицию из 45 фигур, каждая из которых (за исключением тех, которые находятся на возвышении для алтаря) имеет площадь в один квадратный метр. В центре ретабло находятся фигуры, посвященные жизни Иисуса и Марии, а в боковых секциях изображены сцены, связанные с созданием Мира и с жизнью в Раю. Фигуры, расположенные на возвышении для алтаря, изображают эпизоды из жизни севильских святых, а так же вид самого города. Верхняя часть ретабло изображает 12 апостолов, а так же сцены мучений Христа. Все вырезанные из дерева сюжеты разделены пилястрами, на которых вырезаны маленькие деревянные скульптуры. Для того, чтобы добиться правильной, гармоничной перспективы, фигуры, находящиеся в верхней части ретабло сделаны крупнее, поэтому, при взгляде снизу создается панорама, на которой все фигуры кажутся одного размера.
За Главной капеллой в апсиде под куполом собора находится Королевская капелла, выполненная в 1575 г. в стиле Ренессанс. В ней расположены гробницы испанских королей Альфонсо X Мудрого и Педро I Жестокого с членами их семей. Здесь же хранится большая деревянная статуя XIII в. Королевской мадонны (Вирген де лос Рейес) -покровительницы Севильи. Справа от Главной часовни находится сокровищница - Cакристиа де лос Калисес. В ней хранятся картины известных испанских художников: Зурбарана, Моралеса, Мурильо, Гойи.
Одним из самых интересных экспонатов сокровищницы Севильского кафедрального собора является инкрустированная самоцветами золотая корона, украшенная драгоценными камнями и увенчанная фигурками четырех ангелов. Самым удивительным элементом этой ювелирной работы является фигурка одного из ангелов, держащего корону, торс которого сделан из огромной жемчужины, полностью повторяющей очертания человеческого тела.
В Главной ризнице хранится символический ключ Севильи, который был вручен испанскому королю после сдачи города маврами.
Здесь же находятся статуи испанских королевских особ, владеющих огромной империей и положивших свою жизнь на приведение ее жителей в католичество - за что они и изображены образе святых.
В центре южного трансепта Севильского кафедрального собора находится гробница великого первооткрывателя, Христофора Колумба, которая была установлена здесь в 1900 году.
Гроб, в котором хранятся останки Х.Колумба, несут аллегорические фигуры четырех королей (Арагона, Наварры, Леона и Кастильи), каждый из которых символизирует одно из христианских королевств старой Испании.
В руках одного из королей копье, пронизывающее плод граната, символизирующий последний арабский эмират в Испании - Гранаду.