"Исполинские колонны/Счётом тысяча и триста -/Подпирают тяжкий купол/Кордуанского собора./Купол, стены и колонны/Сверху донизу покрыты/Изреченьями корана/В завитках и арабесках./ Храм воздвигли в честь Аллаха/Мавританские халифы" - эти поэтические строки немецкого поэта Генриха Гейне посвящены одному из чудес мусульманской архитектуры на территории современной Европы - Меските (исп. mezquita - «мечеть») - или Кордовской соборной мечети, которая в средние века считалась второй по величине мечетью в мире, а в настоящее время является Кафедральным собором Кордовы.
Этот удивительный памятник архитектуры внесен в список 12-ти чудес Испании и считается самым посещаемым ее памятником. Кроме этого, Мескита внесена в список Всемирного наследия Человечества и находится под охраной ЮНЕСКО.
Мескита - одна из самых больших в мире мечетей: ее площадь равна 22.4000 кв. километров (175 метров с севера на юг и 128 - с востока на запад).
Современный вид на Кордовскую мечеть через Гвадалквивир:
В 716 г. Кордова была выбрана столицей Аль-Андалуса - одной из провинций Дамасского халифата. В 756 г. Абдурахман I провозгласил независимость "западного ислама", сделал Кордову столицей нового эмирата и решил построить в ней "собственную" мечеть. В 785 г. началось строительство Мескиты, которая заняла место вестготского харма, который использовался как мечеть в первые годы владычества мусульман.
Как и любой мусульманский храм, Большая мечеть Кордовы начинала строиться с киблы, ориентированной в сторону Мекки. От Кордобы Мекка находится в 45 градусах на юго-втостоке, однако кибла Мескиты направлена на 28 градусов на юго-восток. До сих пор нет единого мнения специалистов о причинах этой разницы.
Из двенадцати дверей мечети, идущих по ее периметру, которые территориально определяет стена, напоминающая крепостную, самая древняя - Святого Стефана - украшает западный фасад. Главная - "Ворота прощения" - расположена в Северной стене.
Ворота Прощения Мескиты:
Архитектурно Мескита состоит из трех частей: Минарет, Двор омовений и Зал молитвы.
С минарета, согласно мусульманскому ритуалу, муэдзины призывали правоверных на молитву пять раз в день. На протяжении истории Мескиты существовало два минарета. Самый ранний из них представлял из себя башню высотой 23,5 метров и располагался в Апельсиновом дворике, о котором речь будет идти ниже. В X в. в правление Абдурахмана III этот минарет был заменен новой башней, которая состояла из двух частей квадратной формы, воздвигнутых одна на другую - узкая на более широкую. Купол мечет представлял из себя половинку апельсина, из которого поднимался другой - со множеством шаров. Башня имела две лестницы (одну для подъема, а другую для спуска) - на западный и восточный фасад, соотвественно. Высота минарета была вдвое выше предыдущеего и составляла 47, 5 метров. Часть этого минарета находится внутри ныне действующей колокольни и доходит как раз до колоколов. Современная башня- колокольня Мескиты - это результат ее христанской перестройки, о чем - позже.
Современный вид колокольник Мескиты:
Перед тем как перейти в зал молитвы, правоверный мусульманин должен очиститься омовением пяти чувств, которые в исламской культуре считаются пятью дверями греха. Для этого и служил Двор омовений, получивший позже название Апельсинового двора. Присуствие в нем апельсинов зафиксировано уже в период христианского господства - в XV в. (до этого в нем росли, по преимуществу, пальмы). В XVIII в. к ним добавились кипарисы и оливковые деревья.
Пространство Апельсинового двора окаймляется крытыми галереями, за исключением стороны, соединяющейся с Залом молитвы, в который ведут 19 арок (сейчас 15 из них замурованы). Расширение Мескиты, осуществленное Альмансуром в начале XI в., значительно расширило и ее двор в восточном направлении, определив его настоящие размеры.
На сегодняшний день в Апельсиновом дворе находятся пять фонтанов для омовения.
Фонтаны в Апельсиновом дворе Мескиты:
Наиболее характерной архитектурной особенностью Зала молитв является использование колонн, пилястров и двойных арок.
Мощные верхние арки поддерживают здание, а нижние выполняют функции распора, что придает мечети особую прочность. Специалисты видят в этом архитектурном приеме римское влияние - в частности, использование системы внутренних акведуков.
При этом арки Мескиты расположены нестандартно - перпендикулярно кибле.
В строительстве Зала молитв изначально использовались колонны предыдущих эпох самого разного происхождения (мрамор разных цветов, гранит и алебастр) - гладкие, рельефные и спиралевидной формы. Каждая колонна имела свой собственный фундамент; кроме этого для выравнивания колонн по высоте изначально устанавливали более высокие капители для низких колонн и наоборот.
Здание Мескиты изначально имело одиннадцать нефов: в каждом ряду колонн насчитывалось по двенадцать арок. В общей сложности, для сооружения здания, которое изначально было квадратным, было необходимо сто пятьдесят две колонны. Пол мечети в те далекие времена был окрашен альмагрой (оксид жедеза красного цвета) и покрыт звездами. Горизонтальный свод состоял из досок, прибитых перпендикулярно относительно балок.
Абдурахман I умер 30 сенятбря 788, так и не увидев мечеть завершенной, которая была закончена при его сыне Хисене I. Во время правления Абдурахмана II, когда страна перживала апогей политического и экономического расцвета, население Кордовы увеличилось и Зал молитв перестал вмещать всех верующих - поэтому эмир счел необходимым расширитьмечеть. Работы в данном направлении начались в 848 г. разрушением части киблы для создания прохода через нее. Одиннадцать нефов были продлены еще восемью арочными проемами. В конечном итоге, священная стена была перенесена, повторяя изначальную конфигурацию здания. Как и прежде, при расширении Мескиты, практиковалось реутилизация строительных материалов, однако капители были выточены специально в "коринфском" стиле, который получил название "ависперо" и был наболее характерен для эпохи халифата.
Абдурахман III-Победитель провозгласил себя в 929 г первым халифом Омеядом на Западе, а столица Аль-Андалуса превратилась в один из крупнейших городов западного мира, соперничая с Римом и Бизантием- При его преемнике Альхакаме II в 962 г. началось новое расширение мечети. Нефы были достроены 12 арками, причем все колонны были новыми - их стволы великолепно отесаны, а некоторые - даже подписаны. Капители колонн представляют собой комбинацию коринфского и смешанных стилей, что привело их оформлению в отдельный стиль т.н. "халифской колонны".
Образец подписи на колонне Мескиты:
Важнейшее значение для архиетектуры Мескиты этого периода имело внесение таких элементов, как световые окошки, давшие зданию дополнительное освещение.
Большая арка в центре киблы расширенной мечети ведет в михраб, пустую нишу священного значения, которая символизирует присуствие в Мечети Пророка. Михраб - маленькое восьмиугольное помещение с встроенным цоколем из белого мрамора с прожилками, в своей верхней части украшенное рельефным куфийским пиьмом.
В 987 г. наступил еще один этап расширение Мескиты - в восточном направлении, куда здание продвинули еще на восемь нефов. В целом, комплекс мечети увеличислся на треть, что привело к утрате ранее сохранявшейся симметрии здания. Северная и южная стены Мескиты имеют меньшую толщину, и, так как пролеты строились в одно и то же время с двух сторон, это привело к нарушению гармонии сводчатых галерей. Решение данной проблемы выразилось в появлении новых арок - подковообразных, стрельчатых и трехдольных - но меньших размеров. Колонны и капители теперь делались исключительно местными мастерами и в более грубой манере. Арки были сделаны полностью из камня и покрашены в полоску красной краской. В целом, архитектурное решение новой части Мескиты, в целом, свидетельствовало о ее эстетическом упадке ее зодчих и о политическом - ее заказчиков.
Но, несмотря на эту частичную дисгармоничность Кордовской Мескиты, состоящую, фактически, из неравных по архитектурному и художественному значению частей, она все равно создает впечатление цельного культового сооружения с со своей особой, неповторимой аурой святого места. Как говорил об этом проф. Руиса Кабреро: "температура, свет и повторение колонн и арок создают особую атмосферу.... ощущение ... таинства религии".
Новая жизнь Мескиты началась в 1236 г. - после отвоевания города Фердинандом III Святым и преобразованием ее сначала в христианский храм, а затем - в Кафедральный собор Святой Девы Марии Матери Божьей (в 1239 г.), о чем будет рассказано несколько позже.