Ездили-ездили по почтовому тракту более 10 лет и до сих пор не знали, что такое почтовая гоньба. Но обращали внимание на однотипные строения вдоль дороги. И вот пришла очередь разобраться с этим вопросом...
Московско-Варшавское шоссе - одна из старейших шоссейных дорог России, её построили при Николае I. Слово "шоссе" французского происхождения, и оно означает дорогу с твердым покрытием. Почти 170 лет назад хорошо спланированная, с обочинами, кюветами, мостами и придорожными насаждениями дорога обслуживала как западное (на Варшаву), так и южное (на Киев) направления. Сейчас эту дорогу называют по-разному: Варшавское шоссе, Брест-Литовское, Москва-Брест, Москва-Рославль, Москва-Бобруйск и так далее. Но чаще всего ее называют кратко - Старая Варшавка.
Из истории строительства Варшавки известно, что ей уделяли особое внимание лица царствующей фамилии. Высочайшие царские указы Николая I, Александра II составили основную законодательную базу для строительства Варшавского тракта. Считалось, что Московско-Варшавское шоссе является важным путем в стратегическом отношении, и забота о содержании такого пути сначала всецело лежала на обязанностях правительства.
9 декабря 1846 года был объявлен указ императора Николая I о именовании сооружаемого от Москвы до Брест-Литовска шоссе Московско-Варшавским, а 1 сентября 1849 года - указ об устройстве на Московско-Варшавском шоссе заставных домов шоссейного сбора - единообразных по внешнему виду и удобных для путников почтовых станций.
Инженеры прошлого века, проектирующие дорогу, стремились привязать её к возможно большему числу населенных пунктов. Для ускорения доставки писем и отдыха пассажиров на всем протяжении шоссе из Москвы в Варшаву, на расстоянии 20-30 км друг от друга, построили почтовые станции.
Сплошная почтовая гоньба по шоссе была открыта 2 января 1850 года. Здания станций кое-где еще сохранились, они были выстроены по проектам, разработанным в Петербурге. На каждой станции были смотритель, староста, ямщики и лошади.
1. Малоярославец. На центральной площади Малоярославца до сих пор стоит здание узловой почтовой станции, построенное в то же время. На Малоярославецкой было 15 ямщиков и 45 лошадей.
2. Здание в хорошем состоянии, отреставрировано и сохранило первоначальный облик. Мемориальная доска на здании сообщает, что в 1849 году в здании почтовой станции проездом в Калугу останавливался Н.В. Гоголь.
3. Кононово, 177-й км. Первое упоминание о деревне относится к 1782 году в "Описаниях и алфавитах к Калужскому атласу". Неслучайно название деревни Кононово. По всей вероятности, поселение возникло вокруг конной станции для обслуживания знатных транзитных пассажиров.
4. По официальным данным дому 117 лет, а на самом деле, может быть и больше. Подтверждение этому увидели дальше.
5. В середине XIX века на почтовой станции в Кононово было в штате 13 человек и 24 лошади. Рядом на территории бывшего двора - руины хозяйственных построек.
6. Барсуки, 227-й км. Здание этой станции сохранилось частично багодаря тому, что в нем поселились люди. Во время строительства дороги Юхнов и уезд, в том числе и Барсуки, находились в составе Смоленской губернии. В Юхнове была своя почтовая станция (1 почтмейстер, 1 помощник, 2 смотрителя). Для перевозки почты содержалось 27 лошадей и 9 ямщиков.
В 1852 году государь император заметил, что большая часть деревень вдоль дороги находится в весьма плачевном состоянии и повелел немедленно приступить к постройке вдоль шоссе правильных деревень по существующим образцам для казённых селений. Возможно, отсюда идёт правильная линия деревенских улиц вдоль шоссе.
Постепенно шоссе становилось источником дохода для местных жителей. Извозчики, сопровождавшие обозы из Варшавы в Москву и обратно, на станциях не скупились платить за фураж для лошадей, за чаи и обеды. К дорожным работам привлекались местные крестьяне. Хороший работник вырабатывал в день до трёх рублей ассигнациями.
Чтобы понять, какую роль сыграли в жизни крестьян, проживающих рядом, эти почтовые станции, можно назвать и другие: Малоярославецкая, Медынская, Крюковская (Юхновская), Александровско-хуторская. Многие из них превратились позже в города и сёла.
В 1877 году Министерство путей сообщения передало шоссе в ведение земств. На содержание дороги казна выделяла 400 рублей за версту. Но значительная часть расходов покрывалась за счёт дорожной повинности. В обязанности жителей прилегающих селений вменялось следить за состоянием дороги. Государственные крестьяне должны были отработать на ней 34 дня в году.
7. Калугово, 265-й км. Не случайно народная молва называет эти дома екатерининскими по имени императрицы Еватерины II Великой (годы правления 1762- 1796). Дата на сохранившихся воротах говорит о том, что станция на этом месте была уже в 1775 году.
8. Характерный облик почтовых станций - стрельчатые готические окна, высокое крыльцо и дверь посреди главного фасада, две большие комнаты по сторонам от сеней, широкий двор с колодцем и навесом для лошадей и экипажей.
9. В Калугово главные вход в здание заложен кирпичами и превращен в окно. Изменена форма стрельчатых окон.
10. Новоалександровский, 297-й км. Здание почтовой станции хорошо сохранилось благодаря тому, что в нём в советское время располагался магазин.
11. 313-й км. Здесь населённого пункта в настоящее время нет. И, по-видимому, никому нет дела до этого здания
12. Здание перестраивалось, что видно по окнам.
13. Во дворе видны остатки построек.
14. Крапивна, 334-й км. В этом доме живут люди.
15. Здание станции почти совсем не узнать.
16.
17. Екимовичи, 355-й км. Здесь в здании почтовой станции тоже живут.
18. Все почтовые станции делились на четыре класса. Комплекс сооружений включал основное здание, конюшню и гостиничный флигель, которые были окружены оградой. На фото - вид со двора почтовой станции.
19. Коски, 372-й км. Внутреннее помещение тогдашней почтовой станции подразделялось на "чистую" и "чёрную" половины. "Чистая" предназначалась для отдыха "господ проезжащих", "чёрная" - для их слуг, ямщиков и почтальонов, хотя последние уставали в дороге больше.
20. В этом здании кто-то обитает.
21.
22. Это строение похоже на конюшню.
23. Рославль, 387-й км. За ходом сооружения Варшавки следили губернаторы. Чтоб ускорить темпы строительства, были организованы промежуточные участки, в том числе Рославльский.
24. Со строительством участка Варшавского шоссе в Рославле связаны многие исторические личности, которые жили и работали в Рославльском уезде. И в первую очередь, это супруги фон Мекк, которые фиансировали стриттельство. В ознаменование окончания постройки шоссе Москва-Варшава в Рославле была построена часовня-памятник. Фон Мекк на свои средства пристроил к ней алтарную апсиду и подарил иконостас. В 1872 году здание было освящено как церковь Александра Невского и вошло в комплекс зданий Спасо-Преображенского мужского монастыря.
25. В XIX веке в этом здании была гостиница 1-го класса или Заставный дом, и с 1850 по 1871 год в ней неоднократно останавливался по дороге в своё родовое поместье в Брянской области великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев. На здании есть памятная доска об этих событиях.
26. Двухэтажное кирпичное здание расположено у пересечения двух улиц на склоне рельефа. В здании сейчас находится рославльский историко-художественный музей. Главный восточный фасад выходит на красную линию Пролетарской улицы, боковой северный, - одноэтажный.
27. Далее за Рославлем в направлении к Смоленску сохранилась ещё одна почтовая станция. В здании в прошлом году открыли кафе.
28.
Почтовые станции не только сыграли важную роль в развитии почтовой связи, но и стали объектами культурного наследия. К сожалению, эти дома, не имея хозяев разрушаются, или попадая в частные руки перестраиваются. А министерство культуры РФ относит к объектам национального культурного наследия и памятникам архитектуры только 39 зданий старинных почтовых станций, расположенных в Брянской, Владимирской, Калужской, Ленинградской, Московской, Новгородской, Орловской, Псковской, Ростовской, Смоленской, Тверской и Ярославской областях, Приморском и Ставропольском краях и Татарстане. В некоторых из них созданы почтовые музеи, как например музей ""Дом станционного смотрителя" в Ленинградской области.