Айя-София: собор, мечеть и музей

Apr 28, 2015 02:23




Первый собор был отстроен Константином в IV веке. Он сгорел почти столетие спустя и на его месте была отсроена новая, шёл V век нашей эры. Новая базилика была отстроена всего за год. И ещё через сто лет она сгорела, как и её предшественница. К строительству нового здания приступили в том же году, храм строили основательно, свозя лучшие материалы со всех краёв. Софийский собор окончательно достоили только к 537 году. Православный центр Константинополя, мечеть Османской империи и самый потрясающий музей современной Турции. И несмотря на историю и время храм до сих пор стоит на своём месте.

Его внешний вид не производит такого же впечатления как строгое спокойствие Сулеймание или же изящность Голубой мечети. Айя-София выглядит приземистой, выглядит неоднородной в этих кажущихся пристройках к основному зданию строениях, в её конструкции ощущается невероятная мощь и тяжесть.



Айя-София показалась мне самым посещаемым местом Стамбула. Рядом с ней всегда много автобусов от туристических, рассчитанных на группы, до двухэтажных автобусов формата hop on-hop off, рядом с ней много такси и всегда много людей. Чтобы попасть внутрь нужно выстоять немаленькую очередь.






После османского завоевания некогда бывший православный храм переделали в мечеть. Из внешнего, что бросается явно, это, конечно же, пристроенные минареты. Минаретов четыре, но все они достраивались во времена правления разных султанов. Также за это время с внешней стороны у мечети появились библиотека, фонтан для омовений ног, начальная школа и помещение для служителей мечети. И это не считая переделок внутри.









Уже на территории комплекса, как его, наверное, правильнее было бы называть музея Айя-София, очень много старинных артефактов. Почти как у какого-нибудь археологического музея.






Внутри сумрачно, даже мрачно, и после жаркого и оживлённого района Султанахмет, как-то непривычно сыро и тихо.



Первым делом я нашла лестницу и пошла смотреть на храм изнутри и сбоку.



Удивительной красоты роспись сводов.



Всё, конечно, требует реставрации и она, судя по строительным лесам, идёт полным ходом.



Главное, что есть в храме (а когда выходишь на улицу и смотришь на Айя-Софию вновь, это становится понятно ещё раз) это огромный купол. Гигантская купольная система была вершиной архитектурного искусства своего времени, ею вдохновлялся и архитектор Синан.
Удивительное рядом - османская вязь мечети и изображение людей на фресках.



Околокупольные узоры:









Подкупольное пространство с двух сторон сообщается с боковыми нефами при помощи арок, которые поддерживаются порфировыми и малахитовыми колоннами. Под этими арками - ещё по ярусу подобных арок и ещё одни гигантские арки, поддерживающие сам купол.















На внешних пристройках переделка православного храма в мечеть, конечно, не закончилась. По христианской традиции соборбыл ориентирован на восток, а в мусульманской традиции молиться принято в сторону Мекки. Кафедра, откуда в соборной мечети имам читает проповеди, называется минбар.



Айя-София изнутри, но уже с первого этажа:



Люстры будто бы зависли в воздухе безо всяких креплений.






В апсиде, алтарном выступе, ориентированном на восток, мозаичное изображение Богородицы и младенца Христа. В апсиде также находится михраб, появивишийся там в процессе переделки храма в мечеть. По своему местоположению и функциям у михраб и алтарь схожи.



Минбар, за ним михраб и изображение Богородицы над ними. Воистину место, где можно почувствовать движение истории.



Михраб крупнее:



Это уже мозаика на одной из стен собора:



Мраморная ваза:



Огороженная верёвкой коронационная площадь. Здесь в 537 году стоял император Юстиниан, по чьему приказу было отстроено современное здание.



Эта прямоугольная колонна ни что иной, как столп Святого Георгий Чудотворца или, как её называют, потеющая колонна. Потеющей она названа потому, что это, оправленное в медь углубление, изнутри влажное. Считается, что если вставить в это отверстие палец и суметь повернуть его на 360 градусов, то загаданное желание обязательно исполнится.
Я, конечно, тоже попробовала "провернуть" своё желание. Внутри и правда ощущение несухости, но и мокрым это тоже назвать нельзя. Никакой капельки воды там, конечно, не почувствуешь. На ощупь больше похоже на что-то слюдянистое.



Считается, что большинство фресок и мозаик хорошо сохранились только потому, что в течении нескольких веков были замазаны штукатуркой. Всё было счищено только после предложения Ататюрка сделать из Айя-Софии музей.















На мозаике с южной стороны изображены Богородица и императоры Константин и Юстиниан. Константин (он справа) приносит в дар город Константинополь, а Юстиниан (он слева от Богородицы) дарует ей Софийский собор.



Крупнее:



И ещё:






Тот самый купол:



И уже за его пределами, но всё ещё на территории Айя-Софии:












Голубая мечеть находится фактически напротив:


Турция, Стамбул

Previous post Next post
Up