С бульвара Севастополь, улицы Рамбуто, от станции метро "Лез-Алль", или от станций метро "Шатле" и "Отель-де-Вилль" (есть и другие пути, но это ближайшие) можно пройти в район Бобур, где стоит огромное, но весьма спорное здание Центра современной культуры и искусства Помпиду. Здание настолько странное, что до сих пор вызывает недовольство многих парижан, а что уж говорить о времени, когда его строили в 70-х годах! Площадь перед зданием центра Помпиду называется площадью Стравинского, где находится одноименный фонтан, тоже весьма странной конструкции.
На стене перед фонтаном - огромное граффити, но человека на портрете я не узнал. Одни мне сказали, что это тоже Стравинский, другие - что это Сальвадор Дали (только без усов).
Вот более общий вид. Слева от стены с граффити - церковь Сент-Мерри, построенная в 1520 году ( т е ей почти 500 лет). Считается одной из самых больших и красивых церквей Парижа, где проходят регулярные концерты и перформансы. Во всяком случае, зайти туда стоит.
К площади перед Центром Помпиду примыкают здания района Лез-Алль, которое непрерывно застраивается и перестраивается вот уже 20 лет. Дело в том, что в прошлом этот злачный район назывался "Чрево Парижа" (помните такой знаменитый роман Золя) и тут располагался гигантский рынок Парижа, на котором закупали продукты как все горожане, так и рестораны, кафе и прочие торговые точки. Рынок был давно ликвидирован, как рассадник заразы и преступности, но район застраивается до сих пор. Собственно, поэтому Центр Помпиду воткнули в этом месте, так как ценных архитектурных сооружений тут прежде отродясь не бывало.
Фишка Центра Помпиду в том и состоит, что архитекторы решили вынести все коммуникации и детали конструкции, которые обычно скрывают под внешними стенами зданий, наружу. Например, кроме труб вентиляции, вы сразу замечаете на здании эскалаторы (красные конструкции на фото), по которым публика поднимается на этажи. Выглядит все это странно. Внутри обычная большая библиотека, книжный магазин и музей современного искусства, в котором я ничего интересного решительно не нашел. Зато в тот день проходила выставка Эдварда Мунка, того самого автора великой и ужасной картины "Крик". Очередь на выставку заняла целый час, но это того стоило. Достаточно сказать, что свой "Крик" Мунк рисовал большую часть жизни, по крайней мере на протяжении 40 лет он создал десятки вариантов картины, которые вместе с набросками и были выставлены в центре Помпиду.
На площади Стравинского перед Центром Помпиду работают файерщики. Вообще, надо сказать, что несмотря на колоссальность здания внутри ничего особо интересного нет, кроме обзорной площадки на крыше, о которой будет отдельный пост. Кафе и магазины (книг и сувениров) стандартные, хотя и большие. Картины в музее, на мой взгляд, не представляют особой ценности, интересны разве что временные выставки, которые там то и дело проходят, и если вы попадете на одну из них, как я пришел в этот день на Мунка, то вам очень повезет. В целом, если времени не хватает, то Центр достаточно осмотреть снаружи, ну и подняться на крышу.