Мантуя

Dec 25, 2014 00:03

Мантуя - древний и не-туристический город. Но, планируя поездку, я прочел пост tesoro82, в котором она перечисляла его среди 10 любимых городов Италии и решил съездить. А чтобы точно посмотреть достопримечательности, еще и попробовать найти гида и посмотреть город с экскурсией. Получилось. Гид Франческа рассказала и показала много интересного, о чем я спешу записать пока не забыл. А фрески Джулио Романо и Андреа Мантеньи - грандиозны и впечатляют, на фото - битва Титанов.




Мантуя - очень старая, ведет историю с 4 века до нашей эры - это старше Вероны. Но от римского периода ничего не сохранилось. Кроме самой истории: из Мантуи был Вергилий, известный и сам по себе как древнеримский поэт, и особенно благодаря Божественной комедии Данте - который упоминает о родине Вергилия. А более-менее понятная история начинается с 11 века, когда император Генрих IV пришел с покаянием к папе в замок Каноссу, расположенный рядом с Мантуей и принадлежащей маркграфине Матильде di Canossa.

Мантуя была в составе маркграфства, а в 12 веке стала независимой городом-комуной. Правила ей семья Бонакольси, которую в 14 веке свергла семья Гонзага. Смена власти произошла за одну ночь, мятеж поддерживала Венеция, но Мантуя осталась независимой. А Гонзага через некоторое время стали маркизами, а в 16 веке Карл V сделал их герцогами. Гонзага правили Мантуей до начала 18 века, после чего правление перешло к Австрии. Затем прошелся Наполеон, потом - снова Австрия, потом - объединенная Италия.

Средневековье - время расцвета Мантуи, именно в то время сложился ее облик. В городе много средневековых зданий и дворцов. Развитие города ограничивало расположение - город был на острове, ограниченный 4 озерами. Озера - искусственные, в древности для этого была запружена река. В 18 веке озеро, расположенное с юга осушили и сейчас озера окружают Мантую только с трех сторон.

На этом экскурс в историю заканчиваю и начинаю рассказ по фотографиям. Поезд привозит на вокзал, и оттуда я иду к базилике апостола Андрея - месту начала экскурсии.



Канал соединяет верхнее озеро с нижним, минуя среднее.






На средневековых домах - остатки фресок.


Миниатюрная церковь.


Деды Морозы лезут в окна, принося подарки.






Базилика апостола Андрея - громадна, больше и древнее кафедрального собора, и по статусу "второй кафедральный собор". Она построена для хранения реликвии - частиц крови Христа. Кровь, смешанную с землей собрал тот самый центурион Лонгин, который пронзил бок Христа. Он уверовал и привез реликвию себе на родину, в Мантую. Где хорошенько спрятал. А через много лет, при Карле Великом, место с реликвией кому-то приснилось, и она была обретена. Для экспертизы приехал Папа, признал подлинной. После этого реликвию поделили, части находятся в Мантуе, Риме, Невере (Франция) и где-то в Германии. Это обретение реликвии как раз показано на фреске. А мощи центуриона хранятся в соборе.


Алтарь, росписи и купол.








Боковая капелла


Витраж


Фрагмент росписи в еще одной капелле - один из евангелистов


Снова улицы. Это - площадь Эрбе, на которой был рынок.






Слева - кажется, синьория. Часы на ней показывают не только время, но и знаки зодиака. А справа - самая древняя церковь Мантуи. Круглая, в римском стиле, вот она внутри.


В 16 веке Гонзага почему-то решили ее закрыть. Церковь не разрушили, но застроили другими зданиями, она оказалась внутри. А в 19 веке старые здания разбирали, увеличивая площадь - и обнаружили эту церковь.

Другая сторона площади занята довольно интересным домом. Внизу это единый дом на общем основании и с целиком построенными арками. А вот со второго этажа он разделен между владельцами, каждая часть покрашена в свой цвет и дизайн фасадов отличается - хотя стена опять-таки единая.


Памятник Данте Алигьери




Театр.


Маленький, весь состоящий из лож - кроме партера. Я впервые как-то представил себе ту атмосферу - дамы или семьи с дочерьми в ложах, холостая молодежь в партере. Хотя, надо сказать, Маяковка и Большой спланированы похоже. Наверное, сыграл роль малый размер театра.




Первоначально театр строило местный университет как анатомический - поэтому ложи есть и на сцене.


А это - какой-то рисунок, довольно большой - метр с лишним в высоту.


Башня с клеткой. В клетке держали преступников.




Центральная площадь Sordello На ней - герцогский дворец и кафедральный собор


Въезд в резиденцию епископа.


Фасад собора. Кажется - обычная барочная церковь.


Но вид сбоку показывает, что фасад был пристроен к гораздо более древней средневековой церкви. А ее колокольня - еще древнее.


Внутреннее убранство собора - неожиданное. Оригинальный вариант не дошел до нас, собор внутри был перестроен по образцу старого собора Святого Петра в Риме - того, что был до нынешнего варианта. И неожиданно напоминает древне греческие храмы - пять рядов колонн с коринфскими капителями разделяют нефы. Правда, средний неф - выше.




Алтарная часть - стандартная, поперечный проход с полукруглыми сводами, за ним - алтарь.




В алтаре - старинная икона богородицы.


Фрески.


Крестильня - в отдельной пристройке.


Боковая капелла.


Герцогский дворец - фасад, выходящий на площадь. Но им дворец не ограничивается, в нем - множество зданий разного времени, которые тянутся и тянутся, образуя внутренние дворики. Гид вела снаружи, внутрь я сам сходил после обеда. А она рассказывала истории про Гонзага. Из запомнившегося - рассказ про Изабеллу д'Эсте, жену Франческо II Гонзага, одну из известнейших женщин Возрождения (начало 16 века). При ней во дворце был центр культурной жизни, работали художники и поэты. Шесть лет здесь работал Рубенс. Муж преимущественно воевал в разных войнах - у тех, кто его нанимал. А она была связана родственными узами со многими домами Европы через своих сестер, а потом - и дочерей. И этот расцвет культуры - среди борьбы папы и императора, это как-то хорошо совмещалось. Гонзага традиционно стояли за императора, но как город. А личные взгляды могли быть разными - один сын Изабеллы был капитанов войск Папы, другой - выступал на стороне Императора. Впрочем, может, они просто служили тем, кто платил.


























В Вероне есть дом Джульетты, а в Мантуе - дом Риголетто. Я сюжет не помнил, а в пересказе гида он выглядит трагически, но как-то по-дурацки. Риголетто был шутом герцога, но не веселым, а полным сарказма. Герцог был любвеобилен, и потому Риголетто прятал от него свою дочь. Однако, по какими-то случайностям она у герцога оказалась, но вовсе не как любовница. А Риголетто решил за это герцога убить, нанял убийц. А они почему-то, уже сидя в засаде решили убивать не герцога, а первого, кто попадется. Дочь Риголетто это услышала и решила пожертвовать собой. В общем, убийцы принесли отцу голову дочери. И трагический финал, когда Риголетто идет и слышит голос герцога, поющего свою арию - и заглядывает в мешок.


Как и в доме Джульетыы, внутри - ничего интересного. Там справочной бюро для туристов. Но по поводу рождества устроена выставка рождественских фигурок.


Громадный город - Иерусалим. Ночью и днем.






И отдельные здания.






Выходим, идем к замку Святого Георгия. Это - тоже часть дворца, соединена переходами. Строил тот же архитектор, что и замок Феррары.


Взгляд на живописные черепичные крыши - и мы едем к дворцу Те. Туда минут 20 пешком через город, но гид считает, что на машине - лучше.


Раньше дворец Те был загородным дворцом Франческо II. И, более того, располагался на острове, отделенный от города тем самым четвертым озером. Откуда пошло название - неясно. Те по-итальянски - чай, но гид уверена, что к чаю это название отношения не имеет. Дворец построен и расписан в 16 веке, множество фресок Джулио Романо (15 век) и его мастерской, и в хорошей сохранности - в отличие от герцогского дворца, где часть залов расписывали заново по нескольку раз, и до нас дошло далеко не все. Гид рассказывала про каждый зал, но я столько не запомнил.








Зал символов. В ленте росписи - медальоны с разными символическими изображениями. Собака - верность. А лес - доступ к благоденствию - здесь игра слов, потому что "лес" перекликается с фамилией Боско - фаворитки герцога.


Саламандра - символ герцога.


Колесницы солнца и луны. Сюжет - классический. Необычен ракурс фрески.


Фрески и скульптуры стены регулярно обновляют.








Взгляд во двор.


Зал коня. В центре - дурацкая современная скульптура, а на стенах - изображения лошадей Гонзага. Они их разводили и ими гордились.




А это - фриз зада с такими ангелочками.






А этот барельеф - с уздечкой. Предтеча современных комбинированных конструкций. Портрет коня Morel Favorito, Gulio Romano и его школа, 1525-27.


Зал Психеи. На стенах фрески с ее историей, включая счастливый финал с роскошной свадьбой богов.




По легенде, Психея и возлюбленный встречались в темноте, он не хотел, чтобы она узнала как он выглядит. Но она упросила посмотреть и дальше начались всякие злоключения.




Но закончилось все свадьбой.


Гигант Полифем, его возлюбленная, и ее парень.


И даже Зевс там был в образе змея и кого-то, по обыкновению, преследовал.


Пол в зале тоже узорчатый.


Следующие залы. Тоже прекрасные, хотя без такого буйства фресок.






Взгляд из окна. С этой стороны дворца - вода, через которую на двор ведет мост.




Музы.


Императорский зал в римском стиле. Посвящен Карлу V, который дважды гостил в Мантуе и сделал маркизов Гонзага герцогами. По залу идут торжественные победные процессии, аналогичные изоражаемым на римских арках.








Жемчужина дворца - зал титанов. Роспись на стенах изображает титанов, гибнущих в природных катаклизмах во время восстания, когда Зевс поразил их молниями. Внизу - гигантские фигуры титанов. А сверху за этим наблюдают боги. Зал сделан без углов, они скруглены, что еще усиливает впечатление - ты находишься в центре панорамы.
















После зала Титанов следующие залы не так интересны, там более, что ты опять выходишь из самой парадной части. По стенам висят картины.


Двор окружен служебными постройками, где сейчас проходят выставки и замкнут арками.


А это - вид в обратную сторону, на дворец.


Но в дальнем углу этого двора скрывается приватный покой герцога всего из нескольких залов. Потолки с росписями.






Мозаичные полы из гальки.


Маленький внутренний дворик, за которым скрывается грот.


По периметру дворика - барельефы с сюжетами классических басен.




А это - гробница любимой собаки герцога...


Грот, оказывается, имеет церковную планировку. Гид сказала, что как церковь никогда не использовался, и даже идеи такой не было. Но мне почему-то кажется, что могла быть аллюзия на пещерные храмы первых христиан. А может наоборот, на языческие святилища.






Панно на стенах сейчас бы восприняли как японский стиль - но сделано это задолго до моды на Японию и до регулярных культурных контактов.




И последний зал.






Гид довозит до центра. Пора обедать, а то все закроется на сиесту. Еще во время экскурсии она показала ресторан Aquila Nigra, который получил мишленовскую звезду. Расположен в старинном здании, обстановка парадная, но без вычурности.


Цены - кусаются, но не чрезмерно 20-25 евро за горячее. Меню не очень большое, и по названиям блюд нельзя сказать, что они какие-то особенные. Тут фишка в приготовлении. Десерт из груши я ел в куче ресторанов, а здесь он был с божественным соусом.


В туалете - пузырьки от духов.


А провожал меня роскошный котик. Который, правда. совершенно не хотел отрыватсья от вылизывания лапы.


Ресторан расположен в таком вот узком средневековом проходе.


А это - ангел на одном из фасадов.


После обеда решаю зайти посмотреть герцогский дворец. Гид советовала. Правда, сказала, что самые интересные залы закрыты на реставрацию после землетрясения в 2012. Но то, что показывают - замечательно. И, на самом деле, пойди я туда с гидом, экскурсия затянулась бы еще часа на два - она же подробно рассказывает про все эти шедевры. А так я посмотрел палаццо Те - о чем не жалею. Кстати, других посетителей в палаццо Те - не было, и в герцогском замке практически тоже.






На первом этаже дворца выставлены фрески из старых церквей.






Такой вот прекрасный ангел.


Залы выглядят примерно так.


Сверху - троица, а снизу на нее смотрят монархи.


Громадные старые росписи выше дверей.




Резная икона и герб с единорогом.






Взгляд из окна на внутренний дворик.


Длинная галерея вся расписана в таком стиле.


Еще потолки.






Во дворе камешками выложены какие-то кабалистические символы. Похоже на птицу.


Астрологический зал. Наверху - звездное небо.


Спальня.


Еще взгляд из окна, уже на другой сад. Он, похоже, сделан не на земле, а на крышах предыдущего этажа.


Громадный зал, в кадр помещается только часть стены.


Ваза как в гроте.


Еще одна спальня.
















Мраморное знамя.


Этот зал был с роскошной отделкой, которая, к сожалению, снималась - и ее вывезли какие-то завоеватели. А столбики, хоть и покрытые золотом, были приделаны намертво - и их оставили.


А здесь в паре залов - золотые потолки.




А на стенах - наборные деревянные панели.


Уже вечереет. Захожу в кафешку за кофе и еще за местными сластями, их гид рекомендовала - лепешки из песочного теста, а еще - торт из макарон. Я их потом, может, сфотографирую и опишу вкус. У стены стоит такая антуражная метла.


Гуляю по улицам. Роскошная рыбная витрина.


Улицы и башни города.


Темная церковь, в ней подсвечен алтарь.


В витрине часового магазина - старый симпатичный станок.


На рождество улицы подсвечены.


Старый крытый рынок - своды и место под ними.




Канал в ночи.


Карусель с каретой.


Дед Мороз.


Башня.




На этом прогулка по Мантуе кончилась. Возвращаюсь в Верону.

Я понимаю, что в этом посте очень много фоток, но проблема выбора - она очень трудна. Так что я извиняюсь.

Все фотки - в альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится. Оригинал поста в моем ЖЖ, все посты поездки можно прочесть по тэгу Италия

Италия, фото

Previous post Next post
Up