В минувшие выходные я впервые побывал в Милане. Подробности о предыстории и подготовке можно почитать в моем блоге по соответствующему тэгу:
http://lefortoff.livejournal.com/tag/Милан, а сейчас предлагаю вашему вниманию краткий обзор поездки по дням с упором на практические вещи (транспорт, магазины, еда, бюджет).
День 1. Пятница. Так как путешествия в Европу не должны наносить ущерба работе (на мой взгляд, длинный отпуск лучше оставить для дальних стран), отправление намечено на вечер пятницы. Путешествие начинается с аэроэкспресса на Павелецком вокзале, на котором неожиданно начали продавать неплохой разливной квас и мороженое.
Домодедово выглядит умеренно-спокойным. Мест в залах ожидания, как и обычно, не найти, но по крайней мере на регулярных международных рейсах нет той толчеи и суматохи, как на чартерах и внутрироссийских рейсах.
Авиакомпания Свисс, выбранная для первого этапа перелетов, заставляет нервничать, задерживая вылет. В итоге о выходе на посадку объявляется ровно во время планируемого отправления рейса в Цюрих, и взлет в итоге происходит с двадцатиминутным опозданием (а стыковка до Милана - всего 40 минут). Однако пилот уверяет пассажиров, что ему удастся нагнать расписание, а вкусная свиссовская еда и вино окончательно вводят в гармонию и умиротворенность.
Спустя три часа за окном появляется Швейцария. С прошлого года ничего не изменилось: она все так же отлично выглядит с неба.
Самолету удается приземлиться почти по расписанию. Быстрый сорокаминутный транзит выглядит примерно так:
1. В первых рядах выйти из самолета;
2. Обогнать всех, кто вышел раньше, сбежав вниз по лестнице, пока все едут по эскалатору;
3. Первым прийти на транзитный досмотр, пройти его;
4. Подняться вверх на паспортный контроль и пройти его за две минуты, ответив на стандартные вопросы - очередей еще нет;
5. Далее надо быстрым шагом идти к нужному гейту, помня о том, что аэропорт в Цюрихе - немалкнький;
6. На посадку успеваешь в числе последних, но все на самолете в курсе о транзитниках, поэтому ждут. Можно отправляться.
7. Багаж лучше не сдавать - многие отзывы говорят нам о том, что за такое короткое время его могут не успеть перекинуть из самолета в самолет.
Перелет до Милана совсем короткий, меньше часа. Самолет взлетает, пролетает над горами (см.фото) и начинает снижаться.
Миланская Мальпенса ввергает в легкое недоумение после идеально продуманного Цюриха. Однако спустя полминуты после входа в здание аэропорта становится интуитивно понятно, где магазин с винами, а где станция аэроэкспресса. Вскоре появляется и навигация в виде табличек "Treni" на полу.
Перед поездкой на аэроэкспрессе надо победить автомат, который относительно понятен в плане навигации, но крайне медлителен в принятии решений об успехе транзакции. Наконец это удается, пробиваем билет в невзрачном валидаторе и проходим на платформу.
На платформе также важно выбрать нужный поезд. Некоторые едут до вокзала Кадорна, а некоторые - до Центрального (через вокзал Порта Гарибальди). Я выбрал второй вариант.
Первое впечатление от Милана - рельсы на вокзале Порта Гарибальди.
Кстати, в аэроэкспрессе на полпути внезапно перестали объявлять станции, и некоторые пассажиры проехали свои остановки. Будьте бдительны: геолокация - наш лучший друг а миланском аэроэкспрессе.
В уютном и колоритом китайском квартале находится уютный и колоритный отель "Эрмитаж". Он очень хорош, особенно за 75 евро в сутки за двоих. Бронировать надо по акции, потому что регулярные цены на сайтах бронирования гораздо выше (см. пост о бронировании этого отеля:
http://lefortoff.livejournal.com/151620.html).
После вечерней прогулки, не вошедшей в этот отчет, говорим Милану спокойной ночи.
День 2. Суббота. Завтрак в отеле - отличный мотивируюший фактор для того, чтобы проснуться в 8 утра, пока еду еще не успели захватить другие гости.
Напомню, что отель находится в китайском квартале. Изучение утреннего Милана начинается с одной из главных улиц квартала, где китайцы гуляют, веселятся, а по вечерам (как выяснилось позже) пьют горячительные напитки.
Дальнейший путь к центру пролегает через парк Семпионе, напомнивший по духу и атмосфере мадридский Ретиро.
Возле главного входа в парк находится величественный замок Сфорца, на территории которого обитает не менее величественный кот (подробнее о коте и замке - в дальнейших отчетах о Милане).
Многие отзывы о выбранном отеле содержали в себе негодование: "Отель очень далеко до центра!" На самом деле, до площади Дуомо идти медленным шагом не более получаса. Разве это далеко, особенно если учесть, что в центре слишком людно, а путь проходит по невероятно живописным и малолюдным местам?
Оказавшись на Дуомо впервые, пообещал себе как-нибудь снова приехать в Милан и вернуться к собору в пять утра, пока все туристы спят.
Так как одна из целей поездки заключалась в изучении мифов и реальности миланского шоппинга, дальнейшая дорога заносит в квартал моды, который представляет собой огромное количество дорогих магазинов одежды, расположенных на четырех улицах, образующих квадрат. Тем не менее, практика подсказывает, что даже тут можно найти стоящее соотношение цены и качества, если обладать соответствующими навыками.
Затем возникает решение посетить уже легендарный аутлет Серравалле примерно в 100 километрах от города. Билеты надо брать на улице Бонапарте, 76, в офисе компании Зани Вьяджи. Стоимость на человека - 20 евро туда-обратно, так что надо ехать целенаправленно.
Также выдвигалась идея поехать в менее раскрученный аутлет Фокстаун в Швейцарии, но она была отвергнута из-за неудобного расписания.
Лично мне показалось, что Серравалле - шикарное место, даже несмотря на то, что я спокойно отношусь к магазинам и к шоппину как к явлению. Восхищает, насколько тут всё прекрасно оборудовано для того, чтобы люди расставались со своими деньгами и получали от этого удовольствие.
О миланском шопинге вскоре напишу отдельный пост-впечатление. Пока скажу лишь, что это очень сложный процесс. На первый взгляд кажется, что все очень дорого и цены ничем не отличается от Москвы (кстати, подобные отзывы встречаются очень часто на просторах рунета). Но если изрядно покопаться, то можно найти прекрасные вещи за очень умеренные деньги.
По возвращении в Милан следует наградить себя ужином в итальянском ресторане. Для ужина был выбран ресторан "Старая свинья". Несмотря на то, что он находится в китайском квартале и не на самой оживленной улице, среди гостей - одни итальянцы, иностранцев почти нет. Кормят потрясающе вкусно, рекомендую.
В конце субботнего вечера - снова прогулка.
К часу ночи улицы резко пустеют. Остаются только одинокие автомобили и редкие трамваи. Пора спать.
День 3. Воскресенье. За оставшиеся полдня перед отправлением домой решено осмотреть основные туристические точки Милана. Первой на пути появляется Арка мира, созданная в начале 19 века по инициативе Наполеона возле входа в парк Семпионе.
Пройдя сквозь парк, попадаем на многолюдную веселую ярмарку, где гуляют и туристы, и местные. На ярмарке удивили довольно высокие цены: например, хот-дог стоит 5 евро, бокал пива 0,33 - 4 евро (как и в барах).
Палатка с испанской едой. Готовят разные виды паэльи.
От входа в парк (и, соответственно, от замка Сфорца) до площади Дуомо проходит пешеходная улица Данте (на фото на дальнем плане). Степень многолюдности на ней оцениваю как чрезвычайную - такого скопления людей не наблюдал даже в квартале красных фонарей Амстердама.
Чтобы сфотографировать Дуомо без голов туристов, нужно сделать не менее пяти кадров. Собор, безусловно, красив, но повторюсь: осматривать его лучше, на мой взгляд, ранним утром, когда все еще спят. В полдень на площади не протолкнуться. К тому же, картину портят надоедливые попрошайки, требующие мелочь.
В каждом фотоотчете должна быть достопримечательность, назначение которой мне неизвестно. На этот раз - вот это здание.
Более подробный рассказ о Милане как о городе будет в следующих отчетах. А пока, по горячим следам, приглашаю ознакомиться с дорогой домой через другой аэропорт, на другой авиакомпании с другим транзитным городом.
До аэропорта Линате можно доехать на такси, но это дорого и неинтересно. Лучше использовать связку "метро-автобус". Забираем в отеле вещи и идем к ближайшей станции, которая называется Moscova, по живописной и безлюдной улице Алессандро Вольта.
Миланское метро. Проезд по городу стоит полтора евро, билеты продаются в автоматах, можно платить по карте.
Есть как минимум два способа доехать до аэропорта Линате: либо на обычном городском автобусе номер 73 от станции San Babila, который тоже стоит полтора евро, но едет долго и с остановками, либо на экспрессе от центрального вокзала за пять евро. Второй вариант быстрее, однако следует заранее ознакомиться с расписанием: обычно автобусы ездят раз в полчаса, но бывают и часовые интервалы.
На этот раз стыковочный перелет осуществляет авиакомпания Люфтганза. Перелет до Франкфурта короткий, поэтому подают только напитки и довольно вкусные сендвичи.
Аэропорт Франкфурта. Тут надо потратить некоторое время, чтобы сориентироваться и найти пункт оформления тэкс фри (в Милане напомнили, что документы на возврат подаются не в Италии, а в последней европейской стране следования).
Сначала сотрудники аэропорта отправляют совсем не туда.
Потом замечаю автоматическую стойку информации, и выясняется, что пункт тэкс фри находится уже после паспортного контроля. Проходим контроль и сразу после него видим вывеску "Тэкс фри" и огромное количество китайцев. Очередь двигается крайне медленно из-за кучи покупок у китайцев, но стыковка на этот раз двухчасовая, времени хватает, поэтому нервы не тратятся.
Преодолев китайскую очередь, проходим на посадку в безлюдный сектор Z. Скоро вылет во Внуково.
Самолет до Москвы почему-то полупустой.
На этот раз кормят просто отлично. Отдельное спасибо Люфтганзе за металлические приборы - как и у Свисса.
Закат.
Во Внуково был установлен новый рекорд: с момента приземления самолета до попадания домой прошло 45 минут. Паспортный контроль был пройден моментально, такси приехало за пять минут.
Итог по бюджету поездки (из расчета на двух человек):
Билеты: 22500 рублей (можно найти дешевле, но в данном случае интересовало жесткое время вылета - вечер пятницы и вечер воскресенья);
Отель: 7054 рубля - стоимость по акции за две ночи. Кроме этого, при выезде надо заплатить городской налог в 20 евро (грубо говоря, еще 1000 рублей).
Транспорт: 640 рублей - аэроэкспресс в Домодедово, 24 евро (1200 рублей) - аэроэкспресс из Мальпенсы, 40 евро (2000 рублей) - поездка в Серравалле, 13 евро (650 рублей) - метро и автобус до Линате, 950 рублей - такси из Внуково до дома.
Ужин: плюс-минус 50 евро (2000 рублей) в ресторане, но можно найти и более дешевые варианты.
Мелкие расходы (сувениры и т.д.): можно заложить еще 50 евро (2000 рублей).
В Милане почти везде принимают банковские карты, поэтому за всю поездку понадобилось только 50 евро наличными - как раз на оплату мелких расходов. На момент поездки (30 мая - 1 июня) курс конвертации при покупках по карте составлял 48,2 рубля за евро, а при выдаче евро в банкомате - 50 рублей за евро. Поэтому наличностью лучше озаботиться заранее.