Москва - Тбилиси май 2014. Часть 2

Глава 5 Тбилиси. Вино. Хачапури

გამარჯობა გენაცვალე
Гамарджоба генацвале!
Перевод исторический: Желаю победить, дорогой!
И мы победили! Мы приехали в славный город Тифлис. На въезде остановились прополоскать рот и снять с себя все 10 капустных одежок, чтобы красивыми въехать в прекрасный город. Ехали двумя мотоциклами, я вел, Тдмчик Костяна не решался лезть в междурядье, поэтому ехали медленно. Везде пишут движение в Тбилиси ад. Первое время я тоже так думал - перестраиваются куда хотят и когда хотят, все гудят, лезут, такое чудное хаотичное броуновское движение (да да решил блеснуть остатками образования). Но в другой день, когда катал уже один, я понял, что если ехать в своем ритме и с нужной тебе скоростью, то проблем вообще нет. Как в Москве среди таксистов ))) Главное быть впереди них. В междурядье даже двигались для меня. А гудят, это потом в деревнях стало понятно, так грузины обгон отмечают, чтобы внимание привлечь. Разрешенная скорость по городу 70, сколько сверх без штрафа можно не в курсе, но особо не дерзили, в гостях все же ))

И так мы прикатили в Старый город, где у нас была забронирована квартира через Airbnb. На площади Майдан мы потерялись с Константином и дальше плутали уже одни. Хозяйка написала нам как добраться: «Вам нужно попасть на Майдан (это очень известная площадь Тбилиси - ею оканчивается мост Метекхи), на майдане Вам нужна улица, которая идет от Майдана вокруг армянской церкви - это улица Бетлеми. Объехав сверху церковь, проезжаете вверх еще метров 300 (очень узкая улочка) и слева увидите небольшую площадку с парковкой и мусорными контейнерами. С этой площадки наверх поднимаются лестницы, в сторону крепости. Вот по этим лестницам Вы и попадете к нам (там, где лестницы раздваиваются держитесь правее).»

Потом я уже понял, что хорошо объяснила, но дело в том, что там оказалось рядом две или три церкви, а определить какая из них армянская, а какая грузинская, а какая еще какая на ходу проблематично. Поэтому дал я круг вокруг другой церкви и въехал в совсем старый старый город. Вокруг была грязь, велся самопальный ремонт, дряхлые дома - мы впали в уныние. На фотках квартиры и района все было красиво, а здесь даже останавливаться не хотелось. Проехав еще пару кварталов, я остановился на подъеме непосредственно под горой. И мы решили позвонить хозяйке. Русико (хозяйка) сказала, что нужно еще чуть-чуть проехать и она сейчас спуститься. «Чуть-чуть» и «сейчас» были прям как у испанцев )) можно смело на 10 умножать, чтоб зря не нервничать. Когда еще выбирали квартиру, я решил по традиции поторговаться. Но хозяйка была кремень, типа у нас крутое студио и спрос на него большой. Сейчас, стоя посреди развалин, очень ярко вспомнились ее слова. Ну ладно все относительно, подумалось мне. Хотя на лице Иры явно уже читалась истерика и желание искать отель в менее старом городе… Так вот про торг, торговаться нужно пробовать всегда - в итоге я получил бесплатную стоянку для мотоцикла. Не знаю улыбалась ли загадочно при этом торге хозяйка, давая согласие на стоянку, но мы ее получили. Спустился к нам дядечка и показал дом на горе, где парковаться.

Я из последних сил взлетел по брусчатке на эту гору с наклоном градусов 60 (вайме бородой клянусь 60, ну может быть больше )))) и закатился в указанный двор. Разговор с этим грузином про парковку:
- а где у вас тут можно мотоцикл припарковать?
- вот тут, во дворе у мамы. Я ее предупредил, ставьте...
И тут же кричит в окно: Мама! У нас тут ребята запаркуются!
Спасибо им. Хорошие люди, когда меня видели, выходили постоянно поговорить, дали шланг помыть мотоцикл. Такие вот простые радости путешественника.

Поставил мотоцикл, снял сумки и как раз подошла Русико и повела нас выше, выше, выше, выше и еще раз выше в квартиру. Лестница уходила куда-то за горизонт в облака практически к ногам Матери Грузии. М.б. и дальше, не было сил головой вертеть, хотелось уже все бросить и пойти за вином и хачапури.
142 ступеньки нужно было преодолеть, чтобы подняться на нашу площадку. Но оно того стоило. У нас была самая крутая квартира во всем Тбилиси. Мы как бы парили над городом. Все основные достопримечательности плюс крыши старого города были у нас как на ладони. Бонусом шло арт-кафе на нашей крыше. По сути мы жили в отдельном домике посреди кафе. У нас была своя мини терраса с видом на город, где мы собственно и зависали все вечера. Мотоциклисты, которых мы встретили по дороге, тоже бухали  дегустировали вино у нас ))) Поэтому первый вечер в Тбилиси предсказуемо превратился в отжиг. Из кафе до часу ночи лилась музыка, внизу лежал прекрасный ночной город, освещаемый множеством огней. А я намылился за вином.

Мы дети варварского сухого закона спросили у хозяйки дома:
- а у вас тут вино до которого часа продают?
Девушка смотрит на нас слегка удивленно.
- Ну, если магазин открыт, то там всегда можно купить вино! Это же Грузия!

Ира решила передохнуть и я пошел без нее. Это была ее стратегическая ошибка. Думая, что я вернусь через 20 минут, она потеряла меня на 1,5 часа. Дело в том, что мне предлагали дегустировать вино ВЕЗДЕ. Ну как можно устоять. А еще м.б. быть чачу попробуете? Отчего ж не попробовать… А Хванчкару налить? Да давайте немного. Я парень то скромный, неловко отказывать джигитам. Купив пару бутылочек для разгона, зашел в кафе за хачапури. Повелители Продавцы вина рекомендовали в первый раз на улице не покупать, чтобы не портить впечатление, и дали название ресторана. Он был прям на площади Майдан. Ресторан работал круглосуточно и народа было море, причем много местных, это радовало. Заказав самый большой почти полуметровый (вайме небом клянусь не меньше полуметра) хачапури с дополнительным сыром сверху за 12 лари (240 рублей) я стал ждать, разглядывая карту вин. Домашнее вино полтора литра 6 лари. Перевожу - боклажка грузинского за 120 рулей. Вах вах ну кааак кааак можно устоять. А бармен мне: - ты его пробовал? - нет. - Пробуй и налил мне очередной бокал )))
- Беру, сказал я, вы мне только тару с собой найдите.

Пришел я уже навеселе с огромным хачапури, 2я фабричными бутылками и еще тремя бутылками из-под нарзана с вином Ркацители. Забегая вперед скажу, что мы потом нашли в миллион раз лучше вино. Позже приехали на такси наши попутчики Ваня со Светой, я пошел их встречать и принесли мы еще 3 бутылки и два хачапури разных сортов. Кстати, таксисты и в Африке таксисты. Мне они звонили раз пять, чтобы ЯЯЯЯЯ объяснил, как к нам проехать. Я рассказал и адрес, и название района, и название главной площади и что мы у стен крепости Нарикала и что наш дом прям под фуникулером. Все в пустую. В итоге получили такую смс: «мы где-то рядом. Водитель спрашивает дорогу у прохожих.»

Вечер и ночь прошли очень душевно. На утро, напялив очки, чтобы винные пары не так резко улетучивались, мы поплыли изучать город. Как вы поняли отчет мой не содержит никаких исторических и географических ремарок, вот и на этот раз опустим все это. Мы просто гуляли по городу, по старым улицам, старым районам. Вкушали тархун и ели хинкали. Очень жалею, что у нас не было местного гастрономического гида, который подсказал бы нам где вкусно и недорого можно разнообразно поесть. Но это повод вернуться в Тбилиси, т.к. с точки зрения еды он мне совершенно не открылся.

Часа в два, нагулявшись, мы наткнулись на стоянку красных экскурсионных автобусов, которые по всему миру показывают гостям столицы основные достопримечательности. Буклет обещал нам 1,5 часа интереснейшего маршрута в комфортабельном двухэтажном автобусе без крыши. Реальность была чисто грузинская, так сказать, от души - автобус был огромный, двух этажный, но с крышей, совершенно пустой. Мы там были вдвоем, сели на втором этаже в первый ряд, рядом села девушка гид. Сзади нас сел мальчик гид и еще каждую остановку к нам подходила другая девушка, которая объявляла остановки и время ожидания. Так вот с персональными гидами мы интересно исколесили весь город. Я во всех городах большой поклонник таких маршрутов, т.к. ты едешь смотришь и потом возвращаешься именно туда, где тебе понравилось. Очень помогает сразу объемно увидеть весь город. Да и рассказывала девушка очень интересно.

Бесплатным бонусом к этой экскурсии была поездка на следующий день в древнюю столицу Грузии город Мцхета. Т.к. историческую и экскурсионную часть я традиционно опускаю, особо рассказывать нечего, кроме одного момента, ведь мы были бы не мы, если бы не словили развлекуху на пустом месте. Нас отвезли на комфортабельном маленьком автобусе.
Грузин-водитель сказал у вас есть 30 минут на осмотр достопримечательностей. Отдельно стоит отметить, что полчаса на Мцхету, это как 5 минут на Кремль… тупизм какой-то.

В общем купили мы рог ))) дешевое вино, пофоткались в шапке-аэродроме, вернулись на стоянку ииии никого нет. Этот баран нехороший человек-редиска уехал даже раньше 30 минут. Следующий экскурсионный автобус должен был приехать только через два часа, и мы решили добираться общественным транспортом, т.к. жара была невыносимая и делать здесь было нечего. Нашли остановку в центре города, прождали маршрутку, потом набились в нее с другими веселыми детьми гор и покатили в Тбилиси. Никто не говорил на доступном нам языке. Поэтому пришлось добираться на ощупь. Высадились мы на конечной, где-то в местном Теплом Стане - огромный рынок, сотни машин и автобусов, маршруток, лошадей и ослов, хорошо хорошо лошадей не было )) Пошли искать следующий автобус в центр - народ либо не говорил на русском, либо никогда не ездил в центр. В итоге нам добрая бабушка махнула в даль, где мы увидели метро.

Вежливая девушка распорядитель объяснила нам, что пройти не так то просто, нужно купить карту и положить на нее деньги. На мое уставшее возмущений нафига мне карта на одну поездку, она философски пожала плечами, такие правила. Девушка говорила на грузинском и немного на русском, проходящий мимо парень, услышал, о чем речь и предложил нас провести. Предложил он на грузинском и дальше только на нем и говорил, весело и увлеченно. Подходя к турникетам, я уже приготовился сказать ему დიდი მადლობა, если кто не знает это большое спасибо, но дальше было весело. Парень прислонил карточку, пропустил Иру, прислонил еще раз и она не сработала. Видно там кончились деньги. Парень что-то начал говорить, быстро быстро на грузинском, я ему на русском и английском, он мне на грузинском, а Ира там стояла одна в бешенном потоке усов и кепок. «Все сейчас её украдут», подумал я. Перед глазами пролетели сцены Кавказкой пленницы, я в отчаяние посмотрел на парня, который мне все что-то говорил.
- Бамбарбия! Кергуду.
- Что он сказал?
- Он говорит, что если Вы откажитесь - они Вас зарежут. Шутка.
Я ему даю денег, чтобы положил на свою карту, а он отказывает. Посмотрел он на меня своими грустными глазами и убежал из метро. Я бросил прощальный взгляд на Иру, пытаясь запомнить ее прекрасные черты, ну или хотя бы одежду на случай поиска в горах и метнулся к кассам. Растолкав очередь с криками «помогите! вопрос жизни и смерти!», я пробрался к кассам, где девушка распорядитель договорилась с какой-то женщиной, что она меня проведет. В общем 50 копеек на ее карту, спасли Иру от холодных пещер высоко высоко в горах и многочисленных пыток тостами за маленьких, но гордых птичек.
Мы спустились в метро и спокойно без проблем доехали до станции Площадь Свободы, откуда полчаса пешком до нашего дома. Дальше немного фоточек, которые я снял на свой левый тапок.

Потрясающее место нам открылось буквально под боком, точнее за спиной нашей квартиры. Прогуливаясь в районе серных бань, мы уперлись в ущелье и пошли вдоль него. Ущелье уходило за старый город и заканчивалось совершенно фантастическим водопадом. Вот прям практически в старом городе, за всеми домами было это чудо. Одно из самых великолепных мест Тбилиси, обязательно найдите этот оазис.

Вечер традиционно прошел за вином, вкуснейшей шаурмой и хачапури. Наши новые друзья мотоциклисты умотали в Батуми. У нас с начала путешествия тоже был план добраться до моря, но мы передумали, после их смск о дождях, тучах и пасмурной погоде на побережье.

Глава 6 Гори. Гоги.

Сосо спрашивает у Вано:
- Вано, ты знаешь, что такое домашнее шампанское?
- Нет, Сосо.
- Так это когда мужчина пьет вино, а женщина шипит.
Выпьем же за то, чтобы наши милые хозяйки любому шампанскому предпочитали настоящее грузинское вино.
Продлили свое богемное жилье еще на одну ночь и решили завтра двинуться на родину товарища Сталина и моей бабушки в город Гори. К тому же за Гори есть удивительное место - город в скалах Уплисцихе. До Гори добрались без приключений, немного поплутали на выезде в соседних деревнях.  Стал искать у кого бы спросить дорогу до пещер и увидел два джипа с московскими номерами и кучей экспедиционных наклеек. Отлично. подъезжаю, глушу мотор и спрашиваю «как проехать в библиотеку Уплисцихе?» Каждый раз, когда кто-либо пытался выговорить Уплисцихе, ему хотелось сказать - Будьте здоровы! А дальше, как Сова из Винни Пуха: - а я не чихала….

Подплыл ко мне чувак навеселе и сказал, что пещеры никуда не денутся, стоит город 3000 лет и будет стоять, а вот виноооо, которое они нашли здесь за домами может кончится. Так что давайте друзья пошли с нами дегустировать, лучше вы не пробовали! Мы стойко побороли в себе это адское искушение и решили, что на обратном пути обязательно заедем. Я все же попросил показать дорогу, мужик позвал водителя джипа, тот тоже будучи уже конкретно обдегустированным, принес навигатор и показал нам куда ехать. До Уплисцихе (будьте здоровы) мы доехали быстро. Махали местным детям и здоровым мужикам. Гудели на коров и овец, так и добрались.

Главное ощущение от города - тишина и спокойствие, умиротворение. Ты стоишь на скале, под тобой красивые поля, разливается Кура, где-то вдали типичная грузинская деревня, потрясающие горы, рядом пещеры, в которых жили люди тысячи лет назад и вокруг тишина. Нам повезло мы попали между заездами туристов и народа практически не было. Походили, побродили, впитали так сказать в себя старину.
И двинули на дегустацию. Да, так банально. Дегустационный дом официально находился по указателю с трассы Wine route, где-то в районе деревни Khidistavi. Дом оказался закрытым, у меня мелькнула мысль, что джиперисты выпили все вино или укатили с хозяином за шашлыком, в любом случае ждать не было времени, уже темнело и дождь опять накрапывал. На выезде из дворов нам попался встречный жигуль с номером ВИНо )) мы остановились друг напротив друга и водитель спросил не дегустацию ли мы ищем? Это был Гоги, владелец марани - винного погреба у себя дома.
Гоги устроил нам целое представление, включил грузинскую музыку, его мама накрыла стол, что было очень кстати - никому не хотелось пить вино на голодный желудок. Вкуснейший лаваш, который я весь съел. Отличные соленые огурцы, которые я все съел. Немного сыра, который тоже я весь съел.  Омлет, его судьба тоже была мной решена. Всё я был готов к дегустации. Чувствую, что кто-то за экраном сдвинул брови и подумал, а как же мотоцикл, дорога, алкоголь…

Пригубить бокал вина - все равно что ощутить на губах капельку из реки времен.
Ктфтон Фейдиман
Ну вы поняли, я не пил, а только дегустировал и жалел себя, что прилетел в это волшебное место не на голубом вертолете.

Гоги положил перед каждым из нас специальный лист с пятью кругами, под каждым было написана марка вина. Делал Гоги домашнее белое, красное и розовое вино двумя способами - в квеври, это огромный кувшин, зарытый в землю и европейским способом в бутылях или одной хайтек цистерне. В Квеврях вино он делал как отец и дед учили, а европейским способом из любопытства. Очень гордился, что много читает специальных книг. Его вино прошло тесты специализированных ассоциаций и поэтому на дороге висит указатель Wine route.
Хозяин много рассказывал про приготовление, хранение вина.
- а сами пьете? - спросила Ира
- канэчно! Литров 500 за год. Каждый увечер примерно половину бутилки обязательно уипиваю! Вино лечит.  Вот, у меня завтра день рождения. Гостей человек 15 будет. Литров 40 уипьем.

Отлично и очень душевно проведя час-полтора мы засобирались домой. Купили три бутылки вина, взяли бы больше, но грузового прицепа от спортбайка у нас не было. В подарок Гоги подарил банку своих огурцов )) Мы поехали домой, упаковывать вино, рог и чурчхелу, завтра утром был назначен выезд в направление Пятигорска. Крайний вечер в Тбилиси прошел в кругу грузинской богемы из нашего арт-кафе. Нам рассказывали грузинские байки, поили нас чачей и, конечно, восхищались нашим мотоциклетным подвигом. Показывали картины, различные винтажные вещи и прочие драгоценности с местных барахолок. Грузины очень приятные люди, добрые и открытые.

Утром мы попрощались с Русико, обменялись контактами, вот пороли и явки, скажите от мотоциклистов Иры и Бориса +995 599 720906.  И покатили к перевалу. Самое эпичное это был прорыв сквозь стадо овец. К сожалению, наша камера на середине пути была полна и не удалось заснять всё что хотелось. Так мы чуть не попали в сель, буквально за полчаса до нас он сошел с гор и все перекрыли.

Остальное видео будет позже ))

Протолкавшись через пробку к кордону, мы потупили немножко и были пропущены. Машины остались стоять. Сель эпично снес постройки и ограждения моста, м.б. даже что-то унес с собой, я не тормозил. Потихоньку по воде мы проехали опасный участок и покатили дальше к границе. Дорога до Пятигорска 400 км ничем не запомнилась, думаю, мы оба ехали и вспоминали самые яркие события поездки, слушали музыку, смотреть особо не на что было. Шторм в Осетии.

При переходе границы одна мотопара дала нам контакты Мотеля в Пятигорске (п. Горячеводский, ул. Левадинский спуск, 44, тел 8961-495-28-45), где нам был обещан «Уют и Комфорт», а также яичница и бутер с маслом на завтрак. Всё это мы получили. Мотель видно популярен у путешественников. Единственный минус вокруг нет ни одного предприятия общественного питания. При мотеле есть баня, при бане есть кафе. Мы заглянули туда, впитали за пару минут в себя весь колорит местной публики и решили съездить на такси за 100 р в центр города. Там и поели в местном гламурном кафе, где все кроме нас были в ночных нарядах выше колена. Пятигорск ничем нам не запомнился, утром был запланирован выезд на Воронеж, где-то тысяча км, поев, мы завалились спать.

Глава 7 Пятигорск-Москва или норматив Железная Жопа, 1600 км без фар в ночи

Горбовский поднял палец и
произнес нараспев:
Сегодня в Космос пущена ракета.
Она летит в двенадцать раз быстрее света.
И долетит до цели в шесть утра -
Вчера.
Аркадий и Борис Стругацкие  «Частные предположения»
Никакого прострела до Москвы я не планировал. Мы весело катили в сторону Ростова, отлично и безопасно его объехали (те, кто не забыл начало путешествия, поймут почему) и заправка за заправкой приближались к городу Воронежу. Часов в пять вечера мы разменяли тысячу километров и были уже под городом. Голодные сделали небольшой крюк к понравившемуся нам с начала пути ресторану Симпатико. Всем рекомендую - вкусно, сытно, большой выбор, хорошие цены, просторно. По дороге, а было это 9 мая, мы краем глаза в каком-то городе даже видели салют! Еще, подъезжая к Воронежу, в меня стала предательски закрадываться мысль ехать дальше. Усталости не было, ничего не болело. Было светло. Ира тоже не устала. И очень сильно хотелось домой, в свою кровать, а не койку очередного борделя мотеля. Приняв 100 грамм морса, заев котлеткой и отдохнув, мы на секретном совещании решили ехать дальше. Аргументы за были следующие: 1. впереди платная трасса, она будет освещена. 2. С нашей скоростью мы приедем уже часа через 4…

Так мило сейчас вспоминать эти наивные расчеты. Мы зевнули, потянулись и полетели в сторону московского заката. Опять же жаль камера уже не работала, закат был волшебным. Даже сейчас я ничуть не жалею, что мы поехали, а не остались кормить местных комаров и майских жуков.
Но у майских жуков были на нас свои планы. Как только солнце скрылось за горизонтом, к нам пришло пренеприятнейшее известие - у меня не работали фары. Днем этого не было видно, горел габарит да и светло было. Сейчас же нас поглотила тьма. Да согласен немного пафосно написал, но вы представьте себя на скорости, на пустой трассе, без фонарей (привет аргументу номер 1) и поймете, что тьма нас просто сожрала. Вдобавок я получил сильный удар в шлем, потом в руку, потом в плечо, потом замолотило по мотоциклу и опять шлем, плечи и т.д.  долгое время - на нас напала туча жуков. Что им от нас было нужно, я не знаю. М.б. они недавно пересматривали Терминатора и им нужна была моя одежда и мотоцикл, сложно сказать.

Нужно было что-то решать с продолжением поездки. На первой заправке, поняв, что свет не включить, я принял решение ехать дальше. Оставаться на трасе ночью было глупо, вызывать эвакуатор за 300 км до Москвы тоже. Правда и ехать без фар тоже… Что уж выбор был не самый лучший. У меня работала кнопка моргания дальним, да это не постоянный свет, но в нужных местах он будет освещать все как требуется. В Ириных глазах читалось, мы приедем, и я тебя убью. Собственно, практически так и было, хотя я рассчитывал на обнимашки… Даже сейчас мне никто не верит, что я не знал про фары.
Trust me, i'm an engineer! Если кто не видел этот ролик, посмотрите http://youtu.be/rp8hvyjZWHs

Это был мой гимн в начальные минуты следующих 300 километров. Я решил, что раз у меня нет фар, нужно взять чужие. Поэтому после каждой заправки я цеплялся на хвост какой-нибудь машине и ехал за ней. Если она уходила с трассы, я пристраивался за следующей и так мы доехали до Москвы. Мыслей в голове никаких не было, только дорога и еще раз дорога. Сложно было вылетать из кромешной тьмы на освещенные участки трассы. Глаза привыкали к свету, я искал новую машину, чтобы не замусоливать взгляд на одинаковых задних габаритах, и мы ехали дальше. Мое мнение, опасность была минимальна. Передние машины хорошо освещала края трассы, я видел, когда они подпрыгивали на кочках и ямах и избегал эти участки. Сейчас я понимаю, что мне было совсем не до анализа своих ощущений, а вот у Иры сзади было как раз 4 часа в кромешной тьме, чтобы подумать обо все на свете и обо мне нецензурно. Вскоре тьма рассеялась и мы поехали по последнему платному освещенному участку уже на подъезде к Мкаду. В два часа ночи Москва приятно порадовала пустыми дорогами и гоняющими стритрейсерами да кавказскими таксистами, который мы теперь почти любим. Мы были дома. Йюхууу )) Доехав до подъезда и умывшись холодным очумелым взглядом Иры, я покатил на стоянку.

Эпилог

Спустя пару дней, когда уже было выпито все привезенное вино, сто раз просмотрены фотографии, Ира сказала, что въехав в Москву у нее полились слезы… Сказалось напряжение последних километров в темноте и радость возвращения. Но мы дома. Ценный груз доставлен в целости и сохранности. У меня же была улыбка до ушей. Поставив мотоцикл на стоянку в два ночи, я купил себе пива и покачиваясь пошел спать. Поездка была отличной! Мотоцикл не подвел на все 146% за что ему большое спасибо!
Теперь в планах Москва - Португалия, сказал я, уворачиваясь от летящей сковородки )))