Про идею поездки; про маршрут; про кемпер, как средство передвижения; про кемпинги; про дороги, стоянки, заправки и немного про Норвегию.
Сначала позволю себе напомнить все ссылки на путешествие:
Начало путешествия
здесь.
Первый день путешествия.
Гамбург.
Второй день путешествия.
Бремен.
Третий день путешествия.
Бремен - Колдинг.
Четвертый день.
Колдинг - Орхус - Хобро - Ольборг.
Пятый день.
Хобро - Оденсе.
Шестой день.
Оденсе - Роскилле - Хельсингёр.
Седьмой день.
Хельсингёр (Дания) - Хельсингборг (Швеция) - Гётеборг.
Восьмой день.
Стромстадт - Люсефъорд.
Девятый день.
Къёраг.
Десятый день.
Прекестулен.
Одиннадцатый день.
Прекестулен - Дорога Водопадов.
Двенадцатый день.
Дорога Водопадов - Берген.
Тринадцатый день.
Берген - Юстедаль.
Четырнадцатый день.
Юстедаль - Гейрангер.
Пятнадцатый день.
Гейрангер - Швеция.
Шестнадцатый день.
Швеция. Стокгольм.
Семнадцатый день.
Стокгольм - Мальмё.
Восемнадцатый день.
Мальмё - Бремен.
Девятнадцатый день.
Гамбург.
Двадцатый день.
Обратная дорога. Стамбул.
И хотелось бы сделать некие обобщения и осмысления по результатам поездки. Сделали это в виде тематических заметок ...
Послесловие от штурмана.
Пожалуй, кемпер - лучший способ для путешествий по Европе, по крайней мере, по центральной, западной и северной ее части (про остальные пока не знаю). Есть некоторые проблемы с парковками в городах, но таковых немного.
Хорошо бы приобрести справочник по кемпингам в каждой стране (думаю, это можно сделать в информационных центрах для туристов в любом городе). Мы в Германии купили справочник ЕСС, но в нем представлены далеко не все кемпинги, особенно норвежские. Был также справочник по датским кемпингам. Такой информации много в интернете, но, как показала практика, интернет есть далеко не везде. А в справочнике обычно указана информация о предоставляемых услугах и их стоимости, а также основная информация о ПДД каждой страны, курсе местной валюты к евро, возможности ночевать вне кемпингов и т.д.
Среди кемперистов есть негласное правило - приветствуют встречный кемпер поднятием руки.
Население Европы в большинстве своем хорошо говорит по-английски, но словари в каком-либо виде нужны, особенно в продуктовых магазинах :).
Доступ в интернет должен быть всегда, не стоит надеяться на кемпинги или гостиницы, надо как-то самим продумать этот вопрос.
«Турецкие авиалинии» не понравились. В Гамбурге посадку задержали почти на час. Ни в какие дьютики там не успели. Пришли в свой гейт, а там полно народу - еще не отправили предыдущий рейс. Сидели еще минут сорок. Вдруг что-то объявили по-турецки (в немецком-то аэропорту). Зарегистрировавшийся с нами народ, в основном турки, подорвались и побежали куда-то. Мы, глядя на них, следом. Оказывается, нам гейт поменяли. Могли бы хотя бы по-немецки сказать. Кормят не вкусно.
Ну и некоторые замечания от меня ...
Про идею.
Идея продолжать изучение Европы родилась, собственно, сразу после прошлой поездки. Именно тогда мы с Катей решили обратить свое внимание на Скандинавию. Да, это направление обладает своими минусами, как то: сравнительно большие расстояния, обилие паромов и мостов, меньшее количество городов, но, в основном, конечно, относительная дороговизна всего, начиная с топлива и заканчивая проживанием и питанием.
Несколько укрепилась идея посетить северные страны после внимательного изучения красот и достопримечательностей, а также некоторого поднакопления финансов.
Но окончательно (и несколько неожиданно) идея оформилась, когда мы обсуждали с друзьями Линой и Костей потенциальную возможность поездки, в начале зимы 2012. Во-первых они выразили желание поехать вместе с нами, а во-вторых подали идею совершить поездку на кемпере - доме на колесах. Тем самым можно уменьшить расходы на проживание, ночуя в кемпингах, постоянно иметь с собой средство передвижения, а также немного уменьшить расходы за счет самостоятельной готовки.
После некоторого изучения рынка прокатных кемперов идея была признана годной и подлежащей дальнейшей разработке. Нужно было только определиться с датами и сроками, ну и порешать кучу технических вопросов :)
Так идея трансформировалась в убеждение - мы едем в Скандинавию, впятером на кемпере, на три недели!
Про маршрут.
Черновой список стран к посещению родился сразу. Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия. В Дании бывал Костя и очень хотел вернуться туда, Швеция манила нас Стокгольмом, а Норвегия - водопадами и ледниками. Тяга в Финляндию, конечно, чуть поменьше - все-таки страна для нас более «зимняя», но и летом там, говорят, есть чем заняться и что посмотреть.
Далее последовал этап изучения красот и достопримечательностей указанных стран, а также первые попытки наложить интересующие нас точки на Google Maps. Потом критическая оценка расстояний между точками и попытка уложить предполагаемый маршрут в пределы отведенного времени - не более трех недель.
Примерно в это же время (в конце января 2013) мы взяли относительно дешевые билеты до Гамбурга через Стамбул "Турецкими авиалиниями". Так определилась точка входа и выхода на маршрут. А к середине февраля подобралась и компания, готовая сдать нам в аренду кемпер нужной вместимости. Ей оказалась компания McRent, правда, нужный нам кемпер был лишь в Бремене, но от Гамбурга это относительно недалеко.
В результате всех изысканий маршрут грубо стал выглядеть примерно так:
Новосибирск (Россия) - Гамбург (Германия) - Бремен (Германия) - Колдинг (Дания) - Орхус - Рандерс - Хобро - Ольборг - Блаванд - Биллунд - Оденсе - Роскилле - Копенгаген - Хельсингёр (Дания) - Хельсингборг (Швеция) - Гётеборг - Танум (Швеция) - Сарпсборг (Норвегия) - НОРВЕГИЯ - Му-и-Рана (Норвегия) - Стокгольм (Швеция) - Мальмо (Швеция) - Колдинг (Дания) - Бремен (Германия) - Гамбург (Германия) - Новосибирск (Россия).
Причем в Норвегии я смог поначалу определить лишь некие «крайние» точки въезда и выезда, а «внутри» находился список интересных мест, красот и «must see» точек с координатами и кратким описанием, либо вообще ссылкой в Интернет. Несколько более детальный маршрут по Норвегии родился за неделю до выезда, после длительного изучения профильного раздела форума awd.ru
В результате же, фактический маршрут получился таким:
Новосибирск - Istanbul - Hamburg - Bremen - Kolding - Aarhus - Hobro - Aalborg - Odense - Roskilde - Helsingor - Helsingborg - Gothenburg - Stromstad - Drobak - Drammen - Hokksund - Notodden - E134 - Ofte - Rv45 - Dalen - Rv9 - Nomeland - Lycebotn - Kjerag - Rv45 - Lauvvik - Oanes - Rv13 - Hollesli - Preikestolen - Jorpeland - Tau - Rv13 - Hjelmeland - Nesvik - Rv13 - Sand - Ropeid - Rv520 - Sauda - Rv520 - E134 - Roldalstunnelen - Rv13 - Latefossen - Vidfossen - Hildal - Odda - Ullensvang - Kinsarvik - Eidfjord - Vøringfossen - Brimnes - Bruravik - Rv13 - Rv7 - Folkedal - Norheimsund - Steinsdalsfossen - Rv7 - E16 - Bergen - E16 - Vossevangen - Gudvangen - Flam - Aurland - Laerdal - Fodnes - Mannheller - Rv5 - Rv55 - Gaupne -Gjerde - Nigardsbreen - Luster - Rv55 - Lom - Skjak - Rv15 - Rv63 - Geiranger - Rv63 - Eidsdal - Linge - Trollstigen - E136 - E6 - Lillehammer - Stockholm - Malmo - Copenhagen - Roskilde - Odence - Kolding - Bremen - Hamburg - Istanbul - Новосибирск. Суммарно около 5500 км на колесах.
Про кемпер.
Почитав мнения знающих, да и просто поискав по Интернету, найдено было несколько (но не очень много) вариантов компаний, которые бы сдавали в аренду кемперы (или моторхоумы, как их в Германии величают). Из основных - McRent и DRM. Были еще предложения от менее известных компаний, но по имеющимся разведданным, они сами перекупают оптом в основном у этих двух монстров и далее сдают в аренду сами. Возможно это и может дать снижение цены, но решили, что для первого раза свяжемся с первоисточником.
После некоторой переписки (на немецком, Гуглопереводчик рулит) выяснилось, что предложений непосредственно в Гамбурге нет. К тому же, запрошенное нами количество мест для спанья и сидения оказалось практически предельным для автомобилей массой до 3,5 тонн. Ну, а так как категории С в правах мы пока не имеем, то и выбор несколько ограничен.
В результате получили предложение на кемпер категории Family Plus - так называемый альковный вариант. В пиковый сезон его аренда составляет 140 евро в день, что, безусловно, недешево. Однако поделенная на пятерых сумма становится не такой значительной, а если вспомнить еще и отсутствие необходимости бронировать и жить в гостиницах - то и вообще все не так страшно. К тому же, нет ограничения по пробегу.
Что нам досталось за эти деньги?
Базой является Fiat Ducato, на основу которого водружен пластиковый кузов со всеми необходимыми удобствами. Двигатель турбодизель, объемом 2,3л, мощностью 130 лошадок. Коробка механическая шестиступенчатая, но зато с круиз-контролем. Привод - передний. Кондиционер для кабины, магнитола с USB и AUX, камера заднего вида, трип-компьютер - вычисляет пробег, время пробега, среднюю скорость, расход и т.д.
Снаряженная масса 3495кг, то есть почти впритирку. Длина 6,63м, ширина 2,33м, высота 3,2м (sic!) Постоянно приходится думать о высоте, как бы чего не задеть. Ну, и ширина у него неслабая, тоже надо помнить. В целом машина достаточно разворотливая, надо только привыкнуть к габаритам.
В салоне помимо кабины две лавки по два места, мягкие, но спинка к сидушке под 90 градусов. Долго сидеть напрягает. Зато с ремнями безопасности. Стол обеденный, совместно с лавками разворачивающийся в дополнительную кровать - ее отдали Данилу, как младшему в семействе.
Также в салоне куча ящичков, шкафчиков и полочек - нужно не забывать, что и куда кладешь, ибо можно потерять или забыть. Все ящички и шкафики на магнитных защелках и с нажимными замочками, чтобы на ходу не открывались. Пожалуй, не хватает только некоторого бортика на обеденном столе - он скользковат и в дороге вещи на нем ездят.
Есть мойка для посуды, плита для готовки с тремя конфорками (газовая). Есть холодильник, работающий либо на газу (на стоянке), либо от 12В в движении, либо от 220В на стоянке, когда есть внешний источник питания. Также от газа работает внутренний обогреватель по типу сухой Вебасты. Он же может греть воду для мойки посуды или для душа. Для обеспечения всего этого есть два по 11л баллона с газом.
Есть санузел, который хотя и крохотный, но все же вмещает унитаз и душ + маленькая раковина для мытья рук. Туалет здесь химический со съемным контейнером на 20 литров. К кемперу придается химия в бутыльке для контейнера. Также на борту два бака для воды - один литров на 80 для чистой воды и второй литров на 120 для т.н. «серой» воды, то есть после мойки или душа. Сливать и заливать воду можно в кемпингах или на стоянках в специально отведенных местах.
Есть одна двуспальная кровать в алькове над кабиной - самая большая, размеры почти 2 на 2,20 метра. К ней ведет приставная алюминиевая лестница. На день кровать можно поднять, чтобы добавить воздуха над головой водителя. Две полутораспальных в корме друг над другом, как в купе поезда, длиной 2,2 и шириной около метра с лишним. На верхнюю также ведет отдельная лестница. Ну, и стол с лавками преобразуется в кровать, вот с длиной тут похуже - около 1,8метра.
Куча окон, окошечек и люков всех размеров. На всех - москитная сетка + типа жалюзи от солнца. На входной двери в салон тоже москитная сетка. Лобовое стекло на ночь задергивается занавеской. Вполне достаточное освещение - несколько ламп для основного салона и над каждой кроватью еще по светильничку.
Под нижней кроватью в корме обширное багажное отделение, в котором жили наши чемоданы, пять складных шезлонгов, складной стол, удлинитель на 25 метров для подключения к внешней розетке, всякие переходники, компрессор, садовый шланг для забора воды, башмаки/выравнивающие упоры под колеса, домкрат и куча другого нужного шмурдяка. Вот запасного колеса нет, вместо него компрессор и набор для ремонта.
На задней стенке кемпера размещено удерживающее устройство для четырех велосипедов. Под входной дверью в салон - выдвижная лесенка. Сбоку на крыше - выдвижная маркиза, достаточная для размещения под ней пятырех. Под задним свесом - пара выдвижных упоров для ночевки, чтобы машина не сильно ходила ходуном.
Наш кемпер оказался годовалым с пробегом около 3200км. За время поездки средний расход колебался от 11 до 13,5 литров солярки на 100км в зависимости от скорости. Наиболее экономичная - около 90км/ч. Пару раз чуть не осушили бак. Оказалось, что он на 85 литров. Максимальную скорость не проверяли, но по немецким автобанам ездили до 130 км/ч. Однако некомфортно - машина большая, парусность огромная, мотает от каждой фуры. Очень не любит колеи.
В целом машина грамотная, двигателя ей хватает даже для норвежских серпантинов с 12% подъемом. Однако не очень удобно спускаться - на первой слишком низкая скорость и сзади собирается хвост. На второй же машина разгоняется, приходится жать на тормоза, а перегреваются они очень быстро - все-таки 3,5 тонны особо не удержишь. Тормоза, кстати, дисковые и спереди и сзади.
Из-за большого внутреннего объема и пластикового кузова - шумная, особенно в дождь. Гремит как барабан, не слышно даже сидящего рядом. Еще один минус вытекает из габаритов: найти парковку в городе - большая проблема!
Общая оценка - почти пятерка, с небольшим таким минусом. Рекомендую!
Про кемпинги
Собственно, так как средством передвижения был выбран кемпер, то и естественным местом ночевок/стоянок для нас стали кемпинги. Что такое кемпинг?
Как правило, это достаточно большая территория, огороженная скорее формально, предназначенная для временного проживания всех категорий авто- и мототуристов: владельцев кемперов (автодомов), караванеров (автомобилей с прицепами), просто автолюбителей с палатками, мотоциклистов с палатками, даже велосипедистов с палатками. На территории этой в каком-либо порядке или без оного раскиданы стойки с электророзетками для стационарного подключения автодомов или прицепов на стоянке. На той же территории есть, как правило, хозблок, в котором находятся туалеты и душевые (а иногда и кухня, помещение для мойки посуды или даже прачечная). Где-то недалеко от въезда дополнительно можно найти площадку для слива «серой» воды и набора свежей. Также на территории в большей или меньшей степени наверняка будут присутствовать домики/бунгало или старые жилые прицепы с пристроенными к ним шатрами для проживания тех, кто не захотел жить в палатке. Иногда на территории присутствует кафешка или минимальный магазинчик с булочками для завтрака и небольшим ассортиментом продуктов. Частенько на территории кемпинга есть Wi-Fi (платный или бесплатный, но почти всегда закрытый). Набор инфраструктурных объектов бывает разный, но туалеты с душем есть практически везде.
В основном, все эти удобства платные. Иногда стоимость, например, подключения к элетричеству и душ включены в стоимость ночевки. Иногда за душ надо платить отдельно (через душевой автомат, монетами или специальными жетонами). Туалеты практически везде бесплатные, но бывают случаи, когда чтобы в него попасть надо использовать специальную карточку в качестве ключа.
Все эти детали и подробности достаточно несложно узнать на ресепшене. Там (как правило на неплохом и понятном английском) вам расскажут, что и сколько стоит, выслушают ваши пожелания, возьмут деньги или карточку в качестве оплаты, выдадут специальную карточку, которую надо поместить под лобовое стекло автомобиля. Частенько там же вам расскажут, куда и как можно недалеко сходить или съездить (к местным достопримечательностям). Ресепшены, как правило, работают с 9-10 утра и до 20-21.
Стандартно нам от кемпинга нужна была площадка под машину, свободная розетка в пределах доступности для нашего удлинителя и, желательно, Wi-Fi. Площадку мы получали практически везде (в одном только кемпинге в Дании не было свободных мест), розетка нам не досталась пару раз - приходилось питать холодильник от газа и терпеть незаряженные ноутбуки и прочие устройства. Wi-Fi приличного качества (достаточный для нетяжелого серфинга и выкладывания обработанных фотографий) мы получали примерно в половине случаев. К чести кемпингов, очень часто он был бесплатный.
Пользоваться кемпингами легко и приятно, нужно только заранее подготовить несколько стандартных фраз на английском для заселения :) Для проживания в кемпингах надо помнить несколько несложных правил (взято с avtotravel.com):
1. Улыбайтесь, нашего человека во всем мире опознают по тревожным глазам, отсутствию улыбки или ее кривизне.
2. Не нарушайте чужих прав, тогда вы сможете потребовать от соседей, чтобы не нарушали ваших.
3. Громко не разговаривайте. Стоит кому-либо начать говорить громко, так и все окружающие начинают говорить еще громче.
4. Музыку слушайте только в наушниках или на очень-очень тихом звуке (никаких открытых дверок автомобилей), множество людей не выносят «чужой» музыкальный жанр или «чужую» музыку.
5. Время до 9 утра, с 14 по 17 часов, после 24 часов является временем отдыха, старайтесь вести себя еще тише, чем обычно. Во многих кемпингах запрещен въезд на территорию транспорта после 24 часов.
6. Многие туристы не держат свои транспортные средства рядом с палатками по причине ранних отъездов, нарушения живописного вида от палатки, экономии денег и т.д. Если вы оставляете свой автомобиль около палатки, не подставляйте его под нос соседям, старайтесь не хлопать дверьми.
7. Если вы чем-то недовольны в поведении соседей, в мягкой форме можете сделать им замечание. Как правило, этого бывает достаточно. Если нет - идите и жалуйтесь на ресепшн.
8. Никогда не делайте замечания чужим детям напрямую. Необходимо высказывать свои замечания взрослым, с которыми они отдыхают.
9. Во многих кемпингах (особенно которые расположены не на берегу моря) имеются бассейны. Соблюдайте правила и время пользования ими. Не секрет, что наших туристов можно опознать по оживленному вечернему купанию на глазах у изумленной ужинающей публики.
10. Обязательно убирайте после себя места общего пользования (кухня, прачечная). Не оставляйте мусор на своей стоянке, обязательно при отъезде осмотрите стоянку на предмет забытых вещей и оставшегося мусора.
11. Будьте доброжелательны, приветливы и внимательны к вашим соседям, им может понадобиться ваша помощь в установке палатки, переносе оборудования с места на место и т.п. Если можете, оказывайте помощь.
12. С благодарностью принимайте помощь соседей, при заезде новых соседей старайтесь наладить с ними контакт, если у вас есть полезная информация для новичков, поделитесь ею с соседями.
Для справки: ночевка в кемпинге нам, как правило обходилась в пределах от 25 до 65 евро. В пересчете на одного человека - от 5 до 13 евро. И где вы найдете такие цены в отелях? ;)
Про дороги, заправки и стоянки
Дороги были разные :)
Хорошие автобаны в Германии, позволяющие даже на кемпере разгоняться до 120-130 км/ч (правда, жрать солярку он при этом начинает, как паровоз уголь). Неплохие дороги в Дании, где ограничение по скорости составляет 130 км/ч на автобанах. Приличные дороги в Швеции, где на автобанах позволяют разгоняться до 110 (редко 120) км/ч. И неожиданно узкие, со множеством поворотов, но, тем не менее, асфальтированные дороги Норвегии. Максималка там ограничена 100 км/ч на автомагистрали, но практически везде мы ехали медленнее разрешенного лимита.
В общем-то, везде (и в Норвегии тоже) можно ездить достаточно быстро, если передвигаться на обычной легковушке. Но кемпер налагал на нас некоторые ограничения - широкий, высокий и не такой верткий, как легковушка. Особенно много трудностей возникало в Норвегии. Порой дороги там были так узки, что вмещали только одну машину, а дорога-то двухсторонняя! Приходилось передвигаться от расширения к расширению, часто тормозя и пропуская встречных и попутных. Впрочем, там это обычная практика, поэтому на кемперы особо никто не обижается.
Также особенно внимательным нужно быть на норвежских серпантинах, коих там множество. Не стоит особенно смотреть на местных, которые носятся достаточно резво и вверх, и вниз. Лучше трезво оценивать свои возможности и навыки, и при необходимости бывает безопаснее собрать за собой хвост, чем нестись вниз на горящих тормозах.
На нашем маршруте платные дороги нам попадались только в Норвегии … раза три. После второго раза я зарегистрировался в системе AutoPass. По результатам мы потратили на платные дороги 244,8 норвежских кроны. Остаток от предоплаченных 300 крон нам вернули 20 октября.
Также была пара платных мостов - Большой Бельт и Эресуннский. Впечатляющие сооружения! Но и проезд по ним недешев - 50 евро Большой Бельт и 94 евро Эресуннский.
Ну и, естественно, по дороге нам попадалось какое-то количество паромных переправ различной длины и стоимости. При въезде на паром вам все подскажут и расскажут, и денежку возьмут (можно оплатить картой), так что там проблем никаких особых нет.
Автозаправочные станции есть нескольких типов:
1. Подъезжаете, вставляете пистолет в бак, заправляетесь, идете платить в кассу наличкой или карточкой. Очень распространены в Германии. Вдоль автобанов стоят на расстоянии 5-10 км друг от друга. Как правило рядом есть магазин, кафе, возможно что-то типа СТО, много места для стоянки (в том числе и грузовиков, и кемперов - смотрите на знаки), столики с лавочками на улице, туалет, иногда душ. Встречаются также места для слива «серой» воды.
2. Подъезжаете, суете в ТРК карточку, вводите пин. С карты снимают 1 крону, например, чисто чтобы проверить, что карточка рабочая. Далее вставляете пистолет, заправляетесь до полного или сколько нужно, суете карточку повторно, снмается вся сумма за исключением 1 кроны. Такие заправки были в Швеции и Норвегии. Но рядом, как правило, присутствовало помещение АЗС и, соответственно персонал, с которым при необходимости можно было проконсультироваться.
3. Подъезжаете, суете в ТРК карточку, вводите пин. На карточке блокируют какую то сумму - в Дании например было два раза, когда блокировали по 450 крон. Хотя на телефон приходит СМС, что деньги сняты :( Вставляете пистолет, заправляетесь. Сумма заправки может быть больше, чем снятая сумма. Вставляете карточку повторно, вводите пин. Снимают сумму за полную заправку. Дальше варианты - либо блокированная сумма возвращается/разблокируется сразу, либо до этого момента пройдет еще несколько дней. Последние суммы у меня разблокировали, уже когда мы были в России. Это, как правило, автоматические АЗС, когда рядом вообще никого нет. Усугубляется это все тем, что ТРК либо вообще не умеет общаться на английском, либо этого недостаточно, чтобы понять, что делать. Краткая инструкция из трех пунктов на датском нам в свое время не помогла :( Да и цифра 450 крон там нигде не была написана.
4. Наверняка возможны и какие-то другие варианты. Например, удерживание средств сразу за полный бак (некий усредненный) и сразу возврат неиспользованных средств.
Ну, и надо помнить, что лучше не доводить ситуацию до сухого бака, т.к. даже в Европе попадаются трассы, когда на несколько десятков, а то и сотен километров не бывает заправок. Во всяком случае, очевидных.
Путешествуя на кемпере, надо помнить, что проблема со стоянками (особенно в городах) может встать особенно остро. Дело в том, что в крупных городах стоянки очень плотные, рассчитанные на легковушки. Зачастую в центре города вообще припарковаться можно только на крытых парковках, на которые мы не входили просто по определению - высота 3,20 при ограничении на парковке 2 метра. А на открытых площадках, которые можно найти через навигацию, нам попадались знаки «Кроме кемперов». Усугубляется это тем, что даже навигатор зачастую тащит чуть ли не через пешеходную зону, где все тесно и неудобно, водитель нервничает и может допустить ошибку. Поэтому вопрос с паркингом в городе надо решать заранее. В идеале - либо после поиска открытой парковки дополнительно найти ее через ГуглМапс в режиме снимков со спутника и убедится что она открытая и там видно большие машины, либо периодически брать «языка». В Бремене нам, например, попался очень отзывчивый немец на заправке, который нашел для нас открытую парковку около вокзала и написал ее адрес.
Как вариант - вообще не заезжать в города и передвигаться только от кемпинга до кемпинга, а экскурсии в город осуществлять уже на общественном транспорте. Это требует денег (и часто даже заметных), но зато можно спокойно ехать в кафешку и дегустировать там пиво по своему желанию :)
Про Норвегию
Собственно, для меня совершенная поездка была в первую очередь поездкой в Норвегию.
Начитавшись форумов, насмотревшись шикарных фотографий тамошней природы, я готов был пропустить все остальные страны, оставив все время только на Норвегию.
Однако, во-первых, надо уважать мнение остальных участников, а во-вторых, в процессе передвижения по Норвегии я понял, что на нее не хватило бы и всех трех недель …
Конечно, наибольшее впечатление произвел Кьёраг, как первый из серьезных объектов, который удалось посетить. А объектом, к которому хотелось бы вернуться в первую очередь, стал, безусловно, Гейрангер со всей дорогой Rv63. Там нам не очень повезло с погодой и хорошо бы рассмотреть все при солнце, да и серпантинов, с которыми понравилось сражаться, там во множестве. А Прекестулен? А ледник Нигардсбрин? А совершенно бирюзового цвета Люсефьорд?
Вообще, вся Норвегия - страна узких дорог, фьордов, серпантинов, водопадов, озер и гор. Страна не торопливая, знающая себе цену, но приветливая и какая-то вся жизнерадостная.
Я очень надеюсь туда еще вернуться!