Обычно я пишу о своих поездках по порядку. Но для Гибралтара сделаю исключение - в противном случае, очередь до него дойдет не скоро. До недавнего времени, гражданам России для посещения Гибралтара нужно было либо делать особую гибралтарскую визу, либо иметь двухлетнюю британскую. Лишь в начале этого года, Гибралтар упростил визовый режим: теперь достаточно британской полугодовой, или любой шенгенской мультивизы (см.
тут, например). Я просмотрел много рассказов о поездках в Гибралтар, но не нашел ни одного, в котором упоминалось бы легальное попадание туда гражданина России (хотя, такие, наверняка, есть). Законопослушные россияне ограничивались осмотром Гибралтара из Испании (
вот, например).
В любом случае, мой рассказ будет одним из первых. В Гибралтар мы ездили вдвоем, на арендованной в Испании машине.
На фото - большая часть Гибралтара.
Гибралтар - крохотное государство на юге Испании, заморская территория Великобритании. Имеет свое правительство, валюту и все остальное, что положено государству. Занимает 6,5 квадратных километров (при этом, большая часть этой территории - скала-заповедник), на которых проживает около 30000 человек.
Гибралтар - полуостров. С материком соединен единственной дорогой, пересекающей вдающуюся в море в обе стороны взлетно-посадочную полосу аэропорта. На время взлета и посадки самолетов, движение по дороге перекрывается. Проскользнуть через границу морем, также вряд ли удастся: традиционно, на Гибралтаре сильный военно-морской флот, также там расположена военная база НАТО.
Ранее, россияне попадали туда, в основном, нелегально. Большинство работающих там - испанские гастарбайтеры, поток через узкую границу большой. Въезд в Гибралтар гражданам Евросоюза свободный. Многие проходят через границу без проверки документов. Когда границу пересекали мы, на въезд документы проверяли у всех, на выезд - у одного из пары десятков. У нас не проверили.
Для въезда в Гибралтар на машине с испанскими номерами, не нужны никакие разрешения, справки или пошлины. Я специально это уточнил. Также не требуется предъявлять документы на машину.
Гибралтар с Испанской стороны.
У моей спутницы была лишь испанская мультивиза, а у меня еще и полугодовая британская. С шенгенской надо заполнять анкету, с британской - нет. Штампы в паспорт разные: к шенгену - штамп-виза (стандартное время действия - 21 день), к британской визе - просто штамп о пересечении границы. Поскольку брони в отелях в Гибралтаре у нас не было, ручкой записали разрешенное время пребывания в стране 1 день.
Почти все отчеты о посещении Гибралтара упоминают о трудностях с парковкой. Большинство рекомендует оставить машину в Испании, и ехать в Гибралтар на автобусе. По зрелому размышлению, мы решили так не делать, и были правы.
На набережной в Испании при подъезде к границе места для парковки много, но она платная. Цены не узнавал. Перед самой границей - огромная парковка, но мест на ней было 0, въезд закрыт. При том, что въезжали мы около 9 утра. На фото ниже эта парковка слева.
В самом Гибралтаре машину у дороги поставить невозможно. Но есть парковки! Самая доступная - у универсама Morrison's. Он справа после въезда, километра полтора от границы.
Места много, парковка бесплатно. Билетиков при въезде нет, камер я не видел. Висят строгие объявления, что парковка только для клиентов магазина и не более, чем на 3 часа. Я видел отчеты, авторы которых оставляли там машину на весь день. Но тут есть риск, конечно. Вдруг парковку регулярно обходит служитель, фиксируя время простоя?.. Мы остановились там, чтобы посетить магазин, а затем уехали.
Магазин большой, хороший. Ассортимент немного отличается от испанского. Есть банкоматы с местными деньгами.
Рядом есть Макдональдс, где мы перекусили. Цены выше испанских, но и качество, вроде, тоже.
Кстати, пару слов о деньгах. Валюта Гибралтара - гибралтарский фунт. Он равен британскому по курсу, форме и размеру. В обращении есть и местные, и британские фунты. По моим наблюдениям - 50 на 50. Внимание: британские фунты ходят на Гибралтаре, но гибралтарские не ходят в Британии! Хотя, наверное, попробовать подсунуть можно, особенно монетки. Почти везде у вас с удовольствием возьмут евро (по грабительскому курсу). Почти везде можно платить карточкой, но во многих местах лишь при покупке от 5 фунтов, это выгоднее, чем в евро.
У меня по деньгам расход вышел такой: в Morrison's, McDonalds и за вход в нацпарк я платил картой (конвертация в фунты из рублей по ЦБ). За сувениры отдал 10 британских фунтов (были в заначке). Монетки на сувениры наменял в магазине на евро по курсу.
С монетками я так и не разобрался: их очень много разных! В сети можно встретить много подборок (
вот, например, Википедия), но все они не полные. Картинки на монетах часто меняются, а еще, бывает, тасуются. то есть, одни и те же реверсы в разные года на монетах разного номинала. Я удовлетворился тем, что собрал комплект из монет от 1 пенса до 1 фунта. По утверждению продавцов в разных точках, монета в 2 фунта в обращении не встречается. За более глубокими нумизматическими изысканиями, меня отправляли на
местную почту, но я туда так и не дошел.
Продолжим по парковке.
Самое интересное в Гибралтаре - The Rock, парк-музей-заповедник, занимающий большую часть острова. Туда можно заехать на машине, но я бы не рекомендовал: дороги узкие, парковаться практически негде. В гору идти может быть тяжело, поэтому, самое разумное - подняться вверх по канатной дороге, а потом спускаться вниз, обходя все интересное. В среднем, это занимает около 4 часов. Вот у станции канатной дороги есть большая и бесплатная парковка.
Парковка хотя и большая, но место на ней мы нашли с трудом. Возможно, если бы мы приехали чуть раньше, проблем бы не возникло.
Если же вы не сможете найти там места, вам следует отправиться на самый юг страны. Там, у Europa Point (официально, самой южной точки Европы) парковочных мест в избытке. Правда, до канатки придется возвращаться километра 3, но на такое расстояние вполне можно прогуляться. А можно и на автобусе поехать.
Обозревая Гибралтар со скалы, я видел еще несколько небольших парковок, в том числе, и многоярусных. Но перечисленных вполне должно хватить (если, конечно, поток туристов в Гибралтар резко не увеличится).
Ну а теперь - о Скале.
Вся история Гибралтара разворачивалась вокруг этой скалы (the Rock). Гибралтар имеет важное стратегическое положение, находясь между Европой и Африкой. Скала - природная крепость, значительно усиленная и обустроенная британцами за время владения. Британским Гибралтар является с начала 18 века (дольше, чем США имеет независимость). Все это время, скала то и дело становилась местом конфликта. Последний завершился лишь в 1975 году, со смертью испанского диктатора Франко. При его правлении, Гибралтар находился в изоляции от Испании, была закрыта дорога, обрезаны телефонные линии, а гражданам Испании было запрещено работать в Гибралтаре. Только военная мощь скалы удерживала испанцев от интервенции.
Пушки Гибралтара простреливали пролив до Африки, контролируя проход всех судов в Средиземное море.
Вид на Африку с юга Гибралтара.
Сейчас большинство военных укреплений скалы заброшено, или превращено в музеи. Но скала - не только исторический музей, но и заповедник. Там живут единственные в Европе дикие обезьяны - маготы, или магрибские макаки. Там же останавливается множество видов мигрирующих птиц, на пути между Европой и Африкой.
Вход на скалу пешком стоит 50 пенсов. Въезд на машине - 2 фунта. За музеи - отдельная плата. Фуникулер стоит 10 фунтов. Комплексный билет, в который входит 1 поездка на фуникулере и посещение всех музеев (кроме двух, о них позже), стоит 19 фунтов. Билет покупается на нижней станции канатки, можно платить карточкой. Продавщица была столь любезна, что наменяла мне гибралтарских монет по официальному курсу на евро из своего кошелька. Старые кабинки отправляются часто.
По дороге можно обозреть почти весь Гибралтар, но сверху вид еще лучше.
Наверху станция, кафе и большой сувенирный магазин. Оттуда и начинается путь вниз.
Но сперва, осмотримся вокруг. Куда еще можно пройти?
Короткая тропа ведет к каким-то заброшенным военным сооружениям. На прилагающейся к билету карте этого не отмечено, но там больше всего макак. Большинство туристов на скале - организованные. Их возят на небольших автобусах от музея к музею, канаткой они не пользуются, и так высоко не забредают. Поэтому, обезьяны там самые наглые и "аутентичные".
Небольшое видео.
Click to view
Развалины.
Обезьяны - национальное достояние Гибралтара. Да и всей Британской империи. Есть поверье, что Гибралтар будет британским, пока там живут макаки. Поэтому, они находятся под официальной защитой военно-морского флота Британии, и известен девиз «Мы будем защищать обезьян до последнего англичанина». На туристов обезьяны смотрят свысока.
Недавно увеличили штраф за кормление обезьян: было 500 фунтов, стало 4000.
Макаки не стесняются стащить то, что им нравится. Им нравится любая еда (в том числе в упаковках), вода в бутылках, любые мелочи, оставленные без присмотра. Обезьяна может забрать вещь из сумки или снять с рюкзака. На мой рюкзак макака запрыгнула, попытавшись извлечь из бокового кармана большую бутылку воды. Но быстро отказалась: великовато. Тем не менее, минут 5 она ездила у меня на шее, крепко держась за уши. Попытки стряхнуть обезьяну закончились лишь тем, что она поменялась местами с другой (к бурной радости оказавшихся поблизости туристов). В конце концов, наездники оставили меня, и я продолжил путь.
Обратная сторона скалы почти пуста, но и там есть кое-какие постройки.
Также ведутся работы по намывке новой земли. Государство расширяется.
Вид у тех мест полузаброшеный. Не сочетается с британским подданством.
Впереди обезьянья кормушка. Еды макакам не жалеют.
Дальше дорога раздваивается. Сперва мы пошли наверх, и оказались у частного музея, музея связи. Мордатый кассир сказал, что там пещера с экспозицией старых военных средств связи и площадка с пушкой и видом в сторону Африки. На вопрос, есть ли там что то интересное, он ответил: кому как. Ну и я решил не платить.
При нас в пещеру зашла парочка туристов, но по скорости, с которой они нас потом догнали, выходило, что осмотр экспозиции у них занял не более 5 минут.
Возвращаемся к перекрестку и идем вниз.
Из всего множества птиц, ради которых птицегляды (
birdwatchers) со всего мира съезжаются на Гибралтар, попадаются только чайки.
Вот и пещера Святого Михаила. И сопутствующие ей сувенирный магазин и кафе (есть еще бесплатный туалет).
Вход сразу за забором налево. Кассир штампует билет, и мы проходим внутрь.
Подсветка плавно меняет свет. Спуск вниз проходит через амфитеатр. Может, там иногда проходят концерты или конгрессы? Вообще, смотрится здорово.
Большую часть пещеры видно на первом фото. Есть еще галерея уровнем ниже, куда надо спускаться по лестнице. Впечатляет конечно. Но, недавно я был в Ливане, в гроте Джейта, он гораздо интереснее. Только снимать там нельзя.
В пещере мы были с толпой польских старичков. К следующей точке - официальному месту осмотра обезьян, старички укатили на автобусе, а мы пошли пешком.
Внизу Гибралтар, вокруг зелень. Бабочки летают, ящерки бегают, обезьяны прыгают. Красота!
Снова смотрим обезьян. На официальной точке они поспокойнее.
Семейный быт.
Идем дальше вниз. Скоро вдоль узкой дороги начинает виться забор. А за забором - чьи-то жилые домики. Фамилии на почтовых ящиках лишь испанские. Вот Фернандез, например.
Кругом заросли кактусов. В основном, опунции. Но есть и суккуленты. Попадается и
алоэ.
Подходим к военному музею.
В музей мы еще зайдем, а пока поднимемся выше, к
великим осадным тоннелям (верхним галереям). На входе получаем еще одну печать на билет, и углубляемся в пещеры.
Галереи были созданы в 18 веке британскими военными, в качестве средства защиты Гибралтара от попыток испанцев и французов взять его под свой контроль. Англичане довольно быстро выстроили туннели с бойницами в сторону континента, и там окопались.
Экспозиция не очень большая, полностью осмотреть ее хватит получаса. В небольших пещерках, отходящих в сторону от основного прохода, расставлены информационные щиты и небогатый демонстрационный материал.
Большинство щитов имеет аудиосопровождение. При нажатии на кнопку, диктор зачитывает информационный текст на английском, немецком, испанском или французском.
Информация исчерпывающая. Как все это долбили и взрывали, где что хранили, как солдаты и рабочие устраивали досуг. Много технических подробностей, например, как был организован отвод пороховых газов при выстреле, чтобы дым не душил защитников и не демаскировал бойницы.
Сквозь бойницы можно взглянуть на границу с Испанией.
Видно, что в тесном Гибралтаре нашлось место даже для футбольного стадиона и кладбища. Кстати, похоже, у стадиона тоже бесплатная парковка. Правда, идти от нее до достопримечательностей неудобно.
Не знаю, за какие заслуги даруется право быть похороненным на драгоценной гибралтарской земле. Но, вот, жениться там могут все желающие.
Заканчиваются пещеры вот таким залом. Когда я добрался до него, мне давно уже надоели нудные исторические пояснения на щитах, и я был рад повернуть обратно.
На выходе из пещер, я услышал характерный гул. На посадку заходил самолет. Я пошел к ближайшей смотровой площадке, с которой открывался вид на ВПП. Посадку я не застал, захватил только рулежку.
Там же, на смотровой площадке, я обнаружил разнополых старичков на электровелосипедах. Велосипеды привлекли мое внимание. Похоже, они были арендованы где-то неподалеку, уж слишком чистые и не обремененные багажом. Очень любопытные модели, я таких прежде не видел. Большое внимание к мелочам. Батарея в раме, эргономичный руль, дисковые тормоза, мотор в заднем колесе. Различия комплектации мужской и женской моделей. Для дневной экскурсии умеренно спортивных людей - то, что надо. Себе бы я такой, конечно, не хотел, но сделано так хорошо, что и посмотреть приятно.
Идем дальше. По плану у нас военный музей. Если бы не указатели, найти его было бы сложно. Народу там нет, ни работников, ни посетителей. Спускашься в подвал унылого барака, отворяешь дверь-клетку, и попадаешь в 2 каморы с жалкой экспозицией.
Чем рассказывать о ней, лучше просто покажу, что там есть.
Вход, вроде, как, по билетам, но желающих их проверить не наблюдалось. Может, началась сиеста?
Идем дальше.
Дальше у нас последняя на Гибралтаре печь для отжига извести. Пишут, что раньше таких печей повсюду было много. Продукты их работы использовали для мытья и стирки, побелки домов и множества других хозяйственных нужд. А сейчас осталась одна. Бабушка мне рассказывала, что на Украине раньше таких печей также много было.
Следующая выставка - музей осады. Чуть менее унылый, чем пещеры. Но желающих проверить билеты не наблюдалось и там.
Несколько инсталляций показывают эпизоды жизни в осаде. Голод, болезни, телесные наказания.
Именно в гибралтарском гарнизоне служил больше всех битый солдат британской армии.
Историческая стенопись, которую оставили дуреющие от скуки солдаты.
Типа, огород. Сейчас в Гибралтаре официально нет сельского хозяйства. А в осаде военный комендант приказал разбить огороды везде, где возможно. Забавный факт: командир был строгим вегетарианцем. Что крайне необычно для того времени.
Ниже по дороге еще один частный музей. Посвященный пещерам Второй Мировой войны. На англоязычной Википедии есть
отличная статья про то, как Вторая Мировая затронула Гибралтар. К тоннелям имеет непосредственное отношение операция "Трейсер", рассекреченная в 1997. Нескольких человек замуровали в тоннелях с радиооборудованием на случай, если немцы захватят Гибралтар. Там они прожили 2,5 года, но немцы так и не пришли. Посетить музей было бы интересно, но свободно там ходить нельзя, только с регулярной экскурсией, а ждать следующей мне не хотелось.
Идем дальше - к последнему музею, замку Муриш. Идем мимо очередной батареи. Во время строительства эти посты назвали в честь разных членов королевской семьи. Эта вот -
имени королевы Шарлотты. Кстати, на всем пути нам то и дело попадались мемориальные таблички. На них упоминались обстоятельства визита на Гибралтар Ее Королевского Величества Елизаветы II и Его Королевского Высочества принца Чарльза Эдинбургского в 60х годах 20 века. Там они любовались городом, там - знакомились с обезьянами, там просто стояли.
Вот и
замок Муриш.
билеты при входе у нас проверили. Замок этот средневековый, был построен в 711 году, еще мусульманами, в пору их владения Гибралтаром. Внутри его экспозиция мала и довольно уныла.
Мне попалось на глаза, что до 2010 года, там располагалась гибралтарская тюрьма. Но, то ли преступников было очень мало, то ли большая часть замка недоступна туристам, а смотреть там особенно нечего. Разве что, подняться на крышу и посмотреть на город сверху поближе, чем со скалы.
Пора покидать скалу и возвращаться к парковке. Заодно, можно посмотреть, как живут простые гибралтарцы. Живут, прямо, скажем, не очень.
Дороги узкие, а тротуаров нет. Приходится то и дело вжиматься в промежутки между тесно припаркованными автомобилями.
Дома старые и разваленные. Я зашел в один, заметив приоткрытую дверь. Сразу вспомнил коммуналки моего детства.
Объявление внутри подъезда.
Британская телефонная будка.
В местном магазинчике я купил мороженое. Продавщица-испанка не понимала английского, пришлось вспоминать, что ice cream будет helado. И тут же, зайдя за угол, я был атакован обезьяной. Я не ожидал, что они спускаются в город. От неожиданности я завопил "Не дам, моё!", чем до полусмерти перепугал не только обезьяну, но и случившихся поблизости людей. Больше ко мне не приставали.
Пришли на парковку. С утра на ней появилось с десяток свободных мест.
Настала пора решать, что смотреть дальше. Прямо от станции канатки начинается ботанический сад, туда мы решили не идти, на природе мы уже нагулялись. Путеводители рекомендуют посетить настоящие английские пабы. Но я на них и в Англии насмотрелся. К тому же, я не пью спиртного. Было решено съездить на юг страны, на Europa Point, а потом искать место для обеда-ужина уже в Испании.
Дорога на юг коротка, но извилиста и тесна.
Припарковаться, как я уже писал, там можно свободно. Погулять там можно минут 10. Плюс, время на любование прибоем. При должном настроении, любоваться им можно не один день. Но у меня его не было.
На южной точке острова имеется небольшой парк с детской площадкой, кафе и общественным туалетом. Новенькая мечеть. Башня церкви Мадонны Европейской (Our Lady of Europe),
бывшая мечеть, бывший маяк. Несколько мемориалов и новый маяк (к маяку не подходить! Частная собственность!).
Внимания заслуживает мемориал Сикорского - дар Польши. Почему он установлен на Гибралтаре, я так и не понял. Почему там на нем пропеллер - тоже не понял.
К мемориалу прилагается душещипательная памятная доска, но и она проясняет мало. Там говорится, что Сикорский - вовсе не тот, о котором вы подумали (русский ученый), а вовсе даже польский генерал Второй Мировой. И он, и весь польский народ страшно страдали от агрессии и немцев, и русских. В общем, Сикорский (и в его лице - весь польский народ) - д'Артаньян, а все вокруг - понятно кто. Но все равно не ясно, при чем тут Гибралтар.
Последний взгляд на прекрасное, бурное, вечно изменчивое море пролива - и пора отправляться.
Времени было только 4 часа дня, а страну уже хотели покинуть многие. Ожидание в очереди на КПП затянулось на 20 минут. При том, что документы проверяли очень у малого числа людей.
Кроме автомобилей, сплошным потоком идут пешеходы и мотоциклисты. А ресурс пограничной службы весьма ограничен. Как было в старинном монологе Задорнова:
Отделились даже манси. Они отделились от ханты. Теперь у них серьезная проблема: их признали восемьдесят три страны мира, а их всего - шестьдесят четыре человека. Не хватает послов, в результате посол Ханты в Манси послал посла Манси в Ханты.
Документы у нас смотреть не стали, ни гибралтарцы, ни испанцы. Хотя я махал им из окна машины золотыми орлами российских паспортов. Так мы покинули Гибралтар.
Дальнейший наш путь лежал в Херес, и перекусить мы решили в одном из моллов по дороге.
Другие путешествия:
http://wilduser.livejournal.com/37840.html