Итак, продолжаем гулять по столице Румынии. Первая часть -
здесь. Как известно, для строительства огромного Дворца Парламента, про который я писал в первой части, снесли добрую часть старого Бухареста - узких улочек, наполненных модерновыми вычурными зданиями, за которые город получил прозвище "Восточный Париж", и памятниками древней архитектуры. До наших дней дошла примерно треть этого города. О том, что он из себя представляет, в каком он состоянии сегодня, а также - как выглядят второстепенные улицы столицы - под катом.
1. На территорию старого города мы заходим со стороны набережной Дымбовицы, по Strada Nicolae Tonitza. Сегодня почти весь старый город Бухареста - пешеходная зона.
Первое, что мы видим под белым южноевропейским солнцем - церковь святого Дмитрия (biserica sfantu dumitru) 1819-го года. Она построена на месте старой церкви XIV-го века. В ней хранится много святых мощей местной значимости.
Как-то не смотрится на пешеходной улице красный железный забор, но это только начало:
2. На улице полдень и изнуряющая жара, а также жёсткий белый свет, убивающий половину снимков. Мы проехали почти 200 километров от Констанцы, и ещё пару прошли пешком от гостиницы. Хочется отдохнуть. Впереди, на этой самой Strada Nicolae Tonitza, заметили кафе. Подошли поближе - оказался ресторан «Чайковский», из динамиков которого на улицу льётся «Ах, какая женщина» Фристайла. Мы прибалдели и не смогли не зайти.
По счастью, в этом «русском» ресторане в самом сердце Бухареста весь остальной репертуар составляла наша классика. Даже представить трудно, как мы попали туда именно в тот момент, когда они крутили шансон. Ресторан запомнился помпезными интерьерами а-ля Большой театр, пугливым официантом, посредственными борщом и мамалыгой и невероятной красоты сотрудницей. Меню на русском у них не было.
3. Основные улицы старого города - Strada Lipscani, Strada Gabroveni, Strada Franceza. Они достаточно широкие и ухоженные, на них развита торговля, много ресторанов. Обрамляют их прекрасные классические и модерновые здания. В жаркий полдень здесь не так много народу, но всё равно эти улицы не пустеют.
На фото - Почтовая улица (strada Postei), названная так из-за расположенного здесь Дворца Почты, фасад которого, показанный в первой части, выходит на Calea Victoriei. Здесь же, слева, его не менее красивый тыл. Справа - больница Spitalul Clinic Prof Dr Doc Ovidiu Marina:
4. Одно из самых ярких мест старого города - Pasajul Macca-Vilacrosse. Это такой переулок, соединяющий одну из улиц исторического квартала с Calea Victoriei, со стороны которой он раздваивается и становится вилкообразным. Прелесть этого прохода в его оформлении - это узкая крытая галерея с крышей из полупрозрачного жёлтого стекла:
5. Когда-то тут была гостиница, дочь владельца которой вышла замуж за главного архитектора Бухареста - поборника парижского стиля. Гостиница досталась им в качестве свадебного подарка. В конце XIX-го века гостиницу снесли и выстроили пассаж в лучших европейских традициях. И результат не может не радовать. Сегодня это - уютная галерея с бутиками и кафе. Думаю, особенно хорошо посидеть здесь в дождь, хотя последние посещают столицу Румынии нечасто.
На фото можно видеть опрыскиватель, встроенный в навес над кафе. Подробнее про их предназначение и виды я рассказывал в первой части.
6. Ближе к вечеру, с ослаблением зноя, улицы Липскан (так называется этот район) наполняются людом. Появляются толпы праздношатающихся, кафешки забиваются под завязку, вылезают уличные музыканты, художники и попрошайки.
7. На парадной Strada Lipscani одно здание краше другого. Перед нами - бывшая штаб-квартира национального банка Румынии. Построено в стиле эклектики в 1882-1884 годах на месте бывшего постоялого двора:
8. Здесь же, в перспективе улицы Смардан (strada Smardan), названной в честь села, вблизи которого румынская армия одержала крупную победу, видно изумительное здание с пышной аркой, барельефами и куполом. Это - дворец Биржи (Palatul Bursei), построенный на всё том же, золотом для бухарестской архитектуры, стыке XIX и XX веков:
9. Если пройти по strada Smardan до пересечения со Strada Lipscani, можно увидеть ещё одно красивое здание - генерального банка Румынии (светлое здание с красной крышей и куполом, который выглядывает слева из-за угла):
10. В центральной части Липскан уютно, хорошо и красиво. Из узенького переулка, соединяющего Strada Lipscani и Strada Blanari, открывается вид на церковь Святого Николая (Biserica sf. Nicolae). В здании справа - бар «Шекспир». Видимо любят тут называть национальные кафе и рестораны в честь культурных деятелей…
11. Количество кафе и ресторанов в старой части Бухареста просто зашкаливает. Вечером они наполняются народом, и на уютных летних улицах воцаряется атмосфера какого-то праздника и торжества. Пройти по улицам становится почти невозможно - толпы румын и туристов оттягиваются, громко и непринуждённо общаются в атмосфере кофейно-табачно-пивного угара.
12. Заглянем теперь на более мелкие улочки бухарестского исторического квартала. Они чем-то напоминают арбатские переулки - такие же узкие, разветвлённые и с красивыми названиями. Такой же островок глухоты в центре Большого города. Но, в отличие от Москвы, местные исторические дебри не так здорово выглядят, как центральные пешеходные артерии:
13. Масштаб разрухи тут вполне румынский. Причём определённый диссонанс создаёт тот факт, что в разрухе пребывают в основном шикарные модерновые здания времён самого пика расцвета города.
14. На этих улицах особенно хорошо понимаешь значение фразы «остатки былой роскоши». Словно когда-то здесь кипела богатая и интересная жизнь, а сейчас от неё остались здания-призраки. Этакий мини-Детройт. Но в отличие от Детройта, Бухарест наоборот оживает. Может быть, сейчас здесь приличная разруха, но года три назад состояние Липскан лучше всего можно было описать словом «руины». По чужим отчётам, по фоткам пятилетней давности хорошо видно, что старый город преображается, реставрируется. Улицы мостятся свежим булыжником, открываются новые и новые кафе и магазины. Приходят новые посетители. Думаю, лет через пять здесь не останется и следа от граффити, стыдливых строительных сеток и плёнок, пустых глазниц окон:
15. Чёткой грани между разрухой и новизной здесь нет. Да, Strada Lipscani и отдельные куски других улиц, близкие к выходам в "большой город" парадно прилизаны. Но в целом, отреставрированные дома могут соседствовать с разрушенными почти до основания. А уютные и вполне европейские кафе могут находиться в зданиях, второй этаж которых разрушен:
16. Но именно на этих улочках происходит то самое вечернее оживление, драйв, про который я говорил чуть выше. От одного нахождения здесь слегка пьянеешь и входишь в состояние беззаботной эйфории:
17. На некоторых узеньких улочках столы кафе стоят почти на всю ширину улицы. Прогулка превращается в протискивание между столами, можно дотянуться до чьей-нибудь закуски и утянуть, например, свежеобжаренных кукурузных чипсов с сырным соусом.
На этом фото порадовал креативно оформленный вход в кафе:
18. Здесь не покидает ощущение какой-то общности, причастности - порой кажется, что на всей территории Липскан - одна большая, знакомая друг другу тусовка. Хотя, из-за тесноты могут возникать и конфликты.
Когда по узеньким улочкам прошлась процессия толстеньких сперматозоидов, рекламирующих марку презервативов, идти стало окончательно невозможно. Зато все вокруг веселились:
19. У нас в головах ещё были сильны воспоминания об Украине, по которой мы ехали в Румынию, и о колесе, которое там непременно выставляют во всех традиционных ресторанах и у многих частных домов. Для нас колесо стало символом Украины (хотя официально - скорее символ цыган). Поэтому скульптуру 2008-го года «Человек, время, пространство» (Omul,Timpul,Spatiul) мы сначала про себя обозвали «жертва Украины»:
20. Наконец, нагулявшись, мы сели в приглянувшемся кафе на одной из узеньких улочек, заказали пива и решили осмотреться. Вокруг - вполне современная весёлая молодёжь. В кафе - хорошее пиво и неплохие закуски (хотя до Чехии, конечно, бездна). Румынский официант - мил и обходителен. Но вот стоит поднять голову чуть наверх…
21. Красивые старинные здания разваливаются. Окна где-то заколочены картоном, а где-то - рисунками (!!!) окон, да ещё и с силуэтами. В открытых окнах время от времени появляются цыгане и пялятся вниз, на отдыхающую румынскую молодёжь и туристов. Вон там впереди, на балконе, сидят два толстых дядьки в одних трусах, бухают и рубятся в домино, совсем
как в Констанце:
22. На этой оптимистичной ноте я закончу повествование про исторический квартал Липсканы и поведу Вас на обычные малые улицы центра Бухареста. Тут, конечно же, нет такой концентрации красивых зданий и весёлых людей, тут ездят машины и полно обычных социалистических зданий-коробок. В общем, все равно что уйти от Кремля куда-нибудь в сторону Болотной площади и дальше, в сторону Октябрьской. Но красоту можно найти и тут:
23. Здесь здания XX-го века могут соседствовать со старинными или сделанными под старину. Причём ценность этих улиц в том, что здесь прослеживается именно румынская архитектура, а не модерн «под Париж», которым наполнены Липсканы
24. Контрасты могут быть резкими аки детский понос.
25. На весьма унылом бульваре Реджины Элизабеты (Bulevardul Regina Elisabeta), проходящем параллельно набережной Дымбовицы, - площадь Михаила Когэлничану, румынского политика и министра второй половины XIX-го века. Как не трудно догадаться, памятник в центре площади изображает именно его:
26. Видимо, не меня одного вдохновляет недолгий век румынского расцвета, к которому относятся почти все красивые постройки страны. Большинство памятников восхваляют политических и литературных деятелей именно той поры. Для румын это, видимо, такая же полумифическая ностальгия, как для России «балы, красавицы, лакеи, юнкера».
Та же площадь, вид со спины:
27. Обилие проводов, старинные особняки, совковые коробки, немного неухоженности и разрухи и бурлящая жизнь - вот такой в целом Бухарест:
28. Гуляя по небольшим улицам центра румынской столицы, в основном видишь такое:
29. Но и тут, в более-менее совковых районах, можно найти нечто традиционно валашское и красивое:
30. А можно снова уткнуться в кварталы "под Европу". Тут, в отличие от Липскан, здания не щадят, навешивая на угловой исторический фасад здоровенные билборды:
31. А стоит вынырнуть на какую-то улицу посерьёзнее - сразу упрёмся во что-нибудь очень красивое и в хорошем состоянии. Этот особняк Кретцулеску (Cretulescu Palace), рядом с парком Чишмиджиу (Cișmigiu), - прямо настоящий замок. Ныне - европейский центр высшего образования ЮНЕСКО:
32. Вечерний отель JW Marriott в окрестностях Дворца Парламента:
33. Бухарестский трамвай. Охватывает далеко не весь город. Многие отрезки трамвайных путей ещё в хорошем состоянии, но уже не используются - прямо как у нас:
34. В саду, у подножия Патриархата на Бульваре Реджина Мария (Bulevardul Regina Maria), - Епископская церковь святого Николая. Насколько мне удалось понять, в годы экспансии Российской империи на Балканы эта церковь входила в РПЦ.
34а. Вроде бы, внутри до сих пор остался этот двуглавый орёл.
Взято отсюда:
http://arhitecturasiurbanisminromania.blogspot.ru/2011/12/biserica-sfantul-nicolae-vladica-din.html 35. Бухарест оказался куда интереснее, чем его обычно описывают. На мой взгляд, гораздо интереснее и глубже, чем зализанные и разрекламированные трансильванские городки. В Бухаресте хотелось остаться, но регламент поездки уже был изменён.
На прощанье пройдёмся по набережной Дымбовицы. На том берегу мы видим НИИ патологий и биомедицины им. Виктора Бабеша (Institutul Național de Cercetare-Dezvoltare în Domeniul Patologiei și Științelor Biomedicale "Victor Babeș"). Сей красивый особняк построен в 1899-м. Моя теория про период появления красивой архитектуры в Бухаресте ещё раз подтвердилась.
36. Спустимся к реке. Как видно, сегодня Бухарест поплоше, чем на стыке XIX и XX веков. Это самый центр города, вдалеке виднеется стеклянная высотка Коммерческого банка Румынии (аналог нашего Сбербанка):
37. На берегу Дымбовицы, напротив вышеописанного НИИ, находится румынский национальный театр оперы. Здание построено в 1953-м. Оно удивительно красиво и органично для тех лет, барельефы на фасаде вызовут интерес даже у простых обывателей. На открытие театра ставили «Пиковую даму» Чайковского. Как мы могли понять, Петра Ильича в Румынии уважают.
38. Тут же, на набережной Дымбовицы, неожиданно для себя нашёл одно из самых вкусных мест Бухареста - скелеты двух гигантских зданий эпохи Чаушеску. Строились, очевидно, в одной связке
с Дворцом Парламента и Бульваром Единства. Стиль угадывается безошибочно.
Изначально планировалось, что здесь будет располагаться гигантский музей румынской коммунистической партии. В 90-х, со сменой режима, строительство пришло в упадок. В 2000-х какая-то турецкая контора взялась за почти 300 миллионов долларов достроить эти здания, превратив их в огромный торгово-развлекательный центр «Дымбовица Центр» (прям «Неглинная плаза», блин). В 2005-м контракт отменили.
С 2006-го здания и окрестности осваивают израильские девелоперы. Обещают сделать, опять же, здоровый бизнес-кластер, с моллом, несколькими гостиницами, деловым центром. От двух социалистических мамонтов оставят только скелет и некоторые дизайнерские решения по фасаду. Название почему-то «Дом радио». Тут я не понял - старое это совковое название (похоже по крайней мере), или что-то новое.
Но это всё планы. Сегодня же эти остовы стоят как памятник румынской мегаломании, памятник великой и бессмысленной эпохе:
39. В качестве завершения позвольте показать, сколь велика тяга румынского народа к знаниям:
Итак, мы уехали из Бухареста несколько расстроенные, прекрасно осознавая, что многое не посмотрели. Виной тому были отчасти грязь и раздолбанность страны в целом, которые я показывал
в заглавном посте и которые подтолкнули нас принять решение об отъезде ещё до Бухареста, а отчасти - погода. В любом случае, нас уже ждали в Белоруссии, которая отсюда представлялась своего рода раем. Бухарест же заставил-таки пожалеть об этом. Это ощущение усилилось на Трансфегерашской трассе. Эта горная дорога - чистый восторг, и про неё - в следующей части.
Вместо послесловия - советую поискать в сети фото Бухареста до разрушения центральной части. Этот город был великолепен…