- Лаос - самая расслабленная страна, где я когда-либо была.
И люди в ней невероятно расслабленные, приветливые, дружелюбные и честные.
Здесь даже уровень преступности очень и очень низкий. Даже не попытаются обсчитать. И правильно, зачем приставать к другим, если тебе всего, по большому счету, хватает? Лаосцы очень самодостаточны, правда, их чаще называют ленивыми. Они не видят необходимости трижды в год выращивать рис, если им достаточно для сытой жизни всего одного урожая. Ведь в остальное время, вместо того чтобы работать, можно высыпаться, петь и танцевать. В пятницу после полудня вы непременно увидите сборище (и не одно) в местных кафе или в чьем-то доме: люди пьют пиво или рисовый виски лао-лао, поют караоке на всю округу и пляшут, пляшут. К тому времени, как стемнеет, все уже разойдутся, довольные.
При этом лаосцы - сообразительные и расторопные, не считая, пожалуй, некоторых горных племен. В более менее туристических местах неплохо говорят по-английски, быстро понимают и чаще всего пусть не моментально, но довольно быстро делают.
- Единственное, что в Лаосе реально медленное - это транспорт. Но тут скорее проблема в качестве дорог, вернее, в частичном их отсутствии. Единственная относительно «нормальная» дорога - это туристический маршрут №13, протянувшийся с севера на юг.
Сейчас строят дорогу на плато Болавен - но это, подозреваю, заслуга не местных, а вьетнамцев и китайцев, которые владеют многими кофейными, чайными и каучуковыми плантациями на плато. Еще основные артерии, соединяющие с соседними странами, так или иначе асфальтированы, но, опять же, вероятнее всего, за счет Таиланда и Вьетнама.
Все остальное - щебень, галька, песок и камни совершенно разных размеров, и трястись по ним можно сколь угодно долго.
Да что там, путь из столицы страны Вьентьяна до туристического Луанг Прабанга по тому самому маршруту 13, через горы, займет у вас минимум 8 часов - а это всего 400 км. Не по горам - лишь немногим быстрее. Зато система туристических автобусов (так называемых VIP-bus) отлажена почти идеально: ты можешь купить почти в любом гестхаузе билет почти в любую хотя бы немного туристическую точку маршрута 13 и около него - и тебя посадят на автобус (а если надо, и на лодку, и это чаще всего тоже включают в стоимость), потом пересадят на другой при необходимости, и так - до конечного пункта. Да и автобусы сами довольно удобные.
Даже двухэтажные слиперы, с двухместными полками-«кроватями», выполненные в инфантильных, как правило розовых, оттенках. Правда, если вы едете один, придется делить «кровать» с кем-то. Но ничего, можно укутаться в выданное одеяло и отвернуться. Зато в них есть туалет и кормят. В разы лучше, чем, к примеру, вьетнамские автобусы.
Самолеты есть, но дорогие, к тому же, купить билеты можно только в турагентствах. Поезда отсутствуют как класс. Единственная законченная железная дорога - на одном из маленьких островов на юге Лаоса, построенная еще французами и заброшенная.
- В связи с предыдущим пунктом, минимум, на который имеет смысл ехать в Лаос, чтобы проникнуться страной, это 3 недели. И то это в очень и очень приличном темпе: в основном по 3 дня на одном месте, а порой и меньше, плюс у нас были еще 2 ночи подряд в слипер-басах. За это время успели побывать во Вьентьяне,
Ванг-Вьенге, Луанг Прабанге, Паксе,
Чампасаке, на
«4 тысячах островов» (Сипандон) и сделать «петлю» на байке по часовой стрелке по плато Болавен.
- В стране очень красивая и очень разнообразная природа. Одни горы чего стоят.
И водопады, некоторые выше 100 м, впечатляют даже таких равнодушных к ним, как я.
А «Четыре тысяч островов», расположенные на реке, - это вообще открытие. Там еще водятся редкие древние речные дельфины, между Лаосом и Камбоджей.
- В Лаосе оказалось все в порядке с едой.
Мало того, что здесь есть своя неплохая кухня (нечто среднее между тайской и вьетнамской, популярен так называемый
hot pot, много рыбы - Меконг все же, только иногда попадается несъедобно остро), так во всех больших городах и основных туристических точках - еще и вкусные тайская и индийская еда. Есть и вьетнамская с китайской, ну и средне-европейско-бэкпекерская.
Из последней мне особенно полюбились супчики из тыквы и тыквенный бургер - специалитет Сипандон. Дало о себе знать и французское колониальное прошлое: как минус - бесконечные белые булки, багеты различных размеров, как плюс - хороший выбор вина, в основном французского, но не только, и не так уж дорого - за $10 были найдены неплохие экземпляры. Ну и, конечно, пиво Beerlao, предмет национальной гордости. Про него вообще отдельный рассказ (надеюсь, как-нибудь напишу). По личному рейтингу моего друга, Beerlao - лучшее пиво в ЮВА, 2 место - у тайского Tiger, 3 - у филиппинского San Miguel, потом все остальное. Была возможность сравнить их все в довольно короткий промежуток времени.
Оказавшись в дороге, неизбежно придется попробовать базовую лаосскую еду: клейкий рис (sticky rice) и шашлычки из мяса свинины или резиновой (так как много бегает) курицы - причем с кожей и костями. Соусы (соевый, рыбный, кальмаровый - вместо соли, и из чили и томатный - стандартный набор) и пиво спасают ситуацию. Тем, кто ест свинину, проще - вкуснее и сытнее, да и выбор больше: можно есть суп-лапшу, которую готовят, как правило, на свином бульоне.
- После 8 вечера жизнь замирает почти в любом городе. Если не успели поесть до этого - остались голодными. Мы даже видели «ночной» клуб, который закрывался ровно в 00-00. Только свадьбам разрешено гулять дольше. Зато встают все до 6 утра - и начинают день с песнями.
- Глобализация пока не сильно затронула страну.
Не было замечено ни одного Макдональдса, по телеку в основном показывают коммунистические и военные съемки 60-70 гг. вперемешку с народными песнями с бегущей строкой, чтобы можно было подпевать. Тайские клипы и песенные шоу еще популярны. В руках лаоссцев почти не видно мобильных (не говоря уже про смартфоны), хотя они ими пользуются, но не погружены во все эти устройства, как жители большинства стран мира.
- Женщины, как правило, ходят в национальных саронгах.
Мужчины - в поло или брюках Lacoste, включая водителей автобусов и грузчиков в магазинах и ресторанах. Полная девальвация западных брендов. Нет китайских машин и байков, зато много японских, Honda очень популярна. Причина - китайская техника не выдержит и дня на плохой лаосской дороге.
- обязательные пункты программы - баня и массаж. И то, и другое - довольно специфично, но совершенно стоит того. К тому же, очень дешево: баня - $1-3, часовой массаж всего тела - от $3. Делали в среднем раз в 3 дня, не считая. И про то, и про другое будет позже (про баню -
здесь, про массаж -
здесь).