Вот и второй маршрут поспел. Правда, друзья мои в Рим уже съездили, и для них уже (пока) неактуально. Но я-то завелась...
Напоминаю, что писала я это для тех неординарных сумасшедших путешественников, кои готовы ноги истоптать и тела истерзать - лишь бы за 2 дня увидеть Рим и не умереть))
Первый маршрут -
здесь.
Ссылки я давала только на Википедию - воизбежание. Можете туда не ходить, если не доверяете).
Некоторые фото не очень хорошего качества, прошу простить. Но в этих постах собраны фотографии за последние 10 лет. А в 2002 году, как вы понимаете, цифровая техника несколько отличалась от современной.
Итак...
Маршрут второй: площадь Венеции (памятник Виктору-Эммануилу II) - Капитолийский холм - Римские форумы - Палатин - Колизей - Базилика святого Климента - Ступени Медичи - Латеранский собор - Эсквилин - Виа Венето - Испанская лестница - Пьяцца дель Попполо (опционно)
Просмотреть увеличенную карту Опять же , попив утреннего кофе, стартуем от Пьяцца Навона.
Кстати, вы теперь грамотные: если встать к Фонтану Четырех Рек спиной, - так, чтобы справа оказалась церковь Святой Агнессы, - и затем, выйдя с площади, повернуть направо, то на углу слева будет маленький, но очень испецканый бюстик со стертым лицом, заклеенный бумажными объявлениями по самые не балуйся. Это и есть тот самый
Пасквино, имени которого мы обязаны возникновению слова "пасквиль". По легенде "...на одной из римских улиц издавна стоял античный обломок - безрукий торс. Изображал он, по всей вероятности, какого-нибудь бога, или героя, или мудреца. Никто не знал точно кого. Против него помещалась школа одного скромного учителя, носившего скромное имя - maestro Pasquino. ......Так появилось народное прозвище статуи, к которой авторы сатирических листков, нападавшие на определенных лиц, прикрепляли свои произведения. Отсюда пасквиль стал вообще обозначать клевету, часто анонимную".
Цель была очевидна: каждый мог подойти, дать охальнику по морде и вдобавок приклеить свой пасквиль, оформив его как анонимный. Вот такой профит). В древнем Риме журналюг и папарацци тоже не жаловали).
Но мы не доносы пишем, а гулять идем. И идем мы к Пантеону, как водиццо, смотрите первую часть карты.
Итак, если стоять лицом к Пантеону - мы идем налево и обходим его. А затем поворачиваем налево же, на маленькую площадь Минервы (B). Там мы любуемся на знаменитого слоника Бернини с египетским обелиском на спине.
Прикол в том, что Бернини никогда в жизни не видел слонов, только описания путешественников читал - 17 век, не баран чихнул. Ну и еще мне этот слоник очень нравится, а он как раз по дороге).
Потом мы сворачиваем по Виа делла Гатта (Кошкина улица) к площади Венеции (С). Кошка, вестимо, на улице тоже есть, на фасаде. Но мне лень номер дома гуглить, эта кошка во всех путеводителях указана.
Площадь Венеции знаменита многим. Об этом многом много и написано. В том числе и о том, что, согласно легендам, дворец 15 века, давший ей имя, был построен на месте античного здания, в котором ночевал сам евангелист Марк во время своего визита в Рим. Поэтому совсем не случайно дворец облюбовали выходцы из Венеции - святой Марк был покровителем их города.
А какие там регулировщики - это театр под открытым небом. Целое представление:
В одном из домов расположенных на площади (палаццо Бонапарте) проживала в 19 веке мать Наполеона - Летиция Бонапарте. Она часто любила проводить время, сидя на балконе своего дома и наблюдая за жизнью на площади Венеции. Суета Рима ее интересовала куда больше, чем военные успехи сына. Что интересно, Лютеция осталась жить во дворце и после поражения Наполеона в 1815 году. Пресловутый балкон есть, он весь резной-деревянный и будет справа от вас по ходу, если стоять спиной к Виа дель Корсо.
Но главная беда этой площади не в этом. А в том, что когда-то - больше 100 лет назад - с этого места прекрасно были видны все римские развалины, весь Капитолийский холм. И это римлян очень устраивало, не смотря на Микеланджело, который сильно это место видоизменил своей лестницей, дворцами, и так, еще кое-что по мелочи.
Но стоило в 1885 начать строительство памятника действительно великому королю, который первый объединил Италию… Помидорами тухлыми закидали. Памятник (D) был закончен в 1911, и с тех пор нет ни одного римлянина, который бы не полил этот памятник презрением. Самое распространенное его прозвище - «пишущая машинка». Но есть и покруче, «вставная челюсть», например.
На мой туристический взгляд ничего плохого в памятнике нет. Наоборот. Конь короля впечатляет своими статями (и легендами о статях тоже).
Кроме того, и памятник, и колоннада, и музей внутри, и даже фальшлегионеры по периметру - вполне в духе, как по мне. А вот вид с верхней террасы - за это можно родину продать. Там можно жить и рисовать панорамы Рима и до конца жизни ни о чем больше не думать. Кстати, там лифт, говорят, появился. Чтобы, значит, ножками не топать. Но ножками - интереснее.
После памятника, отбившись от легионеров в удобных сандаликах "Адидас" и налюбовавшись на свадьбы и невест неземной красоты, идем направо. И совсем скоро начинается самое римское, что есть в этом вечном городе.
Оно слева и начинается: сначала средневековая лестница к церкви Санта Мария ин Аракоэли (Е).
Можно, я не буду рассказывать подробности? Это одна из старейших и самых почитаемых церквей в Риме (и в мире). Пройти наверх по ступеням к ней считается очень праведным поступком, сродни паломничеству - эта лестница была построена в честь избавления города от «черной смерти», чумы 1348 г., поразившей тогда Европу. Внутри - мозаики, Пентуриккьо, Гоццоли и так далее, как всегда и везде в Италии. И еще там была деревянная скульптура Иисуса-младенца (Санто Бамбино), вырезанная. как говорят, из оливы из Гефсиманского сада. Считалось, что она наделена волшебной целительной силой. Больные съезжались со всего Рима, чтобы прикоснуться к ней. Но в 1994 г. скульптура была украдена. Кем и куда - википедия умалчивает)
Но мы поднимемся по соседней лестнице, лестнице Микеланджело. Вверху нас встречают Кастор и Поллукс, потом Марк Аврелий на бронзовом коне (F).
Ну и вся прекрасная овальная площадь, дворцы которой были спроектированы аж в конце 15 века. Во дворцах - прекрасные
Капитолийские музеи. в которые можно - и нужно, конечно, - сходить. Займет часа полтора. Там интересно, оригинальная волчица римская есть - но много, учтите. И самое популярно-впечатляющее - во двориках музеев. Но, чтобы туда попасть, все равно придется покупать билеты, такая беда. Есть смысл не тратить на это время, если у вас в Риме всего 2 дня.
Да я вам все сейчас и так покажу.
Еще там есть такой прекрасный садик (скверик?), слева от площади. Там тихо и вид такой… Мы всегда там с Танькой курим, отдыхаем и смотрим на Рим… Традицие такое.
Оттуда раньше было легко сразу к развалинам спуститься. Теперь - фиг. Только посмотреть. Развалины сделали платными, и поэтому вам надо переться вдоль форумов аж до середины и там стоять в очереди на вход. Ужас. Я не одобряю. Даже больше - ругаюсь на них страшными словами. Хотя по пути, на улице - а скорее проспекте - Виа деи Фори Империали можно как раз ознакомиться с раскопками римских форумов разных лет, а также лицезреть статуи римских императоров. Все это было задумано и оранжировано по приказу Муссолини, который, вестимо, восхищался устройством Римской Империи вообще и ее диктаторами в частности. Проспект утыкается прямо в Колизей, но мы пойдем другим путем, ибо развалин-то мы еще и не видели толком.
Поэтому идем дальше по карте №2 искать точку G, чтоб ее:
Ремарка: там у музеев и вблизи старого входа на форумы есть какие-то конторы, которые продают какие-то комплексные билеты не понятно куда. В эти билеты по умолчанию входят Форумы, Палатин и Колизей. Переплата составляла весной порядка 10-15 евро на морду лица. Но профит заключался в том, что мы потом в очереди на вход не стояли. Так что у кого есть лишние 15 евро - очень даже советую для экономии сил и времени. Может, уже и через интернет можно купить, не знайть.
Про развалины много рассказывать не буду. Ну Ромул там похоронен. Ну храм Весталок, ну Храм Юпитера. Ну Пуп Земли. Я, правда, еще два знаю - в Иерусалиме. Красиво, старо, интересно. Но как-то меня не очень торкнуло. Хотя каждому - свое. Танька моя именно там себя совсем теряет) Вместе с сознанием))).
Но для меня самое главное, что оттуда - подъем на
Палатин (и именно он был раньше платным, в отличие от остальных развалин). А Палатин - это уже особая история. Мое любимое медитативное место в римских развалинах. Даже не знаю почему. Знаю, что туда надо подняться обязательно. Там каждый находит свое: и фрески древние, и сады, и остатки улиц, бань и бассенов. И развалин там много - пару часов можно точно полазить. Но мое любимое место - бывший стадион Домициана. Я там отдыхаю. Традицие такое. Там пинии, тишина, простор и умиротворение.
Ремарка: и туалет рядом (к тому моменту понадобится).
На карте вверху - примерно (H), и там же прекрасный парк, и выход, и спуск к Колизею (I).
И вот - самое знаменитое сооружение древнего Рима. Потрясает, конечно, чо уж. Правда потрясение сильно смазывается огромным количеством туристов. Но и это понять можно - что делать.
История этого сооружения весьма драматична и тоже весьма распространена в интернетах и путеводителях. Можно почитать про кровь и песок, про бои гладиаторов с дикими зверями, про умученных там первых христиан, про запрет Константина и про дальнейшее разворовывание Колизея по камушку на строительство средневековых дворцов. И все равно стоИт. Назло всем ветрам Истории.
Сходить туда внутрь стОит, если есть время. Если времени нет, можно погуглить и не стоять в очереди, серьезно. Рядом есть еще Золотой Дом Нерона (Domus Aurea). Но специально я бы туда тоже не ходила. Развалины и развалины, ничего особенного.
Зато уже к этому времени захочется сесть, поесть, покурить и пописать. Все это можно в комплексе с видом на стены Колизея получить в точке (J) на карте № 2. Там несколько кафе, площадь с остановками автобусов, довольно шумно, но вкусно. А главное - своевременно и живописно)
А потом уже двинуться по улице Виа ди Сан Джованни ин Латерано прямиком к главному собору Рима (после Ватиканского). По пути живописно. И там нас ждет Базилика святого Климента - очень примечательная церковь (K). И интересная. Она из трех уровней состоит. Наверху - собственно базилика с мощами святого Климента 12 века. Чуть ниже крипты - базилика 4-го века, где, между прочим так, похоронены Кирилл и Мефодий. Дада, правда там. Там еще фрески и всякое старинное византийское. А еще ниже… Катакомбы, пещеры?.. Даже не знаю, как сказать. Остатки храма Митры и
Большой Клоаки, если ничего не путаю. Ну и вот сайт
http://www.basilicasanclemente.com/information/excavationsОчень советую.
Посетив и вкусив, спускаемся дальше. Там еще справа есть интересное место, но я про него не помню и не знаю. Помню, что хорошо мне там было. Но мне в Риме везде хорошо…
На площади (L) стоит Латеранский дворец. Красивый, на венецианские дворцы похож. Там тоже жили папы и епископы римские. Он старый и величественный. И совершенно мне неизвестный - времени не было каждый раз. Поскольку
собор - интереснее. Каждый раз обещаю себе сходить, и вот не выходит. Патамушта хочется в собор, Баптистерий и к Святой Лестнице. А дворец - такое дело. Может, на 15 раз дойду))
Собор Сан Джованни ин Латерано грандиозный и очень разнообразный. Сборный такой. Зайти надо обязательно: помимо красот есть и уникальности. Например, акустика. В правом проходе - такая штука интересная: если ты стоишь у одной колонны лицом к стене и шепчешь, то твой шепот слышен аж за 20-30 метров у другой, противоположной колонны. Спросите там внутри - мне в свое время, когда я с Петькой была, какой-то священнослужитель с улыбкой подсказал, куда надо встать:
Кроме того, в этом соборе есть примечательный внутренний дворик (внимание, открыт до 17). Очень красив сам по себе. И еще там есть «мерка Христа»: якобы, там есть реальное свидетельство тому, какого именно роста был Иисус.
В этом же соборе у входа (одного из) есть бронзовая статуя императора Константина. И считается, что это его единственное реальное прижизненное изображение. Вот так вот.
Ну а
Святая Лестница - сами понимаете. Помещается в соседнем здании, построенном вовсе не для нее, а для «Святая святых». Но икона - 9-го века, а лестница привезена была якобы Еленой, матерью Константина, из Иерусалима. Вот цитата из Вики: В Средние века лестница называлась Scala Pilati («лестница Пилата»). При перестройке дворца в 1589 году папой Сикстом V лестница была установлена в личной папской капелле Сан-Лоренцо (или Санкта-Санкторум - святая святых), расположенной рядом с базиликой Сан-Джованни ин Латерано. …Все 28 ступеней лестницы закрыты деревянными досками - из-за особой святости данной реликвии Страстей Христовых верующие поднимаются по ней только на коленях, читая специальные молитвы на каждой ступени. В тех местах где на лестнице остались следы крови Христа, поднимавшегося после бичевания, сделаны специальные стеклянные окошки. На том и порешим.
Впечатление произвела лично на меня грандиозное. Ну и сама икона - тоже. Посмотреть стоит, на мой взгляд, конечно, если нет идеологических противоречий.
Кроме этих знаменитых на весь мир красивостей там есть еще и стена старого города, и Баптистерий (который много старше и собора и дворца). Но больше ничего хорошего там нет - шумный широкий проспект, полно машин, людей и пробок. Но зато рядом есть метро, которое в Риме - особенная редкость: везде культурный слой, копать нельзя. Это вам не Париж и тем более не Нью-Йорк.
Можно до следующего пойнта и пешком дойти (М, карта №3), но если очень устали, то садимся на станции "Сан Джованни" и едем до станции "Термини" (если хотим увидеть Эсквилин, две красивых церкви и фонтан) или до станции "Барберини-ФонтанА де Треви" - если сил уже нет совсем. Я вас не зря туда влеку, вы не думайте.
Итак, если до "Термини": от нее мы по Виа Кавур (см. карту) поднимаемся еще на один римский холм - уже четвертый по счету - Эсквилин. Там красиво, пустынно, ветренно и вид. И Дворэц очередной, вестимо. Правительство там заседает).
От Эсквилина на север идет улица Виа Делла Кватро Фонтане -
улица Четырех фонтанов . Там действительно четыре фонтана на перекрестке с улицей XX Сентября. Фото у меня есть, но в википедии - лучше:
А рядом - две малюсенькие церкви, которые в конце 17 века построили два соперничающих между собой архитектора: Борромини и Бернини. Бернини - играючи, а Борромини - всерьез и на изломе. Что очень видно и… меня впечатлило.
С перекрестка Четырех фонтанов открывается вид сразу на четыре римских холма. И оттуда не далеко от еще одной очень знаменитой римской церкви -
Санта Мария Маджоре. Опять цитата из Вики: это одна из 4-х папских церквей Рима. С её основанием связана интересная легенда. В одну из летних ночей 352 года папе Либерию и богатому римлянину Джованни Патрицио явилась во сне Мадонна и приказала построить на том месте, где назавтра выпадет снег, церковь. На следующее утро, 5 августа 352 года, на Эсквилине, там, где теперь стоит базилика, лежал снег.
Церковь красива и величественна. Но я ее в маршрут не включила - тяжело все-таки. А мы уже хотим есть, пить ну и … вы поняли)
Со вторым вариантом - до "Барберини" - проще. Уже привал близко)
Итак, мы на площади Барберини (N). В центре ее Фонтан Тритона, а сбоку, в начале Виа Венето - самой фешенебельной улицы Рима - малюсенький фонтан Пчел, гербового символа семейства Барберини
Еще в самом начале улицы есть церковь
Санта-Мария-делла-Кончеционе, знаменитая своей криптой: все надгробия и алтари сделаны из костей монахов. Это опять из Вики: после постройки церкви, со старого кладбища ордена капуцинов, которое располагалось в районе фонтана Треви, были перенесены кости захороненных там монахов и помещены в крипту церкви. Постепенно из них были выполнены декоративные украшения всех шести помещений крипты. В общей сложности в крипте собраны кости четырёх тысяч монахов, умерших в период с 1528 по 1870 гг. В пятом зале крипты размещён скелет принцессы Барберини, племянницы папы Сикста V, умершей в детском возрасте.
Но я это видела своими глазами. В стиле барокко, однако, уж извините.
Там же, на Виа Венето есть несколько совсем неплохих ресторанчиков. Их главное достоинство - живописность. Но они дорогие. Да и улица не дешевая, надо сказать. Вообще это место немного напоминает Париж.
А вот если опять спуститься на площадь, чуть пройти вправо и свернуть на Виа Систина (там как раз Гоголь жил в свой римский период) и дойти до Испанской лестницы (О) и спуститься…
Там, слева, за углом отличный ресторан, который всегда полон - хоть 10 лет назад, что этой весной. Там вкусно, шумно, по-итальянски и вообще… Желающим найду точный адрес)
Я там дальше в плане наметила еще Пьяццу дель Попполо (Народную площадь) Но я думаю, что после такой прогулки вас туда уже не потянет)
Опять мы не дошли до конечного пункта) Значит, в следующий раз.
Но ночной фонтан Треви таки тисну:
Тут, конечно варианты имеются: не ходить к Святой лестнице, а прямо от Колизея направиться через Квиринал (еще один холм) к Испанской лестнице (маршрут №3, который воспоследует) и уже оттуда к Пьяцца дель Попполо, где пили кофе Байрон и Гете, к самой знаменитой римской пиццерии «Пицца Ре» на Виа Рипетта, к Кампо дель Фьори, где сожгли Джордано Бруно (там и памятник ему есть) - но это уже совсем другая история.
Кстати, тем кто живет около Пьяцца Навона - до Кампа дель Фьори рукой подать. Буквально два шага.
А можно еще от Колизея не налево, а направо, на Авентин. А там…
Все-все, молчу.
Это уже не для двух дней.
Апдейт к
предыдущему посту: Некоторые меня там упрекнули, что я типа искусство не люблю и интернетом пользоваться не умею. Специально вывешиваю фото толпы. в которой мы оказались в Музеях Ватикакна:
Воля ваша. искусство - искусством, но в такой толпе, по-моему. единственное желание - это банально выжить.
Я так по музеям ходить не люблю.
А остальные могут, я ж не против.