Года три тому назад я проснулся в Суздале под звон колоколов. Утренние сомнения и страхи рассеиваются, с ними - нервное предвкушение дня: что делать, куда бежать, о чем сожалеть… Пришлось проехать полмира, чтобы такое повторилось. В воскресенье церкви Мехико полны людей, полны площади перед церквями, полно зевак вокруг шамана, бьющего в бубен. На светофоре парень в рванине таскает на плече огромные распятия. Люди не покупают, не возмущаются, не обращают внимания. Я же сегодня на рынок Сонора, как говорят, самое колдовское место в колдовской Мексике.
2.
Выхожу из исторического центра и через несколько кварталов бетонных бараков оказываюсь у рынка. Я искал рынок магических зелий, но что за дела: чеснок, ромашка, сельдерей… Тем и колдуют!
3.
Тесный жестяной павильон, короба-киоски, угрюмые мексиканцы, и они: Добрый Пастырь и богиня смерти, зовущаяся отчего-то святой (Санта-Муэрта). Нужно быть, по крайней мере, кандидатом колдовских наук, чтобы разобраться в ухищрениях этих мексиканцев. Но по порядку. В большей части киосков торгуют пластмассовыми куклами, собирая на полках образы святых, матушку-смерть, индейцев с ирокезами и всякую другую дребедень.
4.
5.
6.
7.
Другое дело - торговцы травами и уже готовыми зельями. Вот, вижу очень полезные: зелье для усиления удачи, на добрую дорогу, от проблем с законом. Конечно, аналог «Виагры» на лучшей полке. Имеются также любовные напитки самых различных категорий: для предотвращения измены, для обращения к измене, любовный спрей, опять же…
8.
9.
Я брожу между полок со статуэтками Христа и смерти и черепами быков и вспоминаю детство в деревне. Изба деревенской бабки заросла сиренью, полы и стены внутри были покрыты ковры, в красном углу стоял иконостас, а перед ним пиала с молоком, яйца, хлеб, огарок свечи - неизощренные колдовские предметы...
10.
11.
Любовные спреи и мази для защиты от воров, конечно, вздор. Желаете настоящего участия потустороннего в своей жизни - к колдунам-«брухо». Я и не думал, однако пришлось. Увидел в проходе сгорбленную старуху, сгорбленную так, что глаза у нее прямо в пол. Едва поднял фотоаппарат - как же, заманчивый кадр - она остановилась и на меня уставилась, вывернув кое-как шею, и бормочет. Ну, привычное дело, я объектив в сторону, будто вовсе не ее, а вот тот коридор хотел запечатлеть. Только фотоаппарат не фокусирует: нулевая диафрагма и без фокусировки черные кадры. Ведьма! Что делать? Забрался к дьяволу в карман - выкупайся! Сунул ей 20 песо (2 доллара), а она не берет и заново что-то бормочет. Думаю, все, сейчас объектив отвалится… Ведьма же отбормотала свое, взяла 20 песо и поплелась, а фотоаппарат сейчас же заработал. Такие условия труда.
12.
Большая часть торговцев все же жертвы мексиканской безработицы. Если некуда податься, идешь торговать куклами-вуду и прочей дьявольщиной. По моему замечанию, им самим от такого неловко, но напрасно - в этом обществе, выражаясь по-взрослому, произошел синтез мезоамериканских верований и католических поверий времен Инквизиции, произведя на свет народный мексиканский мистицизм.
13.
14.
15.
По выходным на поклонение Муэрте в павильоне собирается, как говорят по несколько тысяч человек. В будние обряды под заказ: студента напоят зельем перед экзаменом, чиновника - перед допросом. Сколько я заметил, большая часть посетителей - все же пожилые женщины, у них и внуки экзамены сдают и сыновья на допросы ходят - есть о чем просить. Не удержусь - расскажу о темной стороне колдовской вакханалии. Полиция традиционно не трогает колдунов и их приспешников, и они могут торговать наркотиками, а в ближайших к рынку улицах содержать проституток. Фотографий проституток не прикладываю, так как могу перепутать с добропорядочными матронами и навлечь их месть.
16.
Тягостно, да? Поэтому прочь, к выходу, но что за кардабалет! От невесты-смерти до клоуна со сладкой ватой дюжина шагов. Симптоматично, хотя на деле шаг-то всего один. Но вздох облегчения и, даря улыбки суровым мексиканцам, гулять по разряженному городу.
17.
18.
19.
20.
21.