Харьков всегда был городом противоречивым: большие претензии на культурную значимость и в то же время игнорирование собственных по-настоящему значимых величин, которые в конечном счете отсюда либо уезжали, либо заканчивали жизнь в нищете. Порой эта противоречивость принимает гротескные формы - достаточно посмотреть парад Победы на фоне плакатов рекламирующих Евро 2012 и его главных спонсоров.
В мелочах этот гротеск проявляется с особой силой. Так простоявший десятки лет без всяких вывесок Госпром (первое в СССР здание из железобетона) обрел ни с того ни с сего официальное название на фасаде центрального корпуса - Держпром. Для более полного - Дом государственной промышленности, видимо, не хватило площади.
Совсем другое дело открытие Центра современного искусства. Хоть что-то раз в 100 лет здесь сделали не ради прибыли и заезжих туристов.
Воодушевило меня и название - Ермилов-центр. Художника Василия Ермилова я, к своему стыду, узнал только из книги Лимонова "Молодой негодяй" - там он очень живописно описал визит в мастерскую к патриарху украинского авангарда. До этого ничего сколько-нибудь весомого, я проживший в городе большую часть своей сознательной жизни, о художнике не слышал. И вот свершилось. Имя стало не просто достоянием профессионалов, но и широкой публики. Уж кто-нибудь заглянувший в музей наверняка заинтересуется откуда такое название. Ермилов-центр кстати разместился под боком у Госпрома - авангард архитектурный с авангардом художественным - вполне логично. Неожиданным мне показалось то, что инициатором открытия Центра стала Ассоциация выпускников Харьковского университета. Все-таки сам художник преподавал в Художественно-промышленном институте, являясь в то же время и одним из ео организаторов. Но тут, как говорится, не суть важно - главное, что событие состоялось, а кто его инициировал дело второе.
Сам универ на авангард никак не тянет. Ему тут в славные 90-е прилепили от большого вкуса еще и колоннаду. Но сейчас не о ней. У нас экскурсия по Ермилов-центру.
Комментировать тут что-то сложно не будучи искусствоведом, но с позиции дилетанта могу лишь сказать - такое имеет право на существование. Объектом искусства может что угодно - тут как кто посмотрит, а точнее заметит, обратит внимание.
Мой автопортрет - тоже, чем не современное искусство.
Инсталляции - ну, как же без них и без украинского колорита.
Актуальному искусству сама жизнь подсказывает темы. Для того, чтобы их воплотить, как я уже говорил, даже художником быть не надо.