Рассказ об автопутешествии по маршруту Киев-Таллинн-Рига-Вильнюс-Гданьск-Любек-Копенгаген-Берлин-Киев
(список мест не полный) в сентябре 2009 года.
Возможно, это и нерационально, но это так - при том, что я страсть как люблю автомобильные путешествия, меня всегда неприятно раздражала необходимость переплачивать за визы. А без виз нашему брату путешествовать можно только на танке, для другого транспорта на безвизовой территории пока дорог не построили. Танка у меня нет.
Поэтому когда в этом году неожиданно появилась возможность недорого оформить латвийские визы, я, не долго думая, воспользовался ею. Раньше, пока прибалтийские республики были достижимее для нас, мы пренебрегали возможностью посетить их. Мол, это всегда успеется, это рядом, это почти тот же совок. Уже оформив визы, задумался над маршрутом. Две ночевки в Риге уже были оплачены. Въезжать в Шенген нам предстояло через Литву или Латвию, поэтому решили познакомиться с этими странами хотя бы бегло, а затем проехаться по прибалтийской Польше и Германии, а если хватит перцу, то дотянуть и до Дании. Как вариант рассматривалась возможность переправиться из Таллинна в Хельсинки паромом, а оттуда в Швецию, Данию и обратно по суше через Германию и Польшу. И уж совсем экзотическим вариантом был маршрут из Риги до Берлина. Затем погрузиться с автомобилем на поезд AutoZug и махнуть в Испанию.
Выбрали первый вариант. Второй показался сомнительным с точки зрения возможных проблем с погодой, учитывая, что на улице сентябрь. А третий показался уж слишком экзотическим, да и существенно более дорогим.
Более детально маршрут планировался таким. Транзитная ночевка в Полоцке, в котором к тому же и посмотреть есть чего. Забыл сказать, что сами мы из Киева. Затем две ночи в Риге (те, которые принудительно). Да мы и не против. Были там 20 лет назад. Интересно даже, как там теперь. Затем две ночи в Таллинне. Затем обратно в Латвию, на этот раз в город Сигулда. Пару дней в Вильнюсе. Потом Гданьск с Мальборком. Но туда от Вильнюса далековато ехать, учитывая специфику польских дорог. Поэтому где-то посредине переночуем. Где-нибудь в районе симпатичных городков вроде Кетжина (Ketrzyn) и Рына (Ryn). После Гданьска едем по Северной Германии. Но до Германии опять же далековато по польским дорогам. Поэтому переночуем в Щецине. А дальше - как получится. На всякий случай купили Полиглот по Дании. Побронировал места ночевок по 35-45 евро за номер с завтраком через eurobookings.com. Сервис этого сайта показался мне удобным. Ищет места ночевок с указанием расстояния от заданного места и возможностью сортировки найденных результатов по разным критериям, например, по цене. Подробно описаны особенности гостиниц и условия бронирования. Есть отзывы и оценки посетителей о местах ночевок. Большинство забронированных мест позволяли бесплатно отказаться от брони за сутки. Пару гостиниц были из сети «Etap», у них своя система бронировки.
Первая на нашем пути страна - Белоруссия оставила исключительно положительные впечатления как страна для транзита. Процедура перехода границы негатива не вызвала. Существовавшей еще пару лет назад необходимости тратить время на таможенное оформление легкового автомобиля уже нет. Правда плата за транзит 5 долларов еще есть. Хоть и нешикарные, но вполне приличные дороги. Зоны отдыха и остановки вдоль дорог аккуратно выкрашены и убраны. В гостинице «Двина» в г.Полоцк принимают оплату картами. А за паркинг во дворе гостиницы надо платить наличными, поэтому пришлось идти на вокзал в обменник, где принимали даже наши гривны, и по вполне адекватному курсу. Начавшийся дождь не позволил нам посмотреть Полоцк. Номер в гостинице недавно отремонтирован, но нормально отдохнуть мешал шум непрерывно передвигаемой мебели из кафе снизу. Удивительно, но громкой музыки не было, несмотря на субботний вечер.
Переход границы из Белоруссии в Латвию был отмечен таким моментом. При въезде в зону контроля белорусский пограничник спросил, пойдем мы по «зеленому» или по «красному» коридору. Я сказал, что по «зеленому», и он предложил мне расписаться на какой-то бумажке. На вопрос, что за бумажка, раздраженно ответил, что расписываюсь в том, что буду идти по «зеленому» коридору. Я вспомнил чье-то сообщение на форуме auto.ru, что в Белоруссию можно ввозить без декларирования 10 тыс. долларов США, а вывозить только 3 тыс., и какие от этого могут быть неприятности. Понятно стало, зачем эта бумажка, но у меня с этим все было в порядке.
На латвийской стороне единственной шероховатостью был наш ответ на вопрос таможенника, есть ли у нас мясные или молочные продукты, что, мол, есть палка колбасы. Он сказал, что вообще-то не положено, но ладно, езжайте.
И вот она «шенгенская» Латвия. На заправке, куда заглянули «припудрить носики», парнишка-кассир на вопрос говорит ли он по-русски, ответил, что в этом регионе все говорят. А на вопрос насколько строго надо следовать скоростным ограничениям, сказал, что 5-10 км/час сверх положенного не должны навлечь особой беды, а вот больше - чревато очень большими штрафами. Например, превышение на 50 км/час стоило ему около 200 евро плюс 8 штрафных баллов из 16 необходимых молодому водителю для лишения права управлять автомобилем. Чтоб не подвергать себя риску быть оштрафованным, включил на спутниковом навигаторе функцию предупреждения о превышении допустимой скорости. Программа навигации IGO 8 с последними картами показала неплохие знания скоростных ограничений на дорогах Прибалтики.
Дорога от Даугавпилса до Риги не особо отличалась от наших, но во многих местах на ней заменяли покрытие на такое, какое и должно быть в Европе. Частые дорожные работы замедляли наше движение, к тому же в таких местах на проезжей части было полно глины, которая загрязняла автомобили. Мы изначально планировали по дороге завернуть в г. Бауска, чтобы посетить дворец Рундале, но поскольку продвигались медленно, решили ехать прямо в Ригу. Наша гостиница «Виктория» находилась недалеко от старого города. Туда мы сразу же и отправились, оставив машину на гостиничной парковке. За парковку надо было платить отдельно 5 лат за сутки, поэтому нужно было обменять деньги. В обменнике нам предложили обмен по курсу на 20% ниже нормального. Я решил поменять где-нибудь в банке, но и там курс был на 10% ниже. Упомяну еще одну особенность Риги - на заправке нужно сначала заплатить, а уже потом заправляться. В отличие от обменников сам старый город нам понравился. В хорошем состоянии, чисто, ухожено. Не знаю, сентябрь ли, кризис ли, а может и то и другое, но - полное отсутствие туристов, что для нас, путешествовавших последние годы в основном в июле-августе, было приятным бонусом. Побродили по старым улочкам, погуляли вдоль канала в парке. Стемнело, отправились в гостиницу.
Утром поехали в Юрмалу. Что-то я читал о платном вьезде в этот город, и даже видел какую-то площадку, похожую на пункт оплаты в стороне от дороги, но знаки вроде не предписывали ничего такого, поэтому проехал мимо. Юрмала хороша. Своеобразная старинная застройка, высокие сосны, свежий ветер с моря. Настолько свежий и впридачу сильный, что стало очевидным, что плавки взял зря, а вот ветровки как раз в пору.
Затем поехали в рижский скансен. Я сам это слово узнал недавно, поэтому тем, кто не знает, поясню, что скансен - это музей архитектуры под открытым небом. Попросту - старинные постройки, свезенные с разных уголков страны. Достаточно интересный музей, находится он в лесу на берегу озера, чтобы его весь посмотреть, надо немало времени. Но наша задача упрощалась тем, что большая часть домиков была закрыта, наверное, по причине малого количества посетителей.
Я спросил у двух смотрительниц в национальной одежде, которые греблись возле домиков, можно ли их сфотографировать, они разрешили, но сначала привели себя в порядок.
Спрашивал по-русски. Вообще в Латвии мне попался только один паренек, который не говорил по-русски, хотя общался я с довольно большим количеством людей. И все, с кем приходилось общаться, были достаточно приветливыми. Тут я не могу не упомянуть, наверное, самого приветливого из встречавшихся нам латышей, который заставил нас полюбить Латвию еще до того, как мы в нее попали - это сотрудник консульского отдела посольства Латвии в Украине. Он нас просто сразил наповал своим добросердечием, которого меньше всего ожидаешь в подобном учреждении. Судя по форме - сотрудник службы безопасности. Говорит с улыбкой и приятным акцентом, спокойно, терпеливо, доброжелательно. Помогает правильно оформить документы. Мягко ставит на место желающих пройти без очереди.
Остаток дня провели в Риге. Вообще, несмотря на небольшой размер старого города, гулять по нему можно долго, все время находя какие-нибудь новые детали. Кроме старого города, прошлись по улице Элизабет с ее интересными фасадами домов в югенд стиле.
Наутро уезжаем в Эстонию. Дорога от Риги до Таллинна отличная. Щиты у дороги сообщают, что называется она Виа Балтика и построена при поддержке Евросоюза. По Латвии дорога идет недалеко от моря, в некоторых местах совсем рядом. Строения пограничного перехода пустуют. На эстонской территории по этой же дороге знаки разрешают ехать легковым автомобилям 110 км/час. Правда и контроль скорости не заставил себя долго ждать. Полицейские молодые подтянутые, форма на них сидит хорошо. Одна из них женщина. Разительное отличие от наших гаишников. Дорога проходит в основном по лесу, автомобилей очень мало, покрытие гладкое. При такой езде одна проблема - не уснуть. Заправки не часто, но как только мы подумали, что неплохо было бы долить бензину, так одна и показалась. По-русски на заправке не говорили, и в дальнейшем нам не повстречалось ни одного эстонца, который бы говорил по-русски.
Подъезжаем к Таллинну. Навигатор предлагает нам свернуть в сторону, но мы его не слушаемся и едем по указателям на город. Как выяснилось на обратном пути, напрасно. Маршрут, который он предлагал, удобнее и быстрее. Наша гостиница «Portus» находится прямо у терминалов паромной компании Таллинк.
Гостиница простая, но хорошая, опрятная. Наверное, по причине того, что в Эстонию посещают алкотуристы из соседней Финляндии, до которой два часа езды на пароме и в которой, говорят, алкоголь существенно дороже, номера комнат написаны на дверях полуметровыми буквами. Не знаю, есть ли на алкотуризм высокий и низкий сезон, но нам встретиться с такими туристами близко не довелось. В номере было всегда тихо, в коридорах и лобби немноголюдно. Вокруг гостиницы можно было видеть много вывесок со словом Alko и мы неоднократно видели легковые автомобили с открытыми багажниками, в которые дяди старательно, под завязку, запихивали картонные ящики с надписью Long Drink. Машину мы поставили бесплатно возле гостиницы, портье сказала, что это вполне безопасно, только не надо оставлять ничего на виду.
В Таллинне мы раньше никогда не были. Много читали и слышали о его привлекательности. Наверное, наши ожидания были несколько преувеличенными, потому что первое впечатление от его посещения было - легкое разочарование. Не то чтоб он нам не понравился, просто ожидали чего-то большего. Нам показалось, что в отличие от Риги, например, где старый город значительно меньше, но все здания в нем с любовью отреставрированы, Таллинн несколько расслабился, получив из глубины веков так много неплохо сохранившихся красивых фасадов, башен и крепостных стен.
Но наше первое впечатление ослабело уже к концу дня, а на следующий день и вовсе улетучилось. Особенно понравилась маленькая уютная, похожая на иллюстрацию к сказке, улица Katiriina kaik. Мы там посидели на скамеечке напротив мастерской стеклодува и понаблюдали за его работой
Несмотря на то, что русскоговорящие эстонцы нам не попадались, телевизор в номере гостиницы как-то вдруг попал на русскоговорящий канал местного телевидения. Мы были приятно удивлены тем, что чиновники и даже министры у которых брали интервью журналисты канала, говорили, хоть и с сильным акцентом, но по-русски. Хороший пример языковой толерантности. Упоминали в новостях на канале и о алкотуризме, мол, случается, что финские туристы скачут голыми по улицам и в барах, что мебель в гостиницах ломают.
Нагулявшись по старому городу, захотели увидеть что-нибудь еще. Пошли к недалеко от нашей гостиницы расположенному дворцу Кадриору.
Вокруг него разбит большой парк. На дорожках много бегунов и, как бы их правильно назвать, ходаков с двумя палками, похожими на горнолыжные. Причем ходаки передвигаются группами. Сам по себе дворец на вид неказист, внутри картинная галерея, в непосредственной близости несколько ухоженных клумб, фонтанов и увитых виноградом беседок и галерей.
По другую сторону от дороги - памятник морякам затонувшего российского корабля «Русалка» с высокопарной надписью «Русские не забывают своих героев-мученников».
Запланированный на вечер поход в старый город отменили из-за тяжелых свинцовых туч, которые заволокли все небо. В Киеве из таких туч непременно получается буря, а тут, помнится, и дождика не пролилось.
Утром покидаем Таллинн и едем уже знакомой нам дорогой обратно в Латвию. Монотонность обратного пути была нарушена дважды. В Эстонии нас повеселило название населенного пункта Papissala, а в Латвии насторожила картина парня в наручниках рядом с джипом и полицейским автомобилем - и такое тут бывает. Плюс - по дороге, уже в Латвии, заметили вывеску со словом Мюнхгаузен. Завернули по указателю и обнаружили там музей барона-выдумщика. Мы решили, что это просто парк развлечений и не заходили внутрь. Уже дома прочитал, что Мюнхгаузен таки действительно жил в тех местах. Ну а мы останавливаемся в г.Сигулда, который считается местной достопримечательностью и центром Национального парка Гауя. Посетили парк Турайда с одноименной крепостью. Крепость - никакая. Хороший вид с башни.
Парк - приятный с аккуратно постриженными лужайками, множеством тропинок, прудами и несколькими постройками иллюстрирующими архитектуру и быт здешних жителей в прошлом. В Сигулде погуляли у нового дворца и развалин старой крепости крестоносцев.
На канатной дороге через реку Гауя ехать не захотелось. Симпатичная кирха у пруда уже закрыта.
Решили съездить посмотреть дворец Бириню. Указатель у дороги сообщает, что там теперь есть гостиница и ресторан. Однако въезд на территорию перекрыт и вышедший из сторожки дядя скрипучим голосом сообщил, что въезд и вход платный. А у нас ни одного лата, а евро его не интересуют. Не очень досадный, но прокол. Общее впечатление от Сигулды хорошее. Так же как и общее впечатление от Латвии, с которой мы на следующее утро прощаемся. Все латыши, с которыми нам пришлось общаться, проявили максимум доброжелательности и гостеприимства. И хотя, судя по отдельным высказываниям, не все в их жизни сейчас так уж безоблачно, я думаю, эту вполне европейскую страну ожидает хорошее будущее.
По дороге в Вильнюс мы решили заехать-таки во дворец Рундале. Тем более что это нам было по пути. И не пожалели. Дворец красив как снаружи, так и изнутри.
Не менее красив и впридачу уютен и, очевидно недавно восстановленный, регулярный парк возле него.
Продолжаем дорогу на Вильнюс. О Литве наше предварительное мнение было невысоким. В одном онлайновом путеводителе я вообще прочитал, что все достопримечательности Литвы находятся в Вильнюсе. Наверное, поэтому Литва нас приятно удивила. Для начала уже тем, что в информации о скоростной режиме на дорогах значились 130 км/час на автобанах, чего не было в двух предыдущих странах. Правда автобан, по которому мы ехали, был, так сказать версии Light, то есть развязок на нем было мало, а были пересечения дороги с ограничением в таких местах скорости до 80 км/час. Но все равно, дорога неплохая.
В Вильнюсе у нас был забронирован апартамент недалеко от центра. По прибытию выяснилось, что произошла накладка, апартамент уже занят, и хозяин предложил нам остановиться в его же мини-гостинице «Old Market» за ту же цену, хотя на самом деле цена предложенного нам номера была выше цены заказанного нами апартамента. Утешительным бонусом был включенный в цену завтрак, который подавался в номер. В холле висела доска, похожая на школьную, на котором мелом была написана погода на сегодня и завтра, и напротив номеров своих комнат жильцы могли написать, когда они хотят завтракать и что предпочитают кофе или чай.
А теперь о туристической привлекательности Вильнюса. У нас сложилось впечатление, что городские власти прикладывают недюжинные усилия, чтобы туристам в Вильнюсе понравилось. Это проявлялось во всем - и в состоянии фасадов зданий в старом городе, и в порядке и чистоте, которые царили на его улицах, и в количестве отстроенных наново исторических сооружений, и в организации работы туристического офиса. Сотрудники этого офиса подчеркнуто внимательны к посетителям. Нам дали бесплатную и весьма содержательную брошюру с картой города, предлагаемыми маршрутами для самостоятельных прогулок и подробным описанием основных достопримечательностей. Более того, брошюра была на русском языке. Короче, из всех трех столиц стран бывшей советской Прибалтики, Вильнюс был самой приятной неожиданностью и произвел весьма благоприятное впечатление. Плюс, в отличие от Риги обмен валют в центре города производят по хорошему курсу, правда, берут комиссию, но всего-то 1 Лит.
А ведь рядом с Вильнюсом есть еще и Тракай. Чудесное место, чтобы провести там целый день. Внушительного вида крепость, множество озер, разнообразие тропинок вдоль этих самых озер и по мостикам, перекинутым между островами.
Ну и, конечно, кибины - традиционные караимские пирожки. Они на самом деле вкусны. Да-да, кто не знает, в Тракае с незапамятных времен живут караимы. Говорят, их привез из похода еще князь Гедиминас, потому что они считались в то время хорошими телохранителями. Они до сих пор сохранили свою культуру и религию, в Тракае есть действующая кенаса.
Краткий итог о наших бывших прибалтийских соотечественниках. По нашему мнению все они уверенно шагают к западноевропейскому уровню. Бросается в глаза законопослушная езда на дорогах, повсеместная работа над улучшением качества дорожного полотна, разумная политика застройки исторических центров городов, гостеприимство и радушие в сервисе, языковая толерантность.
Часть 2 Часть 3