РИМ. 1-ый сезон, 3-я серия «Римские каникулы»

Jun 22, 2011 14:27

В первый приезд в город, тем паче такой как Рим, выделываться не стоит. Осмотр начинать надо с положенных и освященных традицией достопримечательностей. Это Венечка Ерофеев мог никогда в жизни не увидеть Кремля, ибо был большой оригинал и алкоголик. А если вы объявите по приезду домой, что не пошли смотреть, например, Святого Петра, потому что «попса», а провели всю неделю в вечном городе за посещением рабочих кварталов и живописных свалок отдаленных пригородов, то прослывете вы среди своих знакомых не оригиналом, а мудаком. Причем заслуженно прослывете. Вот во второй приезд уже можно пускаться в эксперименты, заниматься зигзагообразным ориентированием и проявлять индивидуальность. А в первый приезд - будь добр, выполни обязательную программу! На шесть-ноль! Я так считаю.




Одухотворенные таким подходом с утра второго дня кинулись осматривать Испанскую лестницу. В свое время на ней Грегори Пек угощал Одри Хепберн мороженным, они весело и романтично сбегали вниз по ступенькам. Или она сама купила, а он за ней гнался - попробовать? Не помню. При этом в фильме интеллигентно умолачивалось, как они попали наверх для последующего сбегания вниз. Великая штука - монтаж. Сперва-то они конечно лезли ввысь, тяжело пыхтя и периодически отдыхая. Потом обтерлись, умылись, переоделись в чистое, а уже потом весело побежали. Я вам это авторитетно говорю. Теперь же по лестнице вниз не побегаешь, в любое время она плотно засижена на всем протяжении и на всю ширину туристами, так что ступить порой некуда - наступишь на голову или сядешь на колени. Народу - просто кошмар. А вот так! Хотели привлечь туристов, кино снимали, Каникулы Римские, Сладкая жизнь и прочее, а потом международный туризм из занятия несколько элитарного сместился в массовый сегмент, и те, кто в детстве все это смотрел и мечтал, но позволить не мог, вдруг смог, и дети его смогли, а может уже и внуки. А когда опомнились, было поздно. Теперь снимают типа сериала РИМ про то, как римляне друг дружке и гостям столицы кишки выпускают от самых окраин до ступеней Капитолия включительно. Или вот недавно видел фильм, как в Энтони Хопкинса в Риме дьявол вселился. Но когда еще эта новая идея в массы проникнет…

А лестница красивая. В домике справа жил Джон Китс. У подножия расположен Фонтан Баркачча. Вокруг площади множество симпатичных уютных улочек, куда завороженные ступеньками туристы почти не добираются. Наискосок - вроде как музей, филиал памятниковой галереи в Ватикане, а присмотришься - просто бар. Пить в таком страшновато. Накатишь, разговоришься по душам с соседом, откроешь ему душу, а потом протрезвеешь слегка - с бюстом разговаривал. А то и вообще - с каменной лошадью. Так и до белочки недалеко, тем паче они там тоже все белые.




Лестница была построена в начале 18-го века, а могла на полста лет раньше. Но к проекту проявил неподдельный интерес недорезанный Д’Артаньяном кардинал Мазарини, который потребовал чтоб ее непременно венчала статуя Людовика 14-го. Папа на вмешательство обиделся, закусил удила, и проект заморозили на несколько десятилетий, пока все участники конфликта не померли.

Пошли наверх - все 138 ступенек. Ступеньки широкие, так что можно смело умножать на два, если вдруг придет в голову переносить расстояние на масштаб лестничных пролетов в П-44. Наверху стоит церковь Тринита-деи-Монти. Рядом с ней обелиск.






Потом взяли левее и, пройдя по аллейке, вышли к Вилле Боргезе. Это одно из самых вводящих в заблуждение названий, что я знаю. Где-то наравне с вином Liebensfrau Milch. Во-первых, это не вилла, а парк, сама вилла притулилась в дальнем углу, а если заходить со стороны холма Пинчо (как мы и сделали), то первым дело натыкаешься вообще на виллу Медичи. Во-вторых, эти загадочные «Боргезе» - на самом деле обычные Борджиа. В общем, «И не Прасковья, и не Амор… Это Жазель - француженка».

По дороге к вилле в кустах притаился Гарибальди. Почему-то представлял себе его молодым, с саблей, в лохмотьях, гладко выбритым, и обязательно - босяком. А оно вон как. Хотя по бюсту варианта сабли и благородного босячества окончательно отвергать нельзя.




Сам вилла-парк симпатичная и уютный. Деревья, кусты, дорожки. В английском стиле. Множество бегунов - визуально больше чем во всем остальном Риме вместе взятом. Пруды, лужайки. С учетом того, что все это недалеко от центра - просто идеальное место для отдыха.




Спустившись с холма, вышли к фонтану Треви. Толпы туристов, полирующих пятыми точками мраморные ступеньки, к тому моменту уже перестали удивлять. Но тут концентрация достигает уже запредельных величин. Народу как в метро в час пик, и также все ждут, что освободится сидячее место. Только табличек не хватает «Места для лиц преклонного возраста и беременных женщин». Плюс постоянное булькание - народ кидает, повернувшись спиной, в фонтан деньги. За день вылавливают до трех тысяч евро! И это с учетом, что кидают мелочь - по 10-20 центов. Бумажных денег, к примеру, никто не кидал, а то за ними я бы и сам нырнул.




Монету нужно кинуть правой рукой через левое плечо, и тогда ты обязательно вернешься в Рим. Но мало кто знает, что полное колдунство включает три монеты! Кинешь одну монету - вернешься в Рим, кинешь две - тебе обеспечен новый роман (в смысле любовного приключения, не толстой книги). Кинешь три - гарантирована свадьба (если не женат/не замужем) или развод (если соответственно уже замужат). Сам узнал уже по проезду. То-то у отдельных девах были такие хитрые физиономии. Они делали вид, что кидают все новые и новые монетки, чтобы фотокадр получше вышел, а на самом-то деле… А один хмурый мужик средних лет доставал из карманов мелочь горстями и швырял, швырял, швырял. Че-то у него, наверное, в браке не сложилось.

Вода к фонтану идет по построенному еще римлянами акведуку Аква Вирго. В шестом веке акведук разрушили готы, и восстановили его много позже. Возможно, именно в этом причина, что ни готов, ни эмо, ни самых беспонтовых панков я в Риме не встречал.

Еще во Флоренции обратил внимание - мало нищих. Тем паче у церквей. У кого-то в отчете встречал мнение, что страна богатая - вот попрошаек и мало. Ага! У каждой церкви распложен, как правило, ровно один нищий (или нищая). По цветастым сарафанам, платкам и другим деталям гардероба, можно смело сделать вывод, что труженики коленопреклонения принадлежат к цыганской национальности. Количество, плотность и равномерная географическая распределенность указывают на наличие структуры и раздела сфер влияния. Т.е. обычная нищенская мафия. Где-то есть конвенция, за нарушение которой, скорее всего, бьют. И крепко.



Традиционные негры с сумками в Риме обильно разбавлены арабами со всякой хренью - какие-то игрушки, прибамбасы, светящие колечки для подкидывания вверх и пр. Но как только в последний наш день в городе случился дождь, все колечки разом исчезли, и арабы с абсолютно счастливыми лицами начали массово носиться по улицам, предлагая всем желающим зонты. Хиленькие и плохонькие. Но по пять евро. Я сторговался за четыре. Девушка рядом пыталась уболтать на два - не вышло. Видимо, цена отсечения где-то в районе трех евро, но это нужно постараться. Однако та скорость, с которой произошла смена ассортимента впечатлила - это означает, что по всему городу у них припрятаны стратегические запасы, и что там еще в них хранится одной Аль-Каиде ведомо.
Делай раз! Делай два!




Продвигаясь по улице, наткнулись на Сан-Иньяцио - в программе у нас его почему-то не было, тем приятнее оказался сюрприз. С удовольствием осмотрели. Храм построен иезуитами в 17-ом веке. Внутри фрески Андреа дель Поццо. Вернее не фрески даже. Там когда церковь уже сдавали приемной комиссии, оказалось, что у нее купола нету, и Андреа нарисовал на холсте диаметром в 17 метров несуществующий купол, да так, что снизу не отличишь. Большой был мастер и затейник. Не удивлюсь, если такой же несуществующий (но также крайне убедительный) очаг на стене в каморке папы Карло - тоже его работа.






Вышли на площадь Венеции. Называется так, потому что раньше там размещалось посольство республики Венеция. С учетом того, что в Венеции я был накануне, а опосля был и во Флоренции, которая тоже была республика, считай, посетил три страны вместо одной. А с Ватиканом так и все четыре! А с пересадкой в Берлине - пять! Наверняка, что-то еще посетил, даже не заметив, но я дальше пяти считать не умею.




На площади, на склоне Капитолийского холма расположен Витториано (Il Vittoriano) - монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II. Монумент новодельный (начало 20-го века) и довольно эклектичный - там тебе и колонны, и барельефы, и статуи, и ступеньки со всех сторон. И все из белого мрамора! Архитектор - духовный предтеча Зураба Церетели. Многие римляне его не любят (монумент, не Зураба) и всяко по-обидному обзывают: Вставная челюсть, Пишущая машинка, Свадебный торт. Но мне, как человеку простому, из городка, где преобладающими архитектурными шедеврами были четырехэтажные хрущевки, одноэтажные кирпичные гаражи и самопальные деревянные сарайки, очень понравилось.




Я там и спереди погулял, и сбоку на лестницу слазил, и видами на Форум через оградку полюбовался.




Кстати, если сбоку от Витториано залезть на холм к Базилике Санта-Мария-ин-Арачели, то наткнешься на репродукцию статуи Ромула и Рема, и их приемной мачехи. По легенде считается, что их вскормила волчица, хотя как абсолютно очевидно по приведенной фотографии и цвету - это дикая рыжая собака. Маугли бы им руки не подал!




Конечным пунктом был Пантеон. «Храм всех богов». Построен во II веке н. э. при императоре Адриане. А 1 ноября 609 года языческий храм был переосвящён как церковь всех мучеников. С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых. Т.е. что, сподвижники? Т.е. Хэллоуин! А разные демоны и другая нечистая сила, которая резвится в ночь на 1 ноября, - это и есть древнеримские боги. Разжалованные в звании и лишенные всех наград.






После наступления темноты на площади у Пантеона начинается определенная движуха, правда уступающая по размаху аналогичной на площади Навона. Встреченные мной в первый день на мосту Кавур музыканты вместо Иглзов играли Дайер Стрейтс. Очень грамотно и душевно. Народ на ступеньках и оградках распивал. Присоединились.




Италия, фото, Рим

Previous post Next post
Up