Легендарный, ныне закрытый берлинский аэропорт. Я много о нем слышал, ну как же, железный занавес, воздушный мост, долгие дискуссии о закрытии. Поэтому мне было любопытно взглянуть на предмет дискуссии своими глазами. Что я будучи в Берлине и сделал. Что же из себя представляет огромный аэровокзальный комплекс сейчас(на август 2010 года)? Об этом я хочу рассказать в коротеньком мини-отчете.
Расположен он в черте города, более того, даже в центральном "ядре" города, то есть внутри кольцевой линии берлинского S-Bahn. От центра на метро можно добраться минут за десять. Выходить нужно на станции "Platz der Lüftbrucke"
Больших толп людей тут не наблюдается, вернее из метро я выходил в гордом одиночестве. Линия метро была подведена к аэропорту еще в 1927 году.
Темпельхоф - один из старейших аэропортов Германии, был открыт в 1923 году а крайний самолет вылетел оттуда 30 октября 2008 года. После этого аэропорт был закрыт. В 30-е годы аэропорт был самым крупным е Европе. Некоторое время здание аэропорта считалось самым большим зданием в мире но несколько лет спустя лидерство перешло к зданию Пентагона в США. Длина подковообразного здания терминала составляет 1,2 км! И это в 30-е то годы! Во время войны уже в частично готовом здании терминала, в огромных залах, занимались сборкой бомбардировщиков Юнкерс Ju-87 и Ju-88.
После войны аэропорт оказался в американской оккупационной зоне, которые использовали его преимущественно в военных целях. Во время Воздушного моста были построены вторая и третья ВПП, самолеты взлетали и садились временами каждые 90 секунд. До 1975 года аэропорт использовался совместно и гражданскими и военными. В 1975 аэропорт был снова закрыт для гражданской авиации, всех гражданских переместили в Тегель. В 1985 году аэропорт Темпельхоф вновь распахнул свои двери для гражданских самолетов, но по объему перевозок значительно уступал двум другим берлинским аэропортам. Как видно из плана, аэропорт построен по очень оригинальному проекту. Не зря в 2004 году британский архитектор сэр Норман Фостер назвал Темпельхоф «матерью всех аэропортов».
Повсюду следы запустения. И это у педантичных немцев! Похоже, что до бывшего аэропорта сейчас никому нет дела.
На мой взгляд, это фото наиболее красноречиво отражает современные реалии.
Главный вход.
Общий план площади перед главным входом.
Я сначала не понял, что там делает этот грузовик и почему он ездит туда сюда. Оказалось, в здании терминала обосновалась автошкока и ученики как раз учились парковатся на грузовике. Так же видно было, что куски здания сдаются разным мелким фирмам, но учитывая гигантские размеры здания, это капля в море. Мне показалось, что процентов 95 или более площадей там просто пустуют. Снос будет стоить очень дорого, учитывая качество постройки и использованных материалов - строили-то на века! Да и к тому же здание объявлено памятником архитектуры. По решению властей в здании аэропорта появятся культурный, медийный и творческий центр «Темпельхоф Форум THF» , а по границе лётного поля - новые жилые кварталы. На самом лётном поле будет разбит парк. Пока правда никаких подвижек в этом направлении не видно.
Если в главном здании еще и теплились какие-то искорки жизни, то немного в стороне была полная тишь да гладь.
Интересно, зачем здесь этот бетонный кубик? Это элемент архитектурного оформления или чтобы тут танк не проехал?
Правильная кладка стен - непременный элемент творений сумрачного немецкого гения.
Строительство современного терминала по проекту архитектора Эрнста Загебиля началось 1934 году, то есть когда уже страной правили нацисты. Это естественно накладывает отпечаток на размеры здания, его монументальность и элементы оформления. Строительство продолжалось и во время войны но даже к 1945 году здание терминала было готово не полностью. 22 апреля 1945 года отсюда взлетели крайние машины Люфтганзы.
Разбавим немного серость чем-нибудь красивым. В безлюдном скверике на Platz der Lüftbrücke встречаются очень красивые розы.
Памятник жервам Воздушного моста. За время существования Воздушного моста было выполнено около 280 000 самолето-вылетов, разумеется при таком числе полетов случались и катастрофы, в которых по некоторым данным погибло 83 человека. Три выступающих балки символизируют три воздушных коридора. На мой взгляд, памятник некрасивый, даже я бы сказал уродский.
На площади перед главным зданием на постаменте установлена орлиная голова. С 1940 по 1962 на крыше главного здания стояла статуя орла высотой 4,5 метра. Потом статую сняли, так как она мешала размещению локатора. Американцы свернули у статуи голову и отправили в музей военной академии в США. Но потом, в 1985 году голову американцы вернули и водрузили на постаменте перед зданием. Теперь хищная птица грозным взглядом смотрит на всех проходящих мимо людей.
Центральный зал.
Вышка.
Пройдемся немного вдоль основной "подковы".
Идешь, идешь, а оно все не кончается. Мрачноватое здание.
В главном здании три подземных этажа, под землей для подвоза грузов были построены автомобильная и железная дорога. Железная дорога выходит на поверхность в юго-западной части терминала и соединена с основной железнодорожной сетью.
Попасть внутрь сейчас можно с 2,5 часовой экскурсией, которые проводятся несколько раз в неделю, о чем вещало соответствующее объявление на дверях. К сожалению, я пришел слишком поздно, а так бы сходил с удовольствием.