Некоторое время назад, несмотря на полное отсутствие летной практики, и лицензии пилота, мне таки-удалось занять кресло командира “Боинга-777” и даже попробовать посадить этот самолет. Увидев перед собой посадочную полосу, на высоте 800 метров я подумал, что я сумасшедший и что еще есть время отдать штурвал настоящему пилоту. Но все же, решил этого не делать и сажать реактивный самолет самостоятельно.
Начать стоит с того, что «Боинг-777» - это один из самых больших пассажирских реактивных самолетов в мире. “Три семерки” - это первый в мире самолет, на 100% разработанный на компьютере (не было сделано ни одного бумажного чертежа). Ну и кроме того, это самолет, способный совершать самые длительные пассажирские полеты.
Когда впервые попадаешь в кабину, первое ощущение - ничего не понятно. Огромное количество кнопок, непонятных устройств, переключателей и т.д. Вот как выглядит cockpit этого самолета.
Сейчас, из-за правил безопасности попасть в кабину самолета просто так практически невозможно (хотя раньше, до событий с башнями-близнецами) например Air France спокойно пускали пассажиров в кабину и даже позволяли сидя на откидном кресле в кабине, присутствовать при посадке). Но у меня давно было желание “порулить” настоящим самолетом, а потому я сделал все возможное, чтобы получить доступ в кресло пилота.
В итоге пришлось лететь в Абу-Даби - авиакомпания Etihad Airways любезно согласилась предоставить мне этот бесценный опыт.
Что ж - Абу-Даби, так Абу-Даби... Здесь самая большая в мире мусульманская мечеть... и соколиный госпиталь (обязательно к посещению)....
И одна из самых серьезных авиакомпаний Востока - упомянутая уже Etihad Airways…
Итак, после урегулирования разного рода формальностей, мне выпала честь сесть в кресло пилота. Сначала второго, потому что вот так с бухты-барахты самолет не посадишь. Пилот, с которым мы вылетели на ознакомительный полет, естественно взял управление в свои руки, потому что я бы точно не взлетел.
Уже в полете, капитан, отключил автопилот и впервые дал мне «порулить». Ощущения незабываемые. Машина отзывается на любой маневр штурвала (от себя самолет начинает снижаться, к себе - набирать высоту, поворот влево или вправо приводит к соответствующему маневру).
Когда сидишь за штурвалом самолета, чувствуешь огромную отвественность за тех потенциальных 300 с лишним пассажиров, что у тебя за спиной (в нашем случае мы летели, естественно, без пассажиров). Но одновременно, ты и не чувствуешь, что за спиной у тебя огромный фюзеляж - труба, в которой эти самые пассажиры помещаются. Такой вот парадокс.
Итак, мы полетели. И я начал рулить. Любой маневр тут же отображается на указателе пространственного положения (авиагоризонте, как еще называют этот прибор пилоты). Если включается автопилот, то автоматически прокладывается нужный маршрут (в нашем случае - мы сделали «коробочку» и должны были выйти точно на осевую линию посадочной полосы).
Когда самолет уже выведен на линию посадочной полосы, автопилот нужно отключить (самолет можно посадить и в автоматическом режиме), но я ведь должен был попробовать сделать это сам! Отключается автопилот либо двойным нажатием кнопки на штурвале, либо нажатием на кнопку «auto» в центральной консоли.
Итак, автопилот отключили. Судьба боинга в моих руках (естественно, сидящий во втором кресле пилот в случае чего должен подкорректировать мои действия, но все равно страшно).
Суть посадки в том, что нужно ориентироваться исключительно по приборам. Смотреть нужно на указатель пространственного положения (и ни в коем случае не на посадочную полосу) и делать все, чтобы малиновый крест - нос самолета - был точно в белом квадрате (это значит, что вы идете правильным курсом).
Легко сказать, сложно сделать (по словам летавшего со мной пилота, на то, что чтобы получить статус командира пассажирского судна уходит около 10-15 летной практики). В общем у меня получалось с трудом. И самолет болтало из стороны в сторону. А посадочная полоса все приближалась. Кстати, с огромной скоростью...
На высоте 100 метров, нужно перестать смотреть на приборы и переключить зрение уже на посадочную полосу. Далее - совершить выравнивание - незадолго до того, как самолет коснется земли - плавно потянуть штурвал на себя, чтобы основные стойки шасси первыми коснулись земли. И вот как раз с этим у меня были большие проблемы. Выравнивание выполнить я не смог. Я как-то дернул штурвал на себя, в результате чего “Боинг” “прыгнул на посадочной полосе”. То есть коснулся колесами земли, но уже в следующую секунду полетел дальше.
По правилам безопасности, если такое случилось, нужно улетать -))) На второй круг, потому что посадить самолет после такого маневра уже невозможно. В общем полетели на второй заход.
Сделали “коробочку” на автопилоте. Снова вышли на курс посадочной полосы, и снова отключились автопилот. Лишь только с помощью пилота, который сидел в соседнем кресле, я смог посадить самолет.
Страшно. И очень сложно, признаюсь… Сам бы ни за что не справился. И угробил бы воздушное судно… В общем, знаете, друзья… Я восхищаюсь пилотами гражданской авиации. На них огромная ответственность. А мы, пассажиры, часто обо этом даже и не задумываемся. А побывав в шкуре пилота (пусть и, управляя пустым самолетом), я понял, что такое авиация :-)
К сожалению в этом сообществе запрещены ссылки на внешние источники. Поэтому если кому-то интересно, видео-сюжет, о том, как я сажал «Боинг» у меня в журнале. Сюжет я делал для русского Forbes.