Поскольку это мой первый пост в сообществе, то кратко представлюсь - так будут понятнее некоторые особенности моих рассказов. Я - автомобильный журналист и редактор одного из региональных подразделений журнала «За рулем». Поэтому езжу я часто, много и, как правило, за казенный счет. :) Иногда на своей машине, иногда - на автомобилях предоставленных в рекламных или иных целях. В общем, на этот раз (17-18 числа июня) имел место автопробег Москва-Сочи на автомобилях марки Opel, устроенный ООО «КМ/Ч» - официальным дилером General Motors в России. Пробег шел по маршруту Москва-Липецк-Воронеж-Краснодар-Сочи, я присоединился к нему в Воронеже, так что для меня это был пробег Воронеж-Сочи. В процессе пробега участники менялись машинами, так что за два дня я проехал на пяти очень разных Опелях, что позволило составить представление о дороге с разных точек зрения.
К Олимпиаде 2014 года страна готовится всерьез, и многострадальная трасса М4 должна в перспективе стать прекрасным шоссе европейского уровня. Но это будет лишь через шесть лет, а пока… Пока лишь отчетливо видно, что процесс идет.
Дорожные работы в разгаре на всем протяжении дороги, но недостроенных участков пока куда больше, чем достроенных. Местами дорога сжимается до размеров козьей тропы, на которой продавлены грузовиками глубокие колеи в асфальте. Основные дорожные впечатления - широченная корма издыхающей на подъеме фуры, с многообещающей табличкой “Long vehicle” и сплошная линия до горизонта.
Четырехрядное обустроенное шоссе с разделительным барьером и гладким покрытием - это пока больше демонстрация того, как будет после окончания строительства, поскольку протяженность таких отрезков прискорбно мала. Гораздо чаще могучий автомобильный поток натыкается на многокилометровые пробки в местах дорожных работ, где машины пропускают по очереди по одной полосе.
Возможно, эти пробки были бы меньше, если бы не специфический бараний менталитет некоторых водителей, которые просто не могут спокойно стоять в пробке как все. Им непременно надо рвануть по встречной… На что они рассчитывают - загадка, ведь очевидно, что стоящие в пробке занимаются этим не для собственного удовольствия, а в силу того, что проезда впереди нет. Тем не менее, в каждом заторе непременно находятся такие «альтерантивно одаренные» водители, которые летят мимо пробки по встречной, выходят в лоб на идущий навстречу поток, после чего мечутся, пытаясь встроиться в неподвижный ряд. Иногда им это удается. Иногда - нет. Тогда они остаются ждать ГАИ возле обломков своих машин, создавая новый затор. Почему-то среди них преобладают водители на дорогих машинах. Вы не знаете, почему? Я тоже не знаю, но поверьте, даже самая дорогая и престижная машина не выдержит лобовой атаки на «КамАЗ»!
Хотя заново отстроенных участков трассы становится все больше - не обольщайтесь, скоростные ограничения на них действуют все те же - 90 км/ч. Конечно, выскочив с узкой ухабистой дороги на свеженькое покрытие хорошего шоссе очень хочется «наверстать упущенное» - но делать этого не стоит. Количество гаишников на километр трассы просто умопомрачительное и беспрецедентное. По подсчетам нашего экипажа, на некоторых участках в среднем выходит что-то вроде одного гаишника на 800 метров.
Впечатление такое, что на трассе реально негде пописать - под каждым кустом по гаишнику. Не сомневайтесь - превышая скорость вы не выиграете время, наоборот - общение с ДПС вас сильно задержит, не говоря уже о том, что затраченные на штрафы деньги можно было бы с удовольствием пропить в Сочи. Кстати, для сведения - по нероверенным данным, торг «за сплошную» начинается аж от 30 тыс. рублей, но доходит и до трех, если убедительно врать, что больше нету. Плотность контроля резко возрастает в Ростовской области, достигает максимума в Краснодарском крае, и начинает спадать к югу от Краснодара - однако, нигде нет участков совсем ГАИ не охваченных. Курортный сезон для ДПС как нерест лосося для индейцев - стараются наловить, чтобы на весь год хватило.
Экипажи Краснодарского края оснащены современной видеотехникой - камеры совмещенные с радаром и ноутбуки. Спорить бесполезно - нарушителю продемонстрируют как именно его автомобиль пересекает сплошную или превышает скорость. Не знаю, можно ли попросить карточку на память, но, думаю, стоило бы. Распечатать и закрепить в машине на панели, чтобы больше не тянуло на подобные подвиги… Кстати, я за всю дорогу не был оштрафован ни разу! Что вовсе не мешало мне первым прибыть в Краснодар и Туапсе и вторым в Сочи (как результат незапланированной остановки). Это лишний раз подтверждает факт, что по трассе на Юг быстро проедет не тот, кто сильно давит на газ, а тот, кто соблюдает правила. Совершенномудрый никуда не торопится, а едет 99 км/ч, какой бы мотор не стоял у него под капотом. :)
Начинающиеся перед Джубгой серпантины, которые тянуться потом до Сочи - серьезное испытание для нервов водителя. Вверх-вниз, вправо-влево - с непривычки может и голова закружиться. Тяжелые грузовики, груженые стройматериалами для реконструкции будущего олимпийского города, тяжко пыхтя на подъемах, тянуться со скоростью пешехода. Узкая дорога с ограниченным обзором не дает совершить обгон, и за таким тихоходом собирается длинный хвост автомобилей. Сплошная линия разметки недвусмысленно предупреждает: «Наберись терпения и не дергайся!», однако, надо ли говорить, что любители риска находятся и тут? В лучшем случае их встречает бдительная местная ГАИ (они стоят в засадах и носятся по серпантинам), в худшем - встречный автомобиль.
Увы, битые кузова на обочинах встречаются очень часто… Даже в тех немногочисленных местах, где разметка дозволяет обгон - не рискуйте. «Обгонные» участки коротки, и вы проскочите лишь одну-две машины из колонны, причем ценой насилия над автомобилем, которому придется стремительно разгоняться в гору. Кроме того, разметка рассчитана на то, что едущий навстречу соблюдает скоростной режим, а вы поручитесь за благоразумие местных безбашенных таксистов на старых «Жигулях», которые несутся вниз с горы как будто в последний раз? Гораздо лучше подождать - как только позволит обочина, грузовик подаст вправо и пропустит скопившуюся колонну - на серпантинах это принято.
Город Сочи встретит вас солнцем, морем - и пробками. Узкие улочки курорта давно уже не справляются с транзитным потоком автомобилей и наплывом туристов. Строительство обходных тоннелей, чтобы разгрузить город хотя бы от транзита, ведется, но пока далеко от завершения. Так что мой вам искренний совет - прибыв к месту отдыха, поставьте машину на стоянку и наслаждайтесь морем, солнцем и… пешими прогулками. Поверьте, это доставит вам куда больше удовольствия, чем стояние в пробках на жаре.
О самом Сочи:
http://semiurg.livejournal.com/127140.htmlи
http://semiurg.livejournal.com/126340.html