Случайно наткнулся на книгу В.А. Жмурова
“Введение в клиническую психиатрию”. Оказывается, людям в белых халатах есть что сказать на тему трансгуманистического движения или, по меньшей мере, некоторых его участников:)
Экспансивный бред - убеждение пациента в том, что он превратился или превратится в незаурядную личность либо изначально являлся ею. Обычно возникает на фоне приподнятого настроения. Существует несколько вариантов такого бреда. <...>
Бред бессмертия в ряде случаев также представляет экспансивный бред. В состояниях мании, вероятно, у некоторых пациентов возникает расстройство, противоположное депрессивной девитализации (утрате сознания собственной жизни). Бред бессмертия в этом случае как бы вытекает из нарушения самовосприятия. Он встречается, однако, и у депрессивных пациентов, обречённых, как они думают, на вечные, нескончаемые страдания за свои ужасные грехи. Такой бред является продолжением бреда греховности, согласно которому пациент является столь великим грешником, что искупление его вины возможно лишь бесконечными муками.
Бред долгожительства - убеждение пациентов в том, что при определённых условиях их жизнь может длиться сотни лет. Началом этого бреда может быть бред изобретательства, когда пациент «открывает» рецепт своего долгожительства. После этого он «тренирует, закаливает, укрепляет» свой организм, «заполняет» его здоровьем. Иногда система закаливания выглядит весьма радикально.
Так, пациент спит на гвоздях, на стене в самых разных положениях, подвешивая себя с помощью сконструированного им устройства; ходит по раскалённым предметам, бегает в плавках в жгучий мороз, ест траву, насекомых, глотает живых мышей, в ботинки вместо стелек кладёт наждачную бумагу, подсыпает в пищу толчёное стекло, по неделе голодает, а время от времени учится «накапливать энергию», съедая за один раз по полведра каши или супа; приучает своё тело к боли, лишению сна, обучается играть на разных музыкальных инструментах и т. д. Сожалеет, что слишком поздно пришёл к идее своего оздоровления, так что едва ли проживёт более 300 лет. Чтобы компенсировать упущенные им возможности, стал «закаливать по своей системе» своего годовалого сына. Уверен, что тот проживёт до 900 лет.
Бред изобретательства - убеждение пациентов в том, что они являются выдающимися изобретателями или что сделанные ими мнимые изобретения имеют выдающееся значение. В первом случае, скорее всего, речь должна идти о сверхценной идее, вытекающей из болезненно повышенной самооценки. Собственно бред чаще бывает представлен во втором случае, поскольку именно такие пациенты особенно легко желаемое принимают за действительное, отчего свои воображаемые новации воспринимают как некое реальное достижение. Так, пациент предлагает множество технических проектов, придумывая их буквально на ходу. Как бы между прочим он предлагает устройство, закрывающее доступ алкоголя в желудок алкоголика, и тут же рисует его чертёж.
Он абсолютно убеждён в том, что способен решить любую научную или техническую задачу, его нисколько при этом не смущает, что он не справляется с заданиями на элементарный счёт и не знает простых школьных истин. Другой пациент изобрёл «лечебное кресло, способное поглощать потоки нейтрино из далёкого космоса». Он имел шумный успех, образовалась огромная очередь желающих у него полечиться, о нём благосклонно сообщалось даже по Центральному телевидению России. По сообщениям специалистов, патентные бюро завалены заявками на изобретения подобного рода. Известно, что некая знаменитая целительница, «лечившая» самых высокопоставленных чиновников, имела патент на изобретение аппарата, производящего «биополе».
Следующий пациент до 14 лет состоял на учёте как умственно отсталый. С трудом окончил вспомогательную школу. Далее события развивались самым неожиданным образом. За год пациент экстерном завершил среднее образование, потом с отличием закончил престижный вуз, некоторое время работал геологом. Однажды прочёл книгу известного фашиста и понял, что эволюционная роль мужчин сыграна, они более не нужны и потому подлежат уничтожению. Во время полевых работ поделился с товарищами своими мыслями, предложил им стать первыми добровольными жертами во благо прогресса - он убьёт их во сне, так что мучаться они не будут. Предложение возымело действие: был вызван вертолёт и пациента доставили в больницу.
Аналогичен бреду изобретательства бред реформаторства, когда пациенты придумывают разного рода социальные преобразования. Следует, возможно, говорить о бреде креативности, поскольку бред может проявляться и в других сферах творчества: философии, психологии, литературе, поэзии и т. д. Статистика бреда неизвестна, в психиатрических учреждениях такие пациенты бывают относительно редко. Отчасти потому, что в быту их считают скорее безобидными чудаками, нежели больными людьми. По некоторым сведениям, в Новосибирске, самом «умном» городе России, такие пациенты встречаются особенно часто.
<...>
Экспансивные сверхценные образования. В схематическом виде развитие некоторых из них протекает в три чётко очерченные фазы. В первой, подготовительной фазе пациенты окончательно убеждаются в своём высоком предназначении. Поводом для этого служат некоторые реальные успехи в учёбе, профессиональной карьере. На второй фазе определяется содержание сверхценного образования, индивид решает, что он нашёл себя в том или ином виде деятельности, например в науке, семье, политике или искусстве. В этот период он и предлагает себя обществу в избранной им роли. Третья фаза начинается с противостояния общества и пациента. Притязания последнего при этом отвергаются, он начинает долгую борьбу за своё признание. Различаются следующие виды расстройства.
<...>
Сверхценные идеи самосовершенствования - уверенность пациента в том, что принятая им система оздоровления, личностного роста или духовного очищения является чрезвычайно эффективной. Он тратит при этом массу времени и сил на то, чтобы осуществить эту систему, оставляя без должного внимания другие стороны своей жизни. Пациент на самом деле стремится не к совершенству, а к тому, чтобы чувствовать себя выше других людей, превосходить их в своих глазах и предаваться затем заслуженному самолюбованию.
Сверхценные идеи притязания - уверенность пациента в том, что его вклад в науку, искусство, политику, общественную жизнь или во что-то иное является очень значительным и исключительно важным, а он сам представляет собой талантливую, незаурядную личность. Столкнувшись с непризнанием себя в качестве замечательного или выдающегося деятеля, последующие годы своей жизни он тратит на то, чтобы навязать собственное мнение о себе другим людям, причём может забросить соответствующее занятие, в котором он будто бы так сильно преуспел.