Распространению идеи радикального продления жизни и остановки старения мешают некоторые предубеждения, как то "скука", "перенаселение". Ниже я рассмотрю еще одно: "смерть - это естественно". Аргументация всевозможная, вплоть до полностью светской - такие-то классики/философы (идет перечисление) считали смерть естественной и что "человеку должно
(
Read more... )
До сих пор большинство произведений искусства, затрагивающих тему бессмертия, говорят о том, что бессмертие - это плохо (либо явно, либо, чаще, неявно - либо бессмертия добивается негодяй, что чаще всего, либо оно требует для своего поддержания какой-нибудь жуткой гадости. Хотя, часто используются оба художественных приема).
А смертникам читать это приятно. "Мы - умрем" - думают они - "и потому мы хорошие!"
А кто-нибудь другой, весьма чуждый (типа эльфа) может быть бессмертным без нанесения читателю психологических травм. Конечно, он должен иметь при этом некий набор слабостей (неспособность к размножению, например, или просто быть тупым как пробка) - тогда, будьте уверены, читателю не придет в голову завидовать этим существам и примерять их шкурку на свои плечи. Вполне можно описать какую-нибудь расу бессмертных космических слизней (аллюзию на Лукьяненко заметил позже, я себе , когда писал, просто представлял что-то очень жалкое и неприятное на вид - но, как видите, пример удачен) - читатель не напряжется и не будет себя с ЭТИМ отождествлять.
Reply
Reply
Reply
Reply
В будущем, так через лет 30, 50 или 100, мы встречаемся с нашими лучшими друзьями, родственниками, любимыми и делимся с ними самым большим нашим достижением. Мы им говорим: "А мы достигли бессмертия (или просто даже значительного продления жизни и омоложения)". Представляете, какая у них истерика будет?
Reply
Думаю. никакой не будет. Они если доживут - то будут в курсе.
Открытие методов радикального продления жизни очень сильно встряхнет мир, но я почти уверен, что мало кто откажется от его использования. Все резко перестанут быть смертниками.
Reply
А неприятные нечеловеческие существа вроде бессмертных космических слизней, будут, наоборот, отталкивать от идей трансгуманизма, несмотря на то, что теми же технологиями можно создать и вызывающих симпатию эльфов.
Reply
В общем я конечно же согласен с Вами - пример бессмертных эльфов - "хороший" пример.
И раз уж сам факт того, что некоторые люди играют в ролевые игры за эльфов (на сколько мне известно, за орлов или так гоблинов там особо никто не играет, а ведь это тоже разумные существа - просто с ними отождествиться сложнее) говорит о том, что образ годен.
Последователи перетаскали эльфов и в другие книги (взять Сапковского, например) - и бессмертия их не лишили. Так же могу вспомнить Владимира Васильева с его видением "Ведьмака" - его книги близки ТГ идеологии, между прочим.
Однако знаковым является то, что во всех упомянутых книгах эльфы "уходят". Видимо, это помогает избежать отторжения идеи бессмертия психикой читателя. Фишка в том (я предполагаю), что отсутсвие смерти особи как бы заменена смертностью (и смертью) ВИДА.
У Толкина эльфы, как я помню, куда-то там уходят, что сильно напоминает символическую смерть всем видом. У Сапковского - совершенно аналогичная ситуация (я читал давно, не помню деталей - но там довольно большой кусок посвящен встрече ГГ с унылым умирающим племенем эльфов, которые собираются гордо убить себя ап стену человечества).
Есть ли где-то эльфы, не собирающиеся умереть всем ВИДОМ (что несколько парадоксально при учете личного бессмертия)?.
Reply
Уже в самом начале, когда жанр только закладывался и Толкин и Льюис как бы соревновались друг с другом, Льюис проиграл: получилось у него довольно уныло и толп фанатов не возникло. Что говорит само за себя: за архетипы читателей брать надо.
У Толкина эльфы не умирают видом, они просто уходят. Это сделано для того, чтобы отождествить Арду с нашей реальностью, с уже существующими легендами и фактом, что сейчас эльфы (настоящие) вокруг нас не наблюдаются. Толкин говорил, что задался целью сочинить новую мифологию для Англии - а значит привязываться к настоящему миру было надо. Так что ни смертничество, ни ксенофобия, ни стремление порадовать читателя поражением бессмертной расы причиной ухода эльфов, скорее всего, не были.
Фэнтези, "где эльфы не умирают как вид" есть, но достойных слова "классика", на мой взгляд, произведений не получилось. Андрэ Нортон, "Эльфийская дилогия" (трилогия): несмотря на общую попсовость мне понравились ее эльфы-"мичуринцы". Селекционируют всё и вся вокруг и себя в первую очередь.
Орки - нет, очень популярный персонаж - видимо у неформалов рабоче-крестьянского происхождения внутренний вектор эволюции смотрит именно туда, в сторону морлоков.
Reply
Leave a comment