Череповецкий трамвай

Dec 27, 2017 22:05






Единственный на Русском Севере, трамвай в Череповце строился в едином комплексе с местным металлургическим комбинатом ("Северсталь"), вторым по величине в стране.
Единственная по сути линия трамвая соединяет необъятную промзону с лежащим восточнее центром города и спальными микрорайонами.

2.


Трамвай в городе появился довольно поздно - в 1958 году, и большой сети в городе не возникло.
Впрочем, до возникновения Зашекснинского района этот вид транспорта соединял друг с другом все жилые районы и практически все точки притяжения. Первоначально трамвай ходил от металлургического комбината к центру и железнодорожному вокзалу. В 1982 году возник план масштабной экспансии трамвайной сети; в случае реализации этого плана на трамвае можно было бы добраться и к азотному заводу, и на север города, и в Заречье, и даже за Шексну.

3.


Но построена была только линия в Заречье; за Шексну впоследствии даже предполагалось строительство троллейбуса (и даже началось строительство линии), но в итоге и этот проект так и не был воплощён в жизнь.
В итоге череповецкий трамвай не стал разветвлённым (как запущенная в то же время бийская трамвайная система) или модернизированным, советским вариантом европейского скоростного трамвая (как, например, трамвай башкирского Салавата). Трамвай в Череповце, несмотря на всю относительную современность этого города - классическая постсоветская система, с волнистыми рельсами и неторопливыми старыми вагонами.
Общая длина сети - всего 14 километров; это 51-е место в России по этому показателю.

4.


Впрочем, даже после строительства новых районов и смещения точек формирования пассажиропотока линия череповецкого трамвая соединяет значительную часть транспортных узлов, жилых районов и точек притяжения.

5.


Несмотря на отсутствие, как водится, грамотной транспортной политики (самое яркое свидетельство - дублирование трамвайной линии автобусными маршрутами), устаревшую инфраструктуру и большую долю выработавшего свой ресурс подвижного состава, городской трамвай пользуется относительным спросом: в сутки им пользуется примерно 20-25 тысяч человек, что немного для 300-тысячного города, но немало для такой компактной системы.

6.


Основная линия городского трамвая почти на всём протяжении проходит по главной череповецкой магистрали, которая на востоке и в центре проспект Победы, а на западе, поближе к промзоне - улица Мира.

7.


Кроме основной трамвайной линии есть ещё совсем немного: примерно посередине - однопутная закольцовка к железнодорожному и автовокзалу, чуть западнее есть ещё одна функционирующая как оборотный круг однопутная трамвайная линия вокруг квартала.
А западный конец линии - в недрах металлургического комбината.
Судя по количеству автобусов на заводской конечной, трамвай уже давно не главный транспорт до комбината:

8.


Подвижной состав городского трамвая, кроме старых добрых КТМ-5 - это ещё КТМ-8, а также переданные из Москвы в 2017 г. бэушные вагоны (судя по всему, КТМ-8 и КТМ-19).
Что касается перспектив развития системы, то существует план построить-таки линию за Шексну (назывался даже год начала строительства - 2018), но, как это часто бывает, существуют большие сомнения в реализации этого плана.

9.
Previous post Next post
Up