начало продолжение Как я уже говорил, мы пытались пройти пещеру несколько раз. Одно из самых простых для прохождения мест в третий наш поход внезапно превратилось в довольно сложное и опасное препятствие. Пониженный участок в высоком зале залило водой. Мы долго искали обход и нашли его. Этот обход навсегда останется в нашем сердце как «очковый карниз».
Суть названия сводится к не очень приличному анекдоту про то, что «усилие, возникающее в очке десантника во время прыжка, способно перекусить лом, но даже это не обеспечивает полной герметичности отверстия». Так вот, в анекдоте всё правда, по крайней мере, по отношению к этому карнизу. Мы прошли по нему цепочкой, безо всякой страховки, на высоте 5-10 метров. Карнизом, кстати, этот проход можно назвать лишь условно:
Приходилось и на руках повисеть и перепрыгивать и ползти. Камни, сырые и местами покрытые глиной, под руками и ногами, и на дне под нами груда острых камней, куда упасть можно за свою жизнь только один раз. Альпинист, который в этот раз был с нами, назвал нас кретинами и везунчиками, поскольку мы сунулись на этот карниз без подготовки и страховки. Сложность участка он оценил на «троечку». Мне ни о чем не говорит, но видимо и правда стоило запастись страховкой.
Место куда стоило бы постелить соломку:
В определенный момент усталость от отвратительной погоды, сложного перехода и волшебного карниза уронили градус настроения до точки замерзания воды. Но к этому моменту мы добрались до первого монументального зала - «хода атлантов». Огромный по высоте зал или ход с выточенными водой колоннами. По залу запросто смог бы проехать поезд, не задевая краёв, а потолок с трудом угадывался в дымке наверху.
Затем небольшой подъём и классический (органный) зал. Здесь не только слов не хватит, но и фотографий тоже. Это просто неповторимое чудо природы. Здесь мы не смогли разглядеть потолка вообще. Капля воды, возникающая из дымки, в луче фонаря летела 5 секунд. Стены покрытые сплошным массивом натеков:
После посещения «классики» настроение снова поднялось на приличествующей нишей развеселой компании уровень, и мы, наконец-то, нашли выход в «Сказочный» ход. Это нам не удавалось на протяжении 2 предыдущих поездок. Оказывается, если встать посреди одного из проходов на небольшой грибообразный сталактит, а потом зацепиться сверху руками и подтянуться - попадаешь на балкон, который переходит в «сказочный» ход, так же именуемый метростроем. Из фотографий понятно, почему:
Через некоторое время «сказочный» ход превратился в ход «дурака». Внешне в ходе дурака нет ничего особенного, но есть один забавный нюанс. Ход ощутимо направлен вниз. Дно покрыто сухой глиной и песком. Эта поверхность немного скользкая, но спускаться по ней без страховки можно безо всякого риска. Но подняться вверх по этому ходу без опоры очень проблематично. Ход немного шире и выше, чем нужно, чтобы опираться руками, а дно достаточно скользкое, чтобы постоянно сползать вниз. Длина хода около сотни метров, так что забираться наверх можно несколько часов. Вот поэтому ход дурака. Впрочем, мы были предупреждены, а значит и вооружены - верёвкой, которую закрепили сверху.
Долго ли, коротко ли, но день потихоньку переходил в вечер, а значит, надо было срочно возвращаться. Честно признаюсь, силы были на исходе. Поэтому, не слишком сложный «К12», встал перед нами неприступной цитаделью. Как я говорил в начале, подняться и спуститься в колодец можно было 2 способами. Первый - на жумарах, что без опыта и на почве усталости у меня не сработало. Способ второй мне дался легче - вдоль противоположной стены шла веревка, влезать по которой было довольно просто из-за большого количества выступов на этой стороне. По верху идет длинная веревка, по которой можно с определенным замиранием сердца добраться до верхнего входа в колодец. Правда, веревка оказалась довольно здорово провисшей, и идти в месте самого большого удаления от креплений веревки пришлось практически без опоры. Но после «очкового» карниза такие фокусы даже не вызвали сомнений. Но не все смогли воспользоваться и этой дорогой. Поэтому все, кто смог самостоятельно забраться наверх, создали для остальных веревочный лифт. Т.е. человек снизу цеплялся страховкой и брался руками за веревку, а потом, перебирая ногами по стене, поднимался, пока мы дружно эту веревку сверху вытягивали. Но в этой простой и комфортной системе крылся подвох. Каждый вновь поднятый пассажир впрягался в ярмо, в итоге последние, кого мы затаскивали, практически не ощущались как груз. Как итог, одному из поднятых здорово ободрали руки, когда он запнулся, перебирая ногами по стене, и какое-то время перебирал эту стену носом, пока руки вместе с веревкой терлись о камень. Второй случай был веселее. Мы поднимали уже со сноровкой - медленно и аккуратно. Но, когда я увидел медленно появляющуюся из-за среза колодца голову в вязаной шапке, облепленную глиной, у меня внезапно вылетела фраза: «Коллеги, теперь внимательней, показалась головка». Не знаю, из каких глубин подсознания это вышло, поскольку к медицине, в целом, и к акушерской работе, в частности, отношения я не имею, но вылетело вот. Богатырский смех «коллег» ослабил веревку и «новорожденный» чуть не улетел обратно в колодец.
Колодец К12 и "хлеборезка"
Обратная дорога к лагерю позитивных эмоций не вызывала. Шли в темпе, останавливаясь на несколько минут только для проверки от клещей. Мы затянули с выходом из пещер и теперь шли наперегонки со временем, надо было успеть засветло пройти прижим над бродом. Успели на грани фола. Заходили на скальную группу перед прижимом - смеркалось, спустились, уже было почти темно. В очередной раз убедился, что у меня вполне ощутимая боязнь высоты. Причем, что интересно, в свете фонаря смотреть на 10-15 метровые провалы в пещерах было не страшно, а вот такая же высота на свежем воздухе заставила ноги стать ватными. Впрочем, было мне в этом переходе еще одно откровение. Если отвлечься по серьезному поводу, всякий страх высоты полностью пропадает. Ситуация сложилась такая: когда мы шли цепочкой по прижиму, у идущего позади меня залетела в глаз муха. Он мгновенно ослеп, вжался в стену и попросил помочь. Я его протянул чуть дальше, где в камне было углубление, в котором можно спокойно стоять двоим, после чего, с грехом пополам, вытащил из глаза муху. Потом двинулись дальше. И, что характерно, когда все это приключилось, страх и дрожание пропали и не появлялись больше. А, что такое ослепнуть на высоте, я попробовал через несколько лет, помогая отцу строить дом. На высоте примерно метров 7, под будущим коньком, я выравнивал пилой поперечные крепления стропил. Резкий порыв ветра, и в глаза забилась, кажется, целая горсть стружки. Непрочная на тот момент конструкция не смогла бы выдержать двоих, и мне пришлось спускаться до кладки, ориентируясь на команды отца снизу, по редким поперечинам с закрытыми глазами, которые к тому же горели и сочились слезами. Врагу не пожелаешь таких ощущений. Я отвлекся, как обычно… продолжу.
Наш день шел к вечеру, силы давно кончились, лил мелкий и противный дождь. Сложности маршрута закончились, поэтому адреналин пропал. Осталось просто дойти до лагеря. Стемнело. Не хотелось даже говорить. И очень хотелось пить.
Тут я вынужден сделать еще одно небольшое отступление. В первые вылазки к «Победе» у нас не возникало проблем с водой. Около стоянки у нас был ручей с родниковой водой. Вдоль маршрута к пещерам таких ручьев было еще несколько. Но в третью нашу поездку несколько дней шел дождь, и ручьи были забиты ветками, песком и глиной. В итоге вся жидкость на группу из 14 человек заключалась в 5 литрах пива и 400 граммах коньяка во фляге. Несмотря на высокую влажность и холод, вечером уже сильно хотелось пить, а взятый в дорогу провиант давно закончился.
Итак, мы шли по грязному слякотному полю цепью. Устали, хотелось пить. Последние метров 300, уже ориентируясь на костер в лагере, шли молча. И в момент , когда мы дошли, я узнал, что такое настоящее счастье. Счастье было настолько большим и всеобъемлющим, что я до сих пор сам себе завидую. Я зашел в лагерь, и мне под ноги попалась 5 литровая канистра с пивом. Я, не сбавляя шага, поднял её, подошел к костру, сел на складной стул и вытянул ноги к огню, предварительно сбросив ботинки. Потом открыл емкость с пивом и сделал большой, вдумчивый глоток, эдак граммов на 500. И меня накрыло счастьем. Весь день на ногах без еды, воды и отдыха ушел, и вдруг я получил сразу все то, о чем мечтал в течении всего дня. Никогда еще мои желания не исполнялись с такой полнотой. Я могу умереть спокойно, я знаю, что такое счастье.
Кстати, еще несколько слов о пиве. В первый наш поход мы на обратном пути остановились на пешеходном мосту через Зилим. А для большей созерцательности остановки, решили приобрести немного пива в магазине у моста. Деревня небольшая и магазин был, видимо, единственный. Так вот, в этом магазине больше всего меня поразило выражение лица продавщицы - женщины средних лет с восточными чертами лица. Когда мы купили весь запас всех сортов пива в ее заведении, черты лица (по крайней мере глаза) стали полностью относиться к европейскому типу. Правда, надо быть честным, там пива-то было 3 ящика, видимо, не самый популярный продукт для этих мест.
Обратный путь снова требует комментариев. Мы шли по отработанной трассе, длинной дорогой, но только по асфальту. Однако, как я уже говорил, за 3 дня до нашей поездки начался дождь, который потом лил все три дня нашего полевого выхода. Временами сильный, иногда еле моросящий, но непрерывный. И на обратном пути погода с нами чуть не сыграла злую шутку. Путь местами пролегал в предгорьях. В одном таком месте вдоль дороги, протекал небольшой ручей. Точнее, он был небольшим, когда мы ехали к пещерам. На обратном же пути он захватил целую полосу дороги и мирно тащил ветки и мелкие камни прямо по асфальту. Причем, на глазах поток расширялся. Мы успели проскочить! За поворотом стояла машина с мигалками, дорожные рабочие расставляли ограждение поперек полотна и запрещающие знаки. Через 10 минут мы услышали по радио, что дорога закрыта. А потом мы остановились в Белорецке перекусить в дорожном кафе. Надо упомянуть, что с момента возвращения из пещер было неоднократно высказано, что все, конечно, красиво и здорово, но, пожалуй, хватит с нас Победы. После первого же глотка кофе, кем-то была озвучена идея, которую единогласно поддержали все - летом обязательно поедем снова.
Жаль, что мы больше так и не поехали. Ни тем летом и никаким другим.