Транспортные артерии Зубцова представлены автостанцией с небольшой площадью для таксистов.
Путь к ж/д станции тернист. Прочесываем самые окраины Зубцова. Никакой широкой магистрали и цивилизованного подъезда к станции нет. Напротив - немного угловатые самодельные знаки как бы показывают явную неприоритетность железнодорожного способа попадания в город.
Здание вокзала представляет собой зеленоватого цвета дощатый домик.
Скромненький перрон всего на одной стороне. Вполне привычная картина для неПодмосковья - платформа ошеломительно пуста.
Поездов здесь ходит совсем негусто: парочка от Ржева до Волоколамска и столько же до Шаховской. А если что, так и будь готов уехать до вожделенной станции с соседней платформы. Вот только добираться до неё как? Большой вопрос - это тебе не от Подлипок до Болшево проехаться или даже прогуляться. Но, так или иначе, читаем сами:
Но на этом тяготы гипотетических любителей поездов в Зубцове не заканчиваются. Некоторые кассы могут закрываться на обед или на технический перерыв... А как Вам такое?
Неслабый такой перерывчик. Хотя здесь по крайней мере есть некая законченность и однозначность ситуации, а вот, в режиме кассы в работающем состоянии можно разбираться как в хитроумной головоломке.
Зато вот вопрос справления больших и малых нужд пусть и немногочисленных, но, вероятно, капризных зубцовских ж/д путешественников решен с размахом и разнообразием. Вот, пожалуйте, привокзальные туалеты: основательный, являющийся частью советского архитектурного ансамбля станции и легкий, кабиночный, этакий летний вариант.
На этой оптимистической ноте мы покидаем гостеприимный город Зубцов. В любви Зубцову признаваться воздержусь, но без трогательной стихотворной репризы оставить его ну никак не могу. Для нас старается местный поэт Юрий Шашмаков:
Люблю тебя, Зубцов, за простоту,
Несуетность, присущие деревне.
Расти, мой город, вширь и в высоту,
И не дремучий, ты, ты просто древний.
Машем Зубцову всеми свободными от держания руля ладошками и мчим, наконец-таки, к основной и главной точке нашего сегодняшнего путешествия - к Ржеву. Недолгую дорогу нам скрашивают деревушки с прелестными названиями Матюково и Сосунково.
Въезжаем в Ржевский район - родину 12 героев Советского Союза, а также место, приютившее на своих землях речку Молодой Туг.
Въездная стела Ржева приветствует нас Орденом Отечественной войны 1-й степени, который был-таки вручен городу в 1978 году, а также совершенно пасторальным и неофициальным гнездом аистов.
Город Ржев еще древнее, чем Зубцов. До событий Великой Отечественной войны его жизнь текла тихо, мирно и нерасторопно. Казалось, уклад жизни рядовых ржевцев не менялся веками. Хотя для правителей разных мастей и эпох он всегда представлял весьма лакомый кусочек, и бои за Ржев велись очень часто. Его выгодное положение на пересечении водных и сухопутных путей так и манило сюда народ разного толка - поляки и литовцы, серпуховские, тверские и торопецкие князья сменялись с калейдоскопической пестротой. А ржевские купцы жили себе и жили, торговали льном и пенькою, рыбой и дешевыми бурлаками.
Удивительно для такого маленького городка, но в Ржеве находится целых два разных вокзала - Ржев Балтийский и Ржев Белорусский.
Ржев Балтийский вполне себе людная и наполненная пассажирским движением станция. Здание вокзала солидное, в вокзальном ларьке торгуют футболками с поручиком Ржевским.
Рядом с планом эвакуации - написанная на трогательно-отстраненный манер надпись о запрете курения. Мол, мы-то нет, не против, но вот они, просят зачем-то, уж не обессудьте.
На перроне любуемся пребывающим на станцию поездом, машинист пронзительно гудит всем зевакам.
Но самая главная и актуальная для переписываемых в прошедшем году граждан России достопримечательность таится на стене вокзала. В то время как несознательные элементы отказываются открывать двери своих домов переписчикам, вождь мирового пролетариата с виртуозностью и политической ответственностью делает это, проезжая на поезде мимо Ржева!
С железнодорожным вокзалом соседствует автостанция.
Добраться отсюда можно в Москву, Осташков, Зубцов, в Шаховскую и в Тверь. Есть еще несколько проходящих маршрутов. Касса работает вполне приемлемо, без выкрутасов.
Перроны для автобусов решены в духе Зарайского автовокзала, но большие автобусы туда категорически не хотят впихиваться.
А главное - здесь, на этом, казалось бы, бесхитростном и вполне обычном провинциальном автовокзале, я встретила свою мечту! Большую, белую, двухэтажную! И хоть это Вам ни в коем случае не Лондон, из Москвы в Ржев ездят они, двухэтажные красавцы-автобусы. Как это должно быть хорошо, оккупировать переднее сидение верхнего этажа и с этой поистине королевской высоты обозревать открывающийся горизонт, первым замечать дорожные знаки и въездные стелы, задирать нос при встрече с обычным автобусом и заранее видеть длину только возникающей пробки!.. А ведь еще в каких-то сто лет назад женщин на второй этаж таких автобусов не пускали. Самое время славить брюки и эмансипацию.
Не стоит ожидать от Ржева Белорусского обаяния и живости его Балтийского собрата. Здесь все много строже и лаконичнее. Перед зданием вокзала разлилась обширная лужа, а на незалуженном пространстве тренируется машина с буковкой «У». При нашем приближении пугливый экипаж снимается с места дислокации, ну что ж, ученик и должен быть вполне робок и осторожен на дороге.
Здесь нам тоже гудит машинист приближающегося состава. Очевидно, он ошарашен наличием здесь публики с фотоаппаратурой.
Наблюдается явный дефицит пассажиров. В вечереющем воздухе пустой перрон выглядит особенно стильно и слегка тревожно.
Ну собственно и с поездами здесь напряженочка. Особый вопрос вызывает время стоянки ведь, как ни крути, Ржев-то объявлен конечным пунктом маршрута. Это принципиальная позиция, развивающая в пассажирах с годами солдатскую скорость при посадке и высадке? Через 3 минуты двери поезда закрываются, и коварно хихикающая проводница увозит капуш в загадочное депо? Не хотела бы я оказаться в таком поезде, на всякий случай, я ведь совсем не капуша, нет-нет.
Теперь отправляемся осматривать сам город. Большинство памятников в Ржеве, так или иначе, связано с Великой Отечественной. События 1941 - 1943 годов оставили от Ржева древнего лишь кратеры взорванных зданий и груды обломков. 17 месяцев город находился в оккупации. Из пяти с половиной тысяч жилых домов к моменту освобождения города уцелело лишь менее 300.
В небольшом сквере возле Ржева Балтийского стоит памятник-паровоз для военных железнодорожников.
Для танкистов чуть подальше, на площади Мира, стоит памятник-танк.
Для артиллеристов, как Вы уже догадались, - пушка.
Любопытно, что стих на постаменте памятника очень красивый и подходящий, но до боли напоминает матросскую песню военных лет на слова некоего Алымова С. - «Родной Севастополь». Сравниваем:
Здесь кровью святые речные омыты утесы откосы,
Здесь славой овеян дымом пропитан бетон батарей
Здесь курс на бессмертье держали матросы (сами понимаем такое оставлять нельзя) солдаты
В боях за свободу Отчизны своей.
Еще один памятник должен был предназначаться для военных летчиков, но в 2008 году самолет МиГ-17 куда-то забрали восстанавливать и теперь на крутом берегу речки Холынки белеет лишь голенький постамент.
Бо́льшую часть жителей эвакуировать из Ржева не удалось. Тысячи беженцев наводнили дороги на Зубцов и на Старицу, но они уже к тому времени были заняты фашистами, к тому же колонны нещадно обстреливались немецкими пулеметчиками. Ржевцы вынуждены были вернуться и разойтись по домам. Однако, если до начала войны в городе проживало 56 тысяч мирных жителей, то в день освобождения их осталось лишь 150.
Самое кровопролитное сражение Великой Отечественной очень долго оставалось совершенно замалчиваемым. И лишь в 2007 году Ржеву было присвоено звание города воинской славы. Стелу с двуглавым орлом, напоминающую об этом решении, установили на центральной площади города. Курьезно, но чиновники, готовившие речь, по инерции упомянули «мужественных и стойких защитников города», но ведь Ржев был в оккупации, и город на протяжении более чем года удерживали и защищали немецкие солдаты 9-й армии Моделя. Вот такой вот им привет и неожиданно свалившееся поощрение от неудосужившихся подковаться исторически потомков их противников.
Трибуна на Советской площади всегда готова к празднику, Ильич терпеливо выслушивает всех ораторов, а сиденья для зрителей решены в патриотичной гамме триколора.
На этой же площади были казнены организаторы ржевского подполья -Алексей Телешев, его приятель по разведбатальону Владимир Новоженов и их младший товарищ Александр Беляков. Все трое оказались в фашистском плену, бежали и, вернувшись тайком на родину, начали вести мелкую подрывную работу - портили автомобили и перерезали телефонные кабели, расклеивали листовки и поджигали стратегически важные для нацистов здания, подсвечивали советским самолетам объекты для бомбежки, а также готовились ударить немцам в тыл при наступлении советских войск. Планам не удалось сбыться, подпольщиков выдал отчим Телешева.
Тенистая можжевеловая аллея уводит нас к памятнику другому герою Ржева, на этот раз - революционному.
Скромный черный обелиск со шрамом-щербиной на гладкой поверхности камня установлен в память о Василии Васильевиче Грацинском, красном комиссаре и военкоме.
Активный и деятельный Грацинский один за одним формировал отряды для подавления антибольшевистских восстаний и волнений. А затем в августе 1918 года отправился он в далекий город Казань сражаться со взбунтовавшимися белочехами и погиб в первом же сражении.
Собственно, именно этот мужественный паренек и дал название парку, где помимо тенистой можжевеловой аллеи находится также Аллея Героев Советского Союза - участников Ржевской битвы.
Предваряет монумент сентиментальный стих от лица якобы ветеранов, этакая аллюзия ржевских предпринимателей на стих Эдуарда Асадова «Запоминайте нас, пока мы есть!». А вот подпись мне как-то режет глаз, ну напишите просто, как это делают в уже воспетом мною городе Малоярославце, «от благодарных потомков», какая разница, какой профессией Вы обладаете, тут ведь главное память и уважение, неправда ли?
В ходе Ржевской операции советская армия потеряла более 2-ух миллионов солдат и офицеров, 15 месяцев ожесточенных сражений за безымянные высоты не принесли ожидаемого результата, ибо Ржев так и не был взят, неприятель планомерно отступил на заранее подготовленные позиции. Кого или что следует винить в неудачном выполнении плана я, да что там я - военные историки окончательно сказать не могут, слишком много сложилось различных микро- и макро- причин, но уж точно не виноваты в этом рядовые герои войны, каждый день совершавшие свой будничный подвиг мужества и стойкости. Именно в память о них в первую очередь и возведен главный военный обелиск Ржева.
Отсюда открывается красивый вид на матушку Волгу и на ржевские мосты. Сейчас это вновь тихий и размеренный провинциальный городок. Самый первый город на Волге, между прочим, её устье всего-то в 200 км отсюда.
Теперь настало самое время пробежаться по Ржеву современному. Местные несогласные, скромно высказывают свое мнение о текущей политико-экономической ситуации в стране на заброшенной остановке возле вокзала. И правильно, что скромненько - писать «алигарх» еще стыднее, чем путать его с «аллигатором», ну и над каллиграфией всё-таки нужно немного поработать.
А вот эта женщина своими печальными и сострадающими глазами прямо-таки разбила мне сердце. А каков текст! Никакого тебе жестокого оскала бизнеса, лишь смирение и надежда помочь ближнему.
Ржевский фастфуд «Фараон» рекламирует бравый щекастый поваренок. И никакого Макдональдса не нужно, садись на гоночный болид и развози картошку фри и колу.
Еще одно предприятие общественного питания обещает своим посетителям изысканное капучино и слойки до боли своим внешним видом напоминающие хот-дог с горчицей.
Немного опоздали мы на такое грандиозное мероприятие как День Автобизнеса, об упущенной возможности совершить тест-драйв на автомобиле марки ТАГАЗ ведает нам звучное объявление.
Веселенький и яркий, прям как кукольный Клуб Ржевских Железнодорожников, причем ни капельки не юных.
Ни сколечко не желает ему уступать и необычайно красочный магазин с задорным названием «Фиолетовая корова».
Город Ржев очень трепетно относится к своим, многочисленным, прямо скажем, городам-побратимам. Специально в их честь создан специальный, хоть и небольшой парк.
Посреди парка красным булыжником вымощен магический круг, а на нем установлен шест со стрелочками-указателями, помогающему сориентироваться и верно пробраться на Родину любому из побратимцев, случайным образом здесь очутившемуся.
Особенно трогательно звучит город Сало, хотя, конечно же, никакой связи в этимологии финского города с национальным украинским кушанием нет.
Гостиница «Ржев» в отличие от её зубцовской коллеги выполнена менее пафосно, в классическом советском стиле и называется более традиционно и ожидаемо.
Ржевский кинотеатр посматривает на нас, кокетливо прикрывшись зеленым муаром маскировочной сетки, афиша под словом «Сегодня» пустует, очевидно, уже давно.
Я, возможно, не могу сразу и в двух словах охарактеризовать архитектурный стиль раннего классицизма и не знаю ничего о славном купеческом роде Образцовых, но лично для меня совершенно ясно, что мастеру, выпиливавшему эту табличку, я бы никакой работы больше не доверила. Орфографических ошибок не ищем, зато внимательно смотрим на то как дивно играют стороны прямоугольника и слегка скатываются вниз строки с текстом.
Этот постамент в народе так и называют - «Три головы». Хотя по замыслу авторов он должен был весьма поэтично символизировать торжественное единство революционных солдат, крестьян и рабочих, но ведь и правда - три головы, лучше не скажешь.
И в заключение - симпатичный ретро-ларек по продаже мороженого в виде старенькой советской магнитолы.
А теперь нам пора собираться в обратный путь. Темнеет нынче рано, а мы еще далеко-далече от дома. Пока доезжаем примерно 50 километров, отделяющие Ржев от Старицы, оказываемся уже в совершенно ночной темноте, хотя время еще детское, самый разгар вечера, примерно около половины седьмого. Старица не балует нас освещением, а фотоаппарат -хорошим качеством фотографирования неосвещенных объектов. Посему, после нескольких практически тщетных попыток зачехляем наш фото-пистоль и просто едем домой.
Из того немного, что удалось все же запечатлеть. Указатель в Берново, где протекает чудесная река Тьма и бродит призрак молоденькой Анны Керн, ну и соответственно, тут сразу же возникает заповедник А.С. Пушкина.
О Старице мы узнаем лишь сумбурного рода историческую информацию.
Ну что поделаешь, Старица?! Держись, терпи, когда-нибудь мы еще приедем посмотреть на тебя при свете дня.
И последний фотоштрих путешествия - Эммаус: уникальное объединение трех разных Эмаусов - села Эммаусс, посёлка Эммаусс и населенного пункта Эммаусская Школа-Интернат. По совместительству Эммаус - также родина живописца В. Серова и место проведения фестиваля «Нашествие».
А дальше нас ждет чудесная, ровная, широкая, а самое главное светлая и оттого удивительно умиротворяющая и ненапряжная Ленинградка. А дальше немного темноты и освещенный кусочек Дмитровского шоссе, темнота-темнота-темнота и яркие огни родной Ярославки как добрый знак скорейшего прибытия домой.