Помимо прочих достопримечательностей Костромы, о которых речь шла в предыдущих рассказах, есть там ещё одно место, куда интересующиеся люди едут специально и, можно сказать, целенаправленно. Место это по-своему уникальное, отчего и решил я выделить для него отдельный пост, хотя находится оно совсем рядом с
Ипатьевским монастырём, и обычно осматривается с ним за один день. Полное название ему - Костромской архитектурно-этнографический ландшафтный музей "Костромская слобода". Вот туда и пойдём:
1.
На основную территорию экспозиции можно попасть через главный вход музея-заповедника, который располагается к югу от монастыря. Однако, не все приезжие знают, что имеется ещё одна, отдельная зона. Она находится с противоположной, северной стены обители, и состоит всего лишь из одной церкви - Собора Пресвятой Богородицы (1552 г.). Но о ней позднее.
Вход на территорию платный, для взрослых - 150 руб., льготный - 100 руб. Хотя, знающие люди поговаривают, что отдавать свои кровные вовсе и не обязательно. Для любителей прекрасного, но небогатых финансово имеется отличный лаз где-то в заборе. Сам проверять не стал, поэтому проходим как подобает:
2.
История музея тесным образом связана с рукотворным расширением акватории Волги в связи со строительством плотины Горьковской ГЭС и созданием Горьковского водохранилища в 1955-1957 годах.
Ещё с конца 1940-х несколько экспедиций Академии архитектуры СССР изучали территорию Костромской области на предмет перенесения в безопасную от затопления городскую черту памятников деревянной архитектуры севера. По результатам этих экспедиций, в 1955 году на территорию Нового города Ипатьевского монастыря была перевезена и поставлена у стен обители Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вежи (постройки 1713 г.), которая и положила начало всей коллекции музея. К сожалению, до наших дней она не дожила - сгорела во время пожара 4 сентября 2002 года.
Тем не менее, и сегодня экспозиция богата уникальными памятниками деревянного зодчества. Визуально её можно разделить на 2 части. Первая - "смоделированная" деревенская улица с избами, часовнями и церковью поодаль. Вторая часть - так скажем, "ландшафтная": речка, роща, церквушки с отражением в воде, мельнички, бани на сваях. В общем, тут можно остаться надолго. Но обо всём по порядку.
На входе сразу попадаем на ту самую деревенскую улицу с указателями:
3.
Здесь у обочины приветливо встречает посетителей Змей Горыныч в позе Ждуна:
4.
Рядом ресторан, который теперь, говорят, закрыт на неопределённый срок. Бывал здесь единожды, и могу сказать - понравилось. Жаль, если так и не откроют вновь:
5.
Поначалу поражает, что буквально всё (ресторан, урны, мостики, все строения и утварь) целиком и полностью из дерева. Понятно, что музей тематический, но настолько! Были даже предположения, что и в самом ресторане (в бытность его открытым) подают исключительно в деревянной посуде с деревянными же столовыми приборами. Но нет, не угадал :)
6.
Повсюду, куда не глянь - открыточные пейзажи. Место, конечно, крайне фотогеничное:
7.
Чтобы долго не выбирать, по какой части экспозиции идти вначале, пойдём по дорожке, ведущей от самого входа. Здесь, вдоль вымощенной булыжником деревенской улицы представлен весь спектр крестьянской архитектуры в зависимости от степени зажиточности - от самой простой, до самой... непростой:
8.
Вот, к примеру, дом Тарасова из деревни Мухино, Вохомского района (XIX век). Табличка у входа рассказывает, что само строение интересно своей композицией "на две стопы", то есть на два сруба под одной крышей: отдельный для самой избы, отдельный для горницы. Помещений много, но топятся все по-чёрному, то есть печью, дым из которой частично уходил в вытяжное отверстие, а частично стелился по земле. Чтобы не угореть протапливали такую избы один раз в сутки - рано утром, когда все уже встали и принялись за уличную работу. Главное потом - не забывать оставлять двери и окна открытыми, дабы тепло не утекло:
9.
Интерьер избы экспонируется как свадебный: здесь ждут молодых от венца. В переднем углу поставлен стол, покрытый красной скатертью узорного ткачества. На ней - резные ковши, из которых пили пиво, братина и другие предметы:
10.
У стола стоят расписные сундуки и короба с приданым невесты:
11.
А в хозяйственной половине дома находятся сельники для хранения припасов, одежды и утвари, и массивные деревянные двери со скатом:
12.
13.
Идём к следующему дому.
Этот представляет Шарьинский район. Дом Ципелева из деревни Аристиха, тоже XIX век. Изба внушительная, срублена грубовато, зато по-дедовски - без гвоздей. В этой избе организаторы музея представили выставку гончарных изделий. Что-что, а гончарный круг на костромской земле был освоен прекрасно:
14.
Ещё один крестьянский дом - дом Скобелкина, постройки середины XVIII века из деревни Стрельниково Костромского района - один из старейших в регионе. Внутри восстановлен интерьер крестьянского жилища. Как характерная особенность строения отмечается то, что сени в нём имеют значение самостоятельного помещения, отличающегося своей просторностью, хорошей освещенностью и деталями обстановки, характерными больше для жилого помещения, нежели хозяйственного (лавки, стол, кровать, шкафы):
15.
Теперь, прежде чем перейти к двум последним домам деревенской улицы, прервёмся ненадолго, и посмотрим деревянные храмы и часовни, расположенные здесь же, в северной части музейной территории.
По правой стороне "смоделированной" улицы, ближе к речке стоит очень интересная часовня из деревни Большое Токарево (Солигаличский район), этакий образец "малой формы" рубежа XVIII-XIX веков. На первый взгляд она и на часовню-то не очень похожа: низкая, круглой формы с гульбищем вокруг. Ещё одна необычная особенность - стены её сделаны с повалом, т.е. с наклоном внутрь сруба:
16.
А по другую руку, за домами, видна уже "крупная форма" - и тоже из Солигаличского района: церковь Ильи Пророка из села Верхний Березовец. Кстати, она не только "соседка" токаревской часовни, но и современна ей. На мой взгляд, одна из самых красивых построек музея:
17.
А мы снова возвращаемся на деревенскую улицу с жилыми домами, где остались последние, самые богатые жилища - тут тема для отдельного разговора:
18.
По большому счёту, это даже не дома, а целые хоромы - жилища богатых крестьян. Оба из Макарьевского района, и оба имеют точную датировку: тот, что поближе - дом Серова, 1873 год; тот, что подальше - дом Липатова, 1857 год. Оба возведены одной артелью под руководством подрядчика Емельяна Зиринова, знаменитого на всё Верхнее Поволжье плотника и резчика по дереву. Его резные "автографы" можно увидеть на фасадах обоих домов.
Как ни удивительно, а богатые крестьяне-лесопромышленники могли, оказывается, себе такое позволить. Известно, например, что даже "скромный" по сравнению с липатовскими хоромами серовский дом стоил порядка 1000 рублей - а это стоимость целого стада из двух десятков коров!
19.
Повсюду красивая резьба с диковинными растениями и традиционными для сельского орнамента русалками-"фараонками". А слуховое чердачное окно так и вовсе украшено пафосными львами:
20.
Дом Липатова ещё богаче! И если организация первого этажа здесь ещё соответствует сельскому быту, то верх - это уже просто-таки городская квартира! Ну с поправкой на то, что дом, конечно, из дерева. Сени язык не повернётся назвать "сенями" - это коридоры! А как там красиво в угловых горницах с множеством окон на две стороны! Да уж... Вот вам и крестьяне:
21.
Осмотрев жилые дома, побродим ещё немного по территории, посмотрим, что ещё тут интересного есть.
Вот, например, можно лодки напрокат взять, сплавать по Игуменке, посмотреть расставленные по берегам часовни, мельницы и баньки на столбах. Очень живописно:
22.
И люди подобной возможностью с удовольствием пользуются:
23.
Можно уточек покормить. Благо их здесь немало, и довольно ручных:
24.
Есть возможность пострелять из настоящего лука. Уже который год для этих целей там работает дяденька, который так руку на этом деле набил, что, думаю, не затерялся бы и в лучших стрелецких отрядах прошлого. К сожалению, момент самих стрельб этим мастером снять не удалось. Попросту не успел... Но можете поверить на слово - это настоящий профессионал своего дела:
25.
Кстати, помимо стрельб из лука можно покидать и ножи:
26.
Для детей младших возрастов есть небольшая детская площадка с героями русских сказок:
27.
28.
29.
А людей постарше наверняка заинтересует дяденька-кузнец. Не знаю, правда, регулярно ли он там находится, или просто мне повезло. Не могу сказать. Но, по всей видимости, изделия, которые он на виду у всех мастерит, можно у него за определённую плату прикупить:
30.
В общем, хорошо здесь, спокойно. Территория большая, людей немного. А если углубиться чуть дальше, "в поля", то и вовсе станет практически безлюдно:
31.
Неспешно гуляя в одиночестве, можно поймать себя на мысли, что случайно очутился в XIX - начале XX веков. Так всё аутентично и реально выглядит. Будто и вправду здесь кто-то недавно наколол дров для хозяйственных нужд, поставил стог сена, и сейчас выйдет с вилами или с косой из небольшой дверцы внизу:
32.
И всё время в голове сидит вопрос - как могло так случиться, что подобные деревянные постройки вековой давности смогли дожить до нашего времени?! Ведь дерево же! Я порой удивляюсь, когда вижу каменные строения тех веков. Но там всё же камень... А тут: XVI, XVII, XVIII века. Или тот же самый овин XIX века. Обычный овин, где снопы перед обмолотом просушивали. И до сих пор стоит!
33.
Одним словом, удивительно это всё.
Кстати, благодаря этой самой аутентичности, которую оценили и кинематографисты, на территории музея-заповедника часто работают киносъемочные группы, снимая как художественные, так и научно-популярные фильмы. Из последнего помню съёмки исторического сериала "Кровавая барыня" о жизни небезызвестной Салтычихи. Эта булыжная мостовая "светилась" там почти в каждой серии:
34.
35.
Покрутив здесь круги, направляемся, наконец, в так называемую ландшафтную часть заповедника.
Для этого необходимо пересечь небольшой водоём по мосту:
36.
<
С моста этого, кстати, открывается недурный вид на ещё одну жемчужину музея - церковь Всемилостивого Спаса, к которой мы ещё чуть позже подойдём поближе:
37.
Ландшафтной эта часть заповедника называется не просто так. Здесь всё заточено под визуальное наслаждение присутствующих, где особенно чувствуется гармония человека с природой:
38.
39.
Хотя, конечно, и здесь есть экспонаты деревянного зодчества достойные внимания. Первой в их ряду стоит уже упоминавшаяся монументальная церковь Всемилостивого Спаса из села Фоминское Костромского района, датируемая 1712 годом. Именно с этого объекта началось формирование музейной архитектурной экспозиции на реке Игуменке. И именно она является "визитной карточкой" всего комплекса, встречающей гостей ещё на входе:
40.
Другим значимым объектом этой стороны является часовня из деревни Притыкино Шарьинского района (XVIII-XIX века), установленная в самом углу территории комплекса:
41.
Ну и конечно нельзя пройти мимо мельницы, правда, потерявшей где-то со временем свои лопасти:
42.
А прямо за мельницей - необычный домик на сваях, похожий на избушку на куринных ножках. На самом же деле - это баня, перевезенная сюда из села Вежи, затопленного Костромским водохранилищем. Кстати, именно в Вежах жил некрасовский дед Мазай, спасавший по весне зайцев. Сам поэт так и писал о Вежах: "Домики там на высоких столбах, так что весною деревня всплывает, словно Венеция...":
43.
Ну и в заключении всей прогулки осталось посетить самое дорогое сокровище всего музея деревянного зодчества в Костроме, так сказать, самую вишенку на этом торте - церковь Собора Пресвятой Богородицы, которая и находится то даже не на территории заповедника, а за его пределами - у противоположной, северной стены Ипатьевского монастыря. Памятник датируется (только вдумайтесь сейчас!) - 1552 годом (!). Деревянный храм, 1552 год... Чтобы понимать всю сюрреалистичность этой даты - в тот год царь Иван Грозный Казань брал! С ума сойти...
44.
В общем, если уж вы приехали в Кострому, то пройти мимо этого чуда просто не имеете права:
45.
Предыдущие части прогулок по Костроме:
1.
Ипатьевский монастырь2.
Исторический центр города3.
От набережной Волги до отдалённых районов