Весь казахстанский трип мы затеяли для того, чтобы попасть сюда. И попав на дно самой большой впадины Казахстана мы открывали двери машины как шлюзовые переходы космического корабля. Ведь это уже не совсем Земля.
Дорога сюда от Босжира имеет протяженность около 70 километров, но это чрезвычайно непростые километры как для водителя, так и для штурмана, и это, как я уже рассказывал, вовсе не дорога, а вполне такое направление. Местами едва различимая в песке ниточка, соединяющая тебя с твоей целью посреди песков и колючек до горизонта. Ты ее теряешь, находишь и снова теряешь, не прекращая гонки с неуклонно приближающимся закатом, это похоже на дурной сон, в котором ты ловишь и удерживаешь то, что невозможно удержать. А еще это ниточка-направление иногда отращивает бесконечный бугристый, с каменными наростами, хребет колеи, как будто ты едешь по спине огромного змея, что подразумевает куда более значительный клиренс, но чем богаты.
Карын Жарык настолько грандиозен, что виден из космоса как неопределенный интеграл ниже уровня моря на 78 метров, на границе Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. Пустота, в которой песок сменяется солью, ветер стихает и все меняется настолько сильно, что, выходя из машины, чувствуешь себя на другой планете. Этот мир графики и фактуры после выветренного Мангышлака кажется совершенно иноземным.
Тут и соль, и вода, и даже горы. Три Брата - останцевые горы посреди соленого озера на дне глинясто-соленой впадины, на которой ты оставляешь длинные цепочки следов. И вся это глинисто-соляная история меняет агрегатное состояние и становится озером, мутным, волнистым с очень вязкими берегами и топким дном.
Но какое это имеет значение, если в этом озерце отражаются Братья, небо, поднимающаяся луна и заходящее солнце, весь этот мир и даже немного больше. Зыбкая отражающая плёночка, зависшая между небом и землей, удерживающая на себе пейзаж.
Дорога на Каспийское море от Карын Жарык идет через городок Жанаозень. Всего сто километров по многочисленным грунтовым направлениям, сходящимся и распадающимся веером по степи, с единственным ориентиром - «солнце должно светить в спину». Основным впечатлением от Жанаозени для меня стал «Костоправ», который между вулканизацией и ремонтом.
Каспийское море - средоточие змей, камней и морского ветра. Это «море, настоящее море» (с), по-майски холодное, с бодрящим ветром, до которого мы добрались через все пески и суховеи. И от этого море в этот раз было для нас еще более ценным.
Казахстан на море для нас заканчивался, впереди была такая долгая дорога домой и, стоя в набегающей волне, мы вдыхали полной грудью ветер перемен, уговаривая его быть нам попутным.
Расположение: Республика Казахстан, полуостров Мангышлак, Устюрский национальный заповедник, впадина Карын Жарык
Координаты: 42°47'16"N 54°19'44"E