Крым

Sep 23, 2014 23:56

Оригинал взят у al_photos в Крым

Этот живописный полуостров - наверно самый потрепанный многочисленными колонизациями и войнами кусочек России. На каждом шагу здесь можно встретить военные объекты разных времен и даже разных народов. За летний трип, о котором я собираюсь рассказать, я побывал почти во всех городах Крыма, посмотрел парад черноморского флота в честь дня ВМФ и добрался до некоторых действительно необычных мест. Но обо всем по порядку.





Керчь - это ближайший город к материковой части России, до него я добрался на пароме.

1. Знакомство с Керчью естественно начинать с горы Митридат, отсюда открывается лучший вид на город.


2.


3.


4. На горе до сих пор можно встретить остатки немецких дотов. За Вторую мировую немцы дважды захватывали Керчь.


5. Здесь же руины античного города Пантикапей.


6.


7. Где-то в руинах Ени-Кале, османской крепости 8 века. Это уже на другом конце города.


8. Но самое интересное место здесь - это крепость Керчь. Кстати на фото она и есть, хотя с первого взгляда эти холмики сложно назвать крепостью. Но на то и был расчет, ведь с появлением нарезной артиллерии в 19 веке высокие стены и гордые башни стали анахронизмом. Война потребовала зарываться в землю, слиться с местностью...


9. Спускаемся чуть пониже, и взгляду постепенно открываются казематированные помещения.


10. Крепость целиком находится под землей. Её строили по указу Александра II, после поражения в Крымской войне в конце 19 века. При строительстве учитывался весь опыт, полученный при бомбардировках во время первой оброны Севастополя.


11. Подземные ходы - потерны соединяли казармы с огневыми позициями.


12. Все укрепления и батареи тоже соединялись тоннелями, некторые из которых достигали длиной 600 метров.


13. Крепости так и не довелось поучаствовать в войне по прямому назначению, то есть для защиты прохода в Азовское море. В 20 веке с изобретением железобетона она устарела и использовалась как склад боеприпасов. Во время Второй мировой она неоднократно была минирована, но до подрыва дело не дошло, что сохранило для нас великолепное и интересное сооружение.


14. Для разнообразия объект советской эпохи, недостроенная Крымская атомная электростанция. Степь, жара, колючая травка и промзона на горизонте: виды вызывают устойчивую ассоциацию с игрой fallout.


15. На одном из этажей энергоблока.


16. Мостик через пропасть.


17. Здесь должен был быть установлен ядерный реактор. Но помешал экономический кризис 80-х и забастовки рабочих после аварии на ЧАЭС.


В Керчи я как-то случайно узнал что 27 июля - день военно-морского флота, и в Севастополе намечается большой праздник с парадом кораблей. Недолго думая я выдвинулся в сторону Севастополя, решив вернуться к остальным городам чуть позже. Единственную остановку я сделал в Судаке, пробыв в нём ровно сутки. Этого оказалось как раз столько, сколько нужно.

18. Помимо отличных пляжей и бурной ночной жизни, в Судаке заслуживает внимания Генуэзская крепость.


19. Задолго до генуэзцев, ещё с 7-го века нашей эры, здесь на Крепостной горе строили поселения и возводили укрепления хазары, византийцы, половцы и даже золотоордынцы. Однако ту крепость, которую мы можем видеть сейчас, возвели итальянцы из Генуи в 14-15 веках.


20. Вид на Судакскую бухту с Дозорной башни, самой высокой точки крепости.


Севастополь. Теперь, когда я уже вернулся из Крыма, могу с уверенностью сказать что Севастополь - это город, который объединяет все достоинства Крыма. Тут можно найти всё на любой вкус: хорошие пляжи, архитектуру, античные руины, военные суда, музеи, береговые батареи... В общем, это единственный город в котором мне так и не стало скучно.

21.


22. Покровский собор, за ним виднеется мечеть Акъяр Джами.


23. Большая Морская улица.


24. В сторону моря. На побережье стоит обелиск Штык-парус.


25. Владимирский собор возвышается на холме.


26. Площадь Ушакова. Слева здание Матросского клуба, а вдалеке позади него купол панорамы.


27. В Южной бухте можно сесть на катер и проплыть совсем рядом с боевыми кораблями.


28. Вахтенные офицеры как бы напоминают, что это всё же не музей а действующий флот.


29.


30. Кроме надводных судов, в бухте стоят и подводные лодки.


31. И суда, которые чинят подводные лодки.


32. Суда, которые чинят людей.


33. В подготовке к завтрашнему параду суда выстроили в ряд.


34. И вот день парада настал. Как оказалось, самое сложное в этот день это вообще хоть что-то увидеть, кроме спин своих сограждан. Самые лучшие места на трибунах, рядом с памятником затонувшим кораблям, занимают в основном высокие чины, ветераны, почетные гости города и их близкие. Все остальные аж с 6 утра приезжают на набережную чтобы занять места, некторые даже залазят на крыши своих машин, потому что к набережной вскоре уже никак не пробиться. В попытках что-нибудь заруфить мы с местными пацанами только измазались как черти, отовсюду нас быстро прогнали. Спасли положение мои севастопольские друзья, за что им большое спасибо. Как оказалось, есть одно козырное место, о котором не знает даже большинство коренных жителей. Это яхтклуб, в который по идее пускают только тех, у кого арендовано место на яхте. Но фишка в том, что на входе достаточно сказать на какую ты яхту, например на "Регату", и дальше никто проверять не станет. В итоге оказалось что с пирса обзор даже лучше чем с яхт, открывался отличный вид на всю Севастопольскую бухту.


35. Здесь тоже собралось немало народу, но это ещё ерунда по сравнению с тем что творилось на остальной набережной.


36.


37.


38.


39. На этом с парадом всё.


40. Теперь расскажу про береговые батареи Севастополя. Начнем с самой старой, батареи №13. Добраться до неё несложно - она в двух шагах от раскопок Херсонеса, то есть в самом центре города. Построена была ещё при царе, в конце 19 века. В боевых действиях участвовала единственный раз, в начале Первой мировой, обстреляв одинокий немецкий линкор. 30 лет спустя, после взятия Севастополя, немцы поставили тут свои орудия для защиты побережья. После Второй мировой в 50-е годы, во время Холодной войны, была переоборудована в атомное бомбоубежище. С тех пор сохранилась огромная дверь две тонны весом.


41. А вот как это когда-то выглядело. Аналогичная батарея под номером 30 где-то около Любимовки. Находится на территории действующей военной части, поэтому состояние до сих пор идеальное.


42. Но самое интересное скрывается под землей. Сюда можно попасть, договорившись с ребятами из организации Граждане Херсонеса, чтобы открыли вам противоатомную дверь. Они занимаются тем что восстанавливают первоначальный вид заброшенных батарей, раскапывают засыпанные участки, очищают от мусора, надписей и т.д. Всё это делается почти на голом энтузиазме, так что мужики будут рады любой помощи, но это не помешает им устроить для вас при желании небольшую бесплатную экскурсию.


43. Это уже батарея №19 в Балаклаве.


44. Здесь я долго развлекался с фризлайтом, спасаясь от полудненной жары.


45. Эта батарея тоже была спроектирована в царское время для условий других войн (тем более для ведения борьбы с морскими, а не сухопутными целями), поэтому как и множество других береговых батарей Севастополя, не имела бронеколпаков, даже не имела зенитного прикрытия. Тем не менее во второй обороне Севастополя она приняла на себя главный удар неприятеля на южном направлении.


46. Порой на батарею обрушивалось до 300 снарядов за сутки, сотни мин. Ночами под брезентом при свечах бойцы ремонтировали искореженные орудия и с первыми лучами солнца вновь открывали огонь по врагу.


47. А вот как выглядит батарея, уже приведенная в божеский вид. Береговая батарея №35 с заглавной фотографии, сейчас здесь проводятся абсолютно бесплатные (!) экскурсии по трем разным маршрутам.


48. В отличие от наружной части, внутри постарались сохранить всё максимально нетронутым.


49. Кстати здесь запрещено фотографировать. И я считаю это абсолютно правильно, потому что щелкающие мыльницами туристы способны испортить любую атмосферу!


50. Сам я отбился от группы, и как видите сделал для себя исключение.


51. В июне 1942 года оборона Севастополя подошла к завершению. С кровопролитными боями наши войска и жители города уходили на мыс, к 35-ой береговой батарее. Сюда же перебралось командование Береговой обороны флота и Приморской армии. Ночью 1 июля командный состав военных сил был эвакуирован прилетевшими самолетами, оставив на верную гибель более 80 тысяч человек.


52. Севастополь был сдан. Немецкие автоматчики прорвались в район батареи, и командир приказал личному составу взрывчаткой и глубинными бомбами уничтожить башни, погреба боезапаса, все оборудование управления стрельбой, и отойти в массив батареи. Люди были истощены, у них не было продовольствия, пресной воды, пили морскую, да и ту трудно было достать днём на линии огня. Они заняли оборону, без сна и без пищи расстреливали последние патроны. Ждали корабли, но они не пришли. Немцы жгли их огнемётами, забрасывали гранатами и морили газом. Но последние защитники Севастополя сопротивлялись здесь целых десять дней.


53. Теперь тут вот такой дикий пляж, на котором я бывал почти каждый день.


Балаклава. Теперь стоит более подробно рассказать об этом небольшом городке к югу от Севастополя. Имейте в виду, что во времена Холодной войны Севастополь получил статус закрытого города, и попасть в него можно было только по пропускам. А Балаклава ещё лет 20 назад была закрытым районом этого закрытого города. Проще говоря, это было засекреченное место, название которого даже не упоминалось на картах Крыма.

54. С тех пор многое изменилось.


55.


56. Причиной этой секретности был Объект 825 ГТС - подземная база подводных лодок с ядерным вооружением.


57. Сухой док для ремонта и обслуживания субмарин, в недрах горы Таврос на глубине 126 метров. Всего в сквозном канале длиной 600 метров могло укрыться от ядерной атаки семь подлодок.


58. Противоатомные защитные ворота, сваренные из листовой стали и заполненные бетоном. Вес каждой створки - 10 тонн.


59. Сооружению присвоена первая категория противоатомной устойчивости (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт). В случае военных действий, комплекс был готов на полностью автономное существование в течение месяца и мог вместить весь личный состав и население Балаклавы.


60.


61.


62. А вот и сама Балаклавская бухта. Природа сделала её идеальным укрытием для военного флота. Узкий извилистый пролив шириной всего 200-400 метров укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз - со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом. Слева видно портал выхода подводных лодок из объекта. Большая глубина (до 17 метров) позволяла им без проблем перемещаться по бухте в подводном положении.


Один из дней, прожитых в Севастополе, я посвятил городу Бахчисарай. Это тоже недалеко, примерно час езды на автобусе. Первое впечатление от Старого города - турецкое гетто. Много надписей на арабском, минареты с муэдзинами, почти все местные - ближневосточной внешности, хотя если быть точным это крымские татары. Ещё Бахчисарай запомнился мне вкуснейшим пловом, которым я пообедал в одном из кафе.

63. Вид на Старый город, Ханский дворец.


64. В основном люди приезжают сюда чтобы посмотреть на пещерные города. Ближайший из них - Чуфут-Кале, в паре километров от Бахчисарая.


65. За то чтобы посмотреть на тысячелетние руины, берут вроде рублей 200. Но можно и перелезть через стену.


66. А на сэкономленные деньги побывать в куда более интересном месте, которое при этом гораздо менее популярно.


67. Осадный колодец Тик-Кую глубиной 45 метров.


68. Спустившись по 100-метровой наклонной штольне, добираемся до винтовой лестницы, вырубленной прямо в скале.


69. Ещё 20 метров вниз...


70. И вот дно колодца, воды здесь уже гораздо меньше чем в древности. По словам археолога, который сопровождал нашу группу, когда лет 10 назад раскопали этот колодец, здесь на самом дне нашли клад из средневековых золотых и серебряных монет.


71. Последнее фото из Бахчисарая. Девушка на древнем караимском кладбище.


На следующий день я отправился в Ялту, где встретился с московскими друзьями, которые добрались сюда на машине. Ялта - это целиком курортный город, в котором я не нашел ничего интересного. Я вписался нахаляву к друзьям в "хостел", весьма колоритное местечко в глубине города, и утром мы поехали исследовать окрестности.

72. Где-то над поселком Ореанда.


73.


74. Ласточкино гнездо - самая "раскрученная" достопримечательность Крыма. Мне не особо понравилось, наверно из-за огромного количества торгашей, приставал и конечно туристов. Зато неподалеку можно перелезть через забор и попасть на отличный пляж на территории какого-то санатория, что мы и сделали.


75. Видите ласточку?


К вечеру мы почти добрались до Симферополя, который был конечным пунктом в нашем путешествии по Крыму. Симферополь - это транспортный узел Крыма, и пожалуй самый унылый из крупных городов, в которых я побывал за поездку. Не советую задерживаться в нем дольше чем на полдня. Правда, несмотря на то что в самом городе делать нечего, рядом с ним есть много интересных мест.

76. Красная пещера (Кизил-Коба).


77. По сравнению с поверхностью, в пещерах перепад температуры градусов 20. Где-то в этой долине мы провели ночь, кто в палатке а кто в машине.


78. После этого мы не без труда добрались до последнего объекта за нашу поездку. Радиотелескоп в поселке Школьное, который обеспечивал запуск космических аппаратов к Луне и управление луноходами. Когда-то им было принято первое в мире изображение с поверхности Луны.


79. Мы успели обойти его по кругу и убедиться в том, что все двери заперты и опечатаны. Всё это время на нас неувернно лаяла какая-то собачка, на которую мы не обратили особого внимания. Но потом внезапно на её лай сбежалась целая свора сторожевых собак, которые окружили нас и не давали пройти. Через минуту появился сторож, невозмутимо спросил всё ли мы посмотрели, и проводил за калитку.


После этого мы разделились, я остался в Симферополе ждать своего автобуса до Керчи, а ребята поехали в Москву своим ходом.

80. Так закончился Крым.


с 20 июля по 7 августа 2014 года

Россия, Республика Крым

Previous post Next post
Up