Долго рассказать не мог, а случилась у нас ещё одна областная поездка - в Пинегу. Точнее, в Пинежье.) Сначала виды были настолько обыденными, что мы их даже не фотографировали. Но потом появилась Пинега - по правому борту.
Чуть позже появились знаменитые ландшафты Беломорско-Кулойского плато, где расположен Пинежский заповедник, о чём везде торчат таблички. Вверх.
После подъёма всегда бывает спуск,
С которого на секунду открываются дальние дали.
По приезду нас встретила ещё одна "Ш-Нива", и мы продолжили в три машины, куда-то на север от Пинеги.
Проехали такой мостик
потом другой мостик....
И тут они ка-а-ак выскочат! Первая!
Вторая!
Третья...
Четвёртая.
Они куда-то умчались, а мы пошли в сторону, обратную их движению - в стойбище. Здесь нас ждал охранник.
Не сразу поймёшь, то ли она спит (это, кстати, она - Женя), то ли наблюдает за тобой. Но не двигается. Либо лень, либо не может в малице.
Со всех сторон начали подтягиваться олени. Это "хлебные" олени, которые живут в стойбище. Хлеб мы им привезли, естественно.
Хлебные олени хлеб любят. Пока он у тебя в руках, они тебя будут окружать со всех сторон, но бояться нечего - олени - это такие северные маленькие коровы, раза в два больше козы. Абсолютно безобидные твари.
Они собираются сразу, кучей, и любят тебя, пока ты - владелец хлеба...
Вот такие красавцы.
Как только хлеб заканчивается, олени удивляются, а потом бегут к тому, у кого хлеб ещё есть.
Олени люди милые, но мы решили посмотреть, как живут оленеводы. Живут они, кстати, постоянно вместе с оленями и собаками.
Вместо чумов оленеводы уже давно пользуются сборными металлоконструкциями. Такой домик ставится за 20 минут.
Обычная семья - он, она и двое детей. В синеньком костюмчике - Борька. Я потом о нём отдельный пост сделаю - примечательный кадр. Ненка, кстати, сначала помыла посуду для гостей, а потом оттёрла замазанные соплями лица детей.)
В двух метрах от стола стоит печь (справа в углу на фото), которая топится весь день - с утра до вечера. Утром, если на улице мороз, в "доме" замерзает вода. Так как основа быта - олень - везде валяется оленья шерсть...Собаки, кстати, заходят в дом свободно (поэтому везде валяются кости),
Но когда собачьи радости надоедают, их берут ласково, и... выкидывают на улицу.
Мы попили чаю с рыбкой гольцом (красненькая такая, с Каниного носа при вёз, поэтому она слегка разваливалась), но моя жена почему-то отказалась пить чай среди собак, костей, оленей шерсти и сопливых детей. Странно. Надо было уважить хозяина: белые женщины у него в доме редко бывают, чаще туристками на улице прикидываются.) Насытившись чаем с рыбой, мы прогулялись "внутри" стойбища. "Хозяйство" выглядит вот так:
По всему стойбищу видны шкуры оленя. Они валяются, лежат, висят...разве что уже не ходят.)
Это сушится камус - самый ценный мех - с ног. Из него делают самые лучшие пимы.
В стойбище жизнь и смерть существуют одновременно. Он ещё не знает, что станет шкурой, рогами, мясом и жилами.
Momento more
Интересно, что вопреки расхожим легендам о пьянстве ненцев, большинство (за исключением старших, которые выпили по случаю приезда вождя старейшины рода) были трезвыми - гоняли на пастбище, гарцевали с туристами, позировали и вообще. Кстати, не обращайте внимание на антропологические признаки - многие ненцы уже давно светленькие, и без раскосых глаз. Очевидная заслуга геологов, геофизиков, военных, вертолётчиков и прочих покорителей Севера.
Хотя есть и классические тёмненькие...
В национальных костюмах (это пряжка ремня)
Всегда готовые за небольшую плату покатать на упряжке.
Почти три тысячи лет назад племена кочевых ненцев (самодийцев), вытесненные из Сибири и Зауралья племенами тюрков, стали кочевать на Севере. С тех пор ничего не поменялось. Олень летом уходит на Север, на Канин нос - зимовать. Когда снежный наст уплотняется под весенним северным ветром, олень не может добывать ягель, и идёт на юг. Мы думаем, что ненцы пасут оленей. На деле - ненцы следуют за оленями, как рыба прилипала...
И мы уехали опять в Пинегу, где народ праздновал Масленицу.
Забежали в малюсенький краеведческий музей - но... Масленица, служительница собиралась выйти, мы явно были не к месту, потому не пошли.
Старый центр Пинеги - купеческие лавки.
Перекусив вкусных пирожков, мы помчали дале. Красивая, но неизвестная река со стёршимся из памяти названием.
Ехали мы на Красную горку. Кстати, верхние коттеджи в этом году не работали, подъёмник заметён...
А нам и не надо - мы же погулять, посмотреть, сфотографировать...
Красноборский монастырь основан в 1603 году. В первое время своего существования монастырь носил название - Черногорский. Это имя было образовано от топонима «Черная гора».
В течение 1603-1604 годов некому «игумену Варлааму» (вероятно, одному из обитателей Черногорского монастыря) был сон, где «световидная жена» приказал ему: «…Отдай икону вдовому попу Мирону, повели отнести ее на Черную гору и строй там монастырь…». В этом отрывке любопытен сам факт приказа «построить» монастырь там, где он уже основан. То есть, судя по всему, речь идет лишь о переименовании Черногорского монастыря. Дальше, как водится, к Варлааму пришел Мирон, и они опять основали монастырь. Теперь уже Красногорский Богородицкий.
Гора, на которой стоит Красногорский монастырь, образует два холма - нижний и верхний. В 1606 году Варлаам и Мирон основывают монастырь на ее верхнем холме. Эта легенда известна по ее изложению на оборотной стороне иконы Владимирской Божией Матери, которая сейчас утрачена.
После прихода к власти Петра I и до 1714 года в монастыре отбыва ссылку фаворит царевны Софьи Василий Голицын.
Указ о строительстве первого каменного храма монастыря относится к 1723 году. Храм строили 12 лет. В 1803-1808 годах построены два одноэтажных каменных дома (один для настоятеля, другой для братии), высокая изба с амбарами и кладовая, трапезная и гостиница.
На средства мещанина города Пинега Михаила Егоровича Кобылина в 1841 году построен придельный храм в Михаила Архистратига. Настоящим бичом монастыря были пожары. В !716 году горела церковь, 1759 - кельи настоятеля и братии.
К XX веку монастырь подошел богатым владельцем. 15 июня 1922 года во всем Пинежском уезде было изъято: серебра - 17 пудов 27 фунтов 45 долей; камней - 31 золотник; золота - 5 фунтов 33 золотника. Основной целью грабежа был, конечно, Красногорский монастырь.
Восстановление монастыря якобы было начато в конце девяностых - видимо, имеются ввиду доски, прикрывшие окна. Очевидно, что РПЦ монастырь не нужен - здесь нет общероссийских святых, как
в Суре, на родине Иоанна Кронштадского. Ещё раз взглянув с высоты, мы стали пробираться под землю...
Для чего на обратном пути заехали к пещерам Пинежского Березника. Уже смеркалось, варкалось... хливкие шорьки пырялись по наве...
Вход в первую возможную пещеру был узок, и в одиночестве лезть не хотелось, поэтому пошли искать более удобный вход.
Второй приветливо зиял провалом)
Спуск "детский".
Первый тоннель - в рост человека.
Пол - лёд, пещера затапливается, поэтому увидеть её можно только зимой.
Пещера проста: центральная галерея (от входа) перпендикулярна главной галерее, которой, в свою очередь, перпендикулярны ещё две галереи.) Надеюсь, понятно.))
В дальнем углу - выход на поверхность. Если прижмёт - выбраться вполне можно.
Почти все галереи посередине разделены...м.... сосульками.)
Есть и ледяные сталагмиты...
И мы пошли на выход... Домой.
По дорогам Пинежья...