Город, в шутку называемый жителями Мексиканском, идёт 50-й сезон. Но местную прессу в юбилейный год и открывать неловко. Когда за праздничным столом говорят, какой Хуан Хуаныч у нас самый-самый, это ожидаемо, но вряд ли приятно постороннему человеку, замечающему, что именинник толстый, лысый и глупый.
Ни поздравлять, ни фотографировать Нефтекамск не хотелось. Это скучнее, чем снимать интерьер баптистского храма (в котором мы, утомлённые видом города нефтяников, пытались укрыться).
При этом местную экзотику долго искать не надо. Пролистывая официоз и смешные провинциальные глупости, зачитываемся последней страничкой районки, с поздравлениями юбилярам. Какие имена! Хамит, Губай, Венер (!), Хатинур, Мирзафис… Кстати, одно здесь женское. Полные имена - и вовсе жемчужины среди бисера: Факия Баяновна Ахунова.
Зато имя бывшего авторитарного лидера республики звучит как титул: Муртаза. Власть сменилась вскоре после того, как Рахимов к званиям почётного гражданина разных башкирских городов и весей прибавил почётное гражданство Нефтекамска. Теперь портрет вождя, переливающийся уральскими каменьями, сдан в антиквариат. А ведь три года только прошло. Невыносимо молодой город!
Впрочем, история у него всё-таки есть: благодаря селу Касёво, из которого Нефтекамск вырос и которое поглотил. Село умерло, а город родился, собственно говоря, прямо на сельском кладбище, раскатанном под новые дома. Историю Касёва, с такими далёкими для нефтяников темами, как дворцовые крестьяне и пугачёвский бунт, рассказывали пассажирам нефтекамских самолётов, когда они ещё летали. Кстати, думали поглядеть на живописные развалины местного аэропорта, но оказалось, он восстановлен.
Что уж точно никого не волнует, так это как раз местная, касёвская, старина.
У непритязательного храма 1825 г. постройки неожиданно обосновался епископ. Жаль, не в этом доме, ветшающем без хозяйского догляда. Нефтекамского преосвященного выписали аж из Молдавии, откуда он привёз и целую бригаду монашествующих. За неимением в епархии мужской обители, сидят они без дела. А ведь могли бы заняться реставрацией!
Дорога к храму - улица Колхозная…
…но старые дома, которым такое название не к лицу, вытянулись по Трактовой.
Их частично использут. В каких-то живут, а такой вот специфический антураж подобрало себе бюро банкротства:
Дальше от храма и ближе к речке Шывырялке - здание скромнее:
Зато здесь двери - одна другой живописнее (в своём роде).
Можно предположить, что это бывшая лавка какого-нибудь купца. Как видим, всё закрыто. За неимением дореволюционных лавок и ярмарок, покидаем Касёво ради памятника советской истории - Колхозного рынка.
Пару лет назад тут работали сразу два мусульманских магазина. Наш любимый уже не находим, так что перефотографироваться на фоне былой рекламы не получилось:
В такой лавке можно не только купить красивую женскую одежду или ароматические масла, но и посмотреть интересные вещицы.
Но главное на Колхозном рынке - продукты. Башкирская вывеска «һыйыр ите» означает говядину, но русская надпись на куске мяса уточняет: конина.
Обратили внимание на женщину с топором? Мясо рубится в хиджабе.
Замечая наш интерес, продавщица расхваливает товар. Мы отнекиваемся любовью к фотоискусству. Пытаясь сделать свои доводы весомее, она достаёт нож…
«Попробуйте! Мы и сырым едим. Сейчас я вам кусочек отрежу».
Оригинал взят у
roman_i_darija в
Нефтекамск без панелек