Из серии - Соло по Тофаларии.
Небо не обмануло на этот раз. Наконец-то солнцу ничто не мешало согревать и освещать эту суровую землю, позволяя проявить себя во всей красе. А полюбоваться действительно есть на что. Широкая и разветвлённая пред-перевальная часть, с расходящимися в разные стороны долинками, ручьи, то падающие водопадами, то спокойно бегущие, петляя на горизонтальных участках, островки цветов, кедры с вершинами и без них, потерявшие в борьбе с ветрами и снежными лавинами часть себя.
В истоках Большого Агула.
Долина Большого Агула. Вид от места ночёвки.
Чуть выше от места ночёвки, ближе к перевалу.
Погода сегодня радует и мешки таскать хотя и тяжело, но ощущения совсем другие, нежели когда это приходится делать в дождь. Так потихоньку и влез на очередной перевал. Впереди раскинулась новая долина, долина Прямого Казыра, новая страница путешествия. В туре на перевале обнаружил капсулу с записками. Одна из них следующего содержания: - «14.07.96.г. Едем с В. Гутары четвёртый день, погода хорошая, идём 6 человек на 5 конях - Часник Е.М., Алтухов Е.Н., Глушов В.В., Жуков А.И., Ходогонов А.Н., Болхоев А.И.». Это весточка из той самой конной экспедиции на Кинзелюк, маршрут, который описал Алтухов в Интернете. Вот ведь, и погода у них была хорошая и передвигались они со скоростью космической, кажущейся для меня нереальной. За последние четыре дня я ушёл так недалеко, что вижу то место, где был в первый день из этих четырёх. Но торопиться здесь бессмысленно.
Спуск с перевала оказался довольно крут. Вероятно, не просто тут было с конями. На ночёвку остановился почти под перевалом, немного не доходя границы леса. Условия позволяют, с неба наконец-то ничего не сыпется, а дрова раздобыл чуть ниже, позаимствовал сухие ветки у самого верхнего здесь кедра.
Ручей Берёзовый. Вид на долину Прямого Казыра.
Левый приток Прямого Казыра, по которому спускаюсь, в описании Алтухова называется Берёзовый. И действительно, ниже постоянно встречались уютные берёзовые рощицы. Дорога по притоку оказалась терпимой и за день удалось дотащиться до его устья, то есть ночевал уже на самом Прямом Казыре. А с погодой редкий случай, почти ни одного облачка за целый день. На устье Берёзового давние следы человеческой деятельности, такое ощущение что кто-то, когда-то собирался здесь поставить избу, но так и не воплотил идею в реальность.
Теперь путь лежит вверх по Прямому Казыру, до самых его истоков. На это понадобилось два дня. Дорога, особенно в первой части, совсем не порадовала, тропы почти нет, частые завалы. Через каждое дерево приходится перелезать по три раза - туда, обратно и снова вперёд. Да ещё мошка совсем озверела, уши уже горят, видно нравится ей такая погода, тепло и душно. Во второй половине дня это вызревает в грозу и не очень сильный и кратковременный дождь. Ближе к верху попробовал унести весь груз сразу(примерно 70 кг), здесь лес совсем редкий и проходимость лучше. Мазохизм высшей степени. Встать и передвигаться с этим весом ещё как-то можно, но вот адекватно воспринимать окружающее пространство удаётся слабо. Тем не менее, часа два-три выдерживал это испытание, что позволило выйти к границе леса. Но всё же рановато ещё идти в одну ходку, можно надорваться, нужно ещё уменьшить вес. К этому моменту у меня окончательно созрел психоз по борьбе с весом. Каждый день критически прикидывал, что ещё можно оставить, без чего можно обойтись и оставлял, иногда даже почти невесомые, но не очень нужные вещи, а иногда и нужные, но не настолько, чтобы надрываться.
Несколько пейзажей по Прямому Казыру:
В истоках Прямого Казыра лагерь поставил на открытой полянке в понижении, окруженной со всех сторон валами, вероятно, когда-то в древности их нагромоздил ледник. Да ещё по верху этих валов, по всему периметру, разрослись кедры, создав уютный уголок, закрытый от ветров. А вот самим кедрам, похоже, крепко достаётся, многие здесь лишились вершин, в борьбе за жизнь.
Перевал с Прямого Казыра на Вторую Фомкину виден совсем неподалёку, туда лежит мой путь. Между моим лагерем и перевалом широкая и ровная долина, слегка заболоченная, с меандрами реки, полная имитация микроскопической равнины. Даже небольшие песчаные пляжики по берегам, совсем уже маленькой здесь реки.
Утро под перевалом началось с ветра, а по склонам долины, в разных местах одновременно паслись сразу три медведя. Вот уж действительно, косолапых тут, как коров в деревне. Да и ведут они себя так же мирно, ходят себе туда-сюда, что-то там ковыряют в земле и не обращают на меня никакого внимания, или просто не замечают. Я внимание на них обращаю, но тоже как-то между делом. Обычно они всё же достаточно далеко, чтобы сфотографировать, но смелости приблизиться к ним как-то не хватает. Короче говоря, у меня свои дела, у зверушек свои, никто никому не мешает. Надо и завтрак приготовить и лагерь собрать, а потом и мешки к перевалу тащить…
Мой лагерь в истоках Прямого Казыра.
Вправо по распадку перевал на Вторую Фомкину речку.
Нитка маршрута этих дней и стоянки. Частично залез на другой лист.
Предыдущая часть. Продолжение следует.