Продолжение. Начало
тут.Немного о технологии производства кашмирских шалей.
Как я уже писала кашмирские шали ткут из тонкой нити, сырьем для которой служит пух пашминных коз:
Выпасом коз и сбором козьего пуха занимается племя гуджджаров. С наступлением весны они уходят со своими стадами в Гималаи на высоту до 4000 метров и остаются там до первых холодов. По мере выпаса коз, гуджджары занимаются сбором пуха, который оставляют козы во время линьки, но основное количество пуха получают вычесывая специальным гребнями брюшко и под мордочкой своих коз.
Сырье для производства шалей: козий пух, натуральный шелк, коконы тутового шелкопряда.
Следует отметить, что остальные этапы производства кашмирских шалей строго поделены на мужские и женские. Так транспортировка собранного пуха, сортировка и прядение нити это женское ремесло. Оно и понятно, кто, как не женщина, сможет выдержать целый день в облаке рисовой муки? С ее помощью отделяют пушистые волокна друг от друга. Без этой предварительной работы невозможно начать прядение. После того как нить спряли ее отдают в мужские руки. Нити сортируют по цветам от белого до бежевого и намечают ширину будущих шалей 180см на 120 см. Только после этого пряжа передается ткачам.
Для изготовления 1 кашмирской шали уходит 3-4 тыс. нитей. В прежние времена нити основы были тончайшими, и работа с ними приводила многих ткачей к ранней слепоте. Для облегчения работы нити основы смазывали пастообразной массой из рисового отвара, который после окончания работы смывалась во время полоскания в священном озере Дал.
Этап стирки и полоскания шалей был длительный: готовые шали укладывали на дно ручья и несколько минут приминали ногами, затем отбивали плоским камнем. Повторяли эту процедуру не меньше 3-4 раз, затем шаль оставляли в воде. Занимались этим мужчины-прачки. Таким образом шали стирают до сих пор, придавая им мягкость.
После стирки шали красят. Для окрашивания используют 300 видов растений, самым дорогим из природных красителей считается шафран, придающий шалям оранжевый или красный цвет.
Ремесло красильщиков - самое древнее и засекреченное. Красильщики с утра до вечера колдуют над кипящими котлами, добавляя из банок и пузырьков краски и помешивая шали, пока они не приобретут нужный цвет. Затем шали вывешивают на солнце и оставляют на несколько дней для закрепления красок.
Наступает этап вышивки шалей. Классический орнамент на шали наносится трафаретом смазанным специальной краской (печатная техника).
Эти необычайно красивые узоры вышивают цветным шелком, простыми стежками, подражающими ткачеству.
Натуральный шелк для вышивания шалей
Чем чище изнанка вышивки, чем плотнее прилегают стежки друг к другу, чем больше похожа работа на тканую, тем дороже шаль.
Существуют 2 вида кашмирской вышивки шалей: кашида и рафугари. Эту вышивку выполняют только очень опытные пожилые мужчины-вышивальщики. Хорошая шаль вышивается 2-3 месяца.
Кашида. Считается, эта техника вышивки чем то похожа на китайскую гладь, но стежки значительно короче, а лицевая и изнаночная сторона все-таки отличаются.
Рафугари. Это своеобразные вариации штопального шва, использующего малоприметные пересечения на ткани нитей утка и основы для создания орнамента. Такой вид вышивки наиболее достоверно имитирует узелковое ткачество.
Обучение мальчиков искусству вышивания начинается с 6-7 лет.
Но женщины тоже занимаются вышивкой шалей. Они вышивают только по машинной шерстяной ткани узоры тамбурным швом. Это самые дешевые шали.
В наши дни вышивкой шалей занимаются целые деревни, но эта продукция не особенно высокого качества. Все же основная цена зависит от сырья. Самые дорогие шали не окрашиваются, но иногда ткутся с использованием разных оттенков пуха от белого до "кофе с молоком". Зачастую, при помощи старых секретов, мастер ткет шаль двусторонней, т.е. без использования окрашенных нитей. С одной стороны шаль бело-бежевая, с другой серо-белая, к тому же не гладкая, а украшена геометрическим узором. Цена таких шалей может доходить до $10 тыс.
При подготовке использованы материалы книги
"Кашмирские шали" М.Колева, О.Поликарпова