Выставка "Платки и шали в России XVIII-XXI веков" будет продолжаться до 11 марта, еще есть время на нее попасть. Я специально съездила в Питер, чтобы на нее сходить.
В Русском музее одно из самых богатых в России собраний платков и шалей, так что выставка очень большая.
Платок или его разновидности, такие как шаль или фата, был непременным и важным элементом женского костюмного комплекса с давних времен буквально до начала ХХ века.
Не всегда и не обязательно он был квадратным, как нам сейчас это представляется.
Иногда в качестве накидываемой на голову фаты использовались полотна ткани прямоугольной формы, которые назывались канаваты или канаватки.
В допетровские времена важной частью не только костюма богатых людей, но и ритуала были платки, которые не надевали на голову, а держали в руках. Такие платки назывались ширинки, потому что их размер определялся шириной ручного ткацкого станка, и были богато украшены.
Вот кукла последней трети XVIII в., которая изображает боярышню с таким платком-ширинкой в руках.
Выставка демонстрирует не только разнообразие костюмов, дополнением к которым служили платки и шали.
Экспонаты представляют богатую карту центров прикладного искусства
и разнообразие текстильных техник, которые применялись в разное время в разных регионах.
Потрясающее золотное шитье из Каргополя.
Такой платок выглядит уже не как текстильный объект, а как драгоценное ювелирное изделие.
И весь наряд с этим платком становится драгоценным и величественным.
Другой стиль шитья золотыми нитями демонстрируют платки из Балахнинского уезда Нижегородской губернии.
Кисейный платок с вышивкой золотыми нитями и канителью в составе праздничного костюма. Торопец, Псковская губерния.
Тончайшие вуалевые покрывала, вытканные из разноцветных нитей жаккардом.
Вышивка тамбурным швом золотыми и шерстяными нитями по шелковой кисее.
Немыслимой красоты узорчатые парчовые платки производились методом ручного ткачества на мелких фабриках и производствах, которых по разным российским губерниям было великое множество.
Платки и шали составляли обязательную часть женского костюма всех сословий, не исключая и самого высшего.
Они могли быть исполнены в самых различных техниках, например, в кружеве.
Часто эти роскошные вещи производились в мастерских непосредственно при дворянских усадьбах.
Особенно большая концентрация текстильных производств была в губерниях центральной России.
Эти производства специализировались на разных техниках. Очень популярны были т.н. репсовые или рипсовые платки.
Популярнейшей техникой была набойка. Которая постепенно и вытеснила все остальные, к настоящему времени оставшись фактически единственной.
Платки такого типа мы сейчас опознаем как павловопосадские. Но конкретно вот эти, например, были выпущены на совсем другой фабрике.
Дело в том, что на рубеже XIX и XX веков в Московской и прилегающих губерниях существовало большое множество фабрик, выпускавших платки в одной технике и одной стилистике.
Даже специалисты не всегда могут с уверенностью определить, на каком именно производстве был изготовлен платок, который мы сейчас относим к павловопосадским.
Иногда однозначная атрибуция возможна только в том случае, когда на платке стоит клеймо с прямым указанием производителя.
Но сейчас из всего былого множества производств единственным действующим осталась именно Павлово-Посадская фабрика.
Здесь бережно сохраняют традиции, восстанавливая исторические дизайны и создавая новые с сохранением узнаваемой стилистики.
Мне жаль, что я не могу показать вам всю выставку, каждый ее экспонат один за другим! Но на некоторых я все-таки остановлюсь подробней. Не переключайтесь )