Среди наших читательниц есть человек, который занимается продолжением традиций русского костюма.
Ольга Спехова может не только сшить русский костюм, но и выткать для него полотна с рисунком. Но сегодня речь пойдёт о технике старинной русской кубовой набойки.
Это ссылка на её сообщество с кубовой печатью (точное название "резервная печать и кубовое окрашивание индиго").
А это альбом с работами. Добавлю из переписки, что половина набоечных досок сделана по рисункам из пермских музеев.
Мы не ищем легких путей, Костюм моей героини состоит из красного платья ( в разных вариациях) и синего покрывала. Нет чтоб взять "красную и синюю тряпки и замотаться в них, я решила. что синие покрывало-покров будет с белой набойкой.
Итак, конечно красить, так не одно покрывало, тем более что давно скопились идеи и желание понабивать и покрасить. Да и набитого за эту весну уже лежит несколько рулонов ткани. Итак, я наконец дошила Мега-заказ и смогла отдаться набойке полностью. Я отводила утром дитей в садик и до упаду. до полуобморока набивала полторы недели. Конечно покров-палантин. И все остальное: платки, передники, ткани на сарафаны и станушки, просто отдельных птичек на сумки, и прочее-прочее-прочее.
Потом была нервотрепка с обустройством балкона (ну гда еще в однокомнатной квартире устроить красильню?) и наконец еще большая нервотрепка с заведением куба. который поначалу не завелся. сутки танцев вокруг него с бубном, весами и банками фимикатов. Ура! Заработало!
Итак, показываю результат, но сначала процесс. думаю не все в группе близко знакомы с кубовой набойкой. а вот я и расскажу и слайды покажу. Все комментарии по процессу под фотками.
Теперь осталось по быстрому раскроить и сшить платье. а заодно еще 3 заказа. Ну и покрасить все остальное, что не покрасила в эти дни.
Мои инструменты для набойки: на желтой крышке налита вапа - резервирующий состав. он не краска, он скорее анти-краска. Не дает потом индиго осесть на ткань. Где наносится вапа, там остается после покраски белая ткань
кусочек губки - им наношу вапу на штампы
молоток - простукиваю штамп, чтоб вапа перешла с него на ткань.
штампы
подложка на стол - старое одеяло, а на него двунитка.
резиновый шпатель - собираю им вапу с крышки. выдавливаю вапу из губки
ну и сама ткань
вапу еле видно на ткани
моя красильня на балконе: бочка - куб на 115 литров с растворенным в нем индиго, 2 барана - приспособление для навивания ткани, такой круг с крючками
ткань с набойкой навиваю на баран и опускаю в куб, там ткань парит 15-20 минут в растворе индиго, вбирая в себя краситель. Растворенный индиго желто-зеленого цвта, а в нерастворимое состояние он переходит, окисляясь кислородом воздуха. вот я только вытягиваю ткань из куба. она еще желто-зеленая, но стремительно голубеет на глазх - это главное волшебство куба. потом она 15-20 минут висит на воздухе - индиго окисляется. и снова погружаем в куб, Снова достаем , окисляем и снова погружаем. так делается 2-3-4 раза. в зависимости от интенсивности куба и необходимой насыщенности цвета.
прошло около минуты - ткань уже синяя
в последний раз погрузили ткань в куб, потом достали и дали повисеть на воздухе и снимаю с барана. Теперь надо смыть вапу. а заодно закрепить индиго. Для этого погружаем в слабый раствор соляной кислоты. Называется "промыть глазки", и правда - мгновение, как я погружаю совершенно синюю ткань в кислую воду. а вот уже достаю и засиял белый рисунок
Тут пропущен этап со стиркой,долгим выполаскиванием и утюжкой. Это уже результат. Захар ревниво охраняет мамину "красоту" от Богдана. не пустил потрогать.