Русские платки XVIII - XXI вв из собрания Владимиро-Суздальского музея

Oct 21, 2015 16:14

Оригинал взят у verapapkova в Русские платки XVIII - XXI вв из собрания Владимиро-Суздальского музея
На эту передвижную выставку мне повезло случайно наткнуться в выксунском городском музее. Вряд ли вы туда попадете, так что покажу вам тут.




Платок или шаль на протяжении многого времени был непременной деталью русского костюма всех слоев населения.




А сейчас, после всех исторических катаклизмов, именно платок, пожалуй, единственный элемент русского костюма, который продолжает активно носиться.




Наверное, дело не только в исторической памяти, в том, что мы его любим. И не только в том, что это очень красиво.




Но и в том, что платок очень демократичен. Другим деталям традиционного костюма, при всей их красоте, просто не находится места в реальной жизни.




Невозможно представить себе, например, кокошник или сороку в метро, в сочетании с нашей обычной нынешней верхней одеждой, пуховиком или ветровкой. Шугай никак не объединить с кедами или джинсами.




А вот платок или шаль - пожалуйста! Они прекрасно встраиваются практически в любой современный гардероб, не требуют к себе особого отношения и не превращают человека в нарочито-костюмированного.




В эпоху, когда платки носили все без исключения, в России было много производств, на которых они изготавливались.




Но история платка, конечно, начиналась гораздо раньше истории крупного промышленного производства. Вот самые старые из платков, представленных на выставке, это XVIII век! Нашитый на правом платке крест из тесьмы означает, что вещь была пожертвована какому-то храму и использовалась в церковном обиходе.




Тогда еще не было развито массовое производство, так что это дорогие для своего времени вещи ручной работы.




Трудно поверить, но рисунок на этих платках - не жаккард, как можно было бы подумать. Это ручная счетная вышивка шелком! Стежки прокладываются через определенное количество нитей полотняного переплетения, что позволяет многократно воспроизводить раппорт узора абсолютно одинаково.




Следующие по старшинству платки как раз жаккардовые, шелковые. Узор на них образуется за счет переплетения нитей.




Станок для изготовления этого типа ткани изобрел француз Жаккард, чье имя и стало обозначать такой способ переплетения.




Набивные хлопчатобумажные платки самые молодые, они относятся к концу XIX - началу XX вв.




Именно тогда их производство стало массовым благодаря бурному росту текстильной промышленности.




Слово набивные происходит от слова набойка - деревянная доска с вырезанными на ней элементами узора, с помощью которой рисунок наносился на ткань.




А вот интереснейший экспонат начала XX века - платок-шпаргалка. Это многофункциональный предмет мужского гардероба.




Он мог использоваться и по прямому назначению, как шейный платок, и как вообще полезная тряпица, которой можно утереться, что-то ценное в нее завернуть и т.д. В дороге или, тем более, на войне такая вещь была очень полезна. Ну, а заодно и про сборку оружия можно было на ней подсмотреть. )




Сейчас многие из мануфактур, производивших платки, либо вовсе не существуют, либо сменили специализацию.




Тем приятней упомянуть о Павловопосадской платочной мануфактуре, где не только и сегодня, как два века назад, продолжают делать платки и шали. Там бережно сохраняют преемственность традиции, самое важное, что может быть в любом деле. Конечно, сегодня художники мануфактуры создают новые дизайны. Но и старые, исторические дизайны бережно и с уважением восстанавливаются и воспроизводятся.




Вот пример восстановленного дизайна, которой сейчас называется Волшебница. Справа - павловопосадская шаль конца XIX в. Слева - шаль современного производства, выпускаемая на Павловопосадской мануфактуре по восстановленному старинному рисунку.

национальный костюм, история, платки, русское

Previous post Next post
Up