«Магия орнамента»

Oct 13, 2013 15:53


Юбилейная выставка заслуженного художника РФ Ларисы Рубцовой (гобелены, расписные панно, эскизы шёлковых тканей) проходит в Галерее Беляево с 26 сентября по 13 октября 2013 г.
Информация на сайте Галереи.
Страница  Л. Рубцовой на сайте АХДИ.



Из текстов на выставке:
Немного биографии:
«Родилась в 1948 г. в Москве.
В 1973 г. окончила МВХПУ (б. Строгановское), факультет «Интерьер и оборудование» отделения «Мебельно-декоративные ткани».
С 1973 по 2004 гг. - работала художником на московском шёлковом комбинате «Красная роза» имени Розы Люксембург.
С 1982 года - член Союза художников СССР. Член Московского союза художников (МСХ) в Ассоциации художников декоративных искусств (АХДИ).
С 2003 года преподает в Московском Государственном художественно- промышленном университете им. С. Т. Строганова на кафедре «Художественный текстиль».
Член Правления МСХ, член Правления АХДИ, председатель Комиссии по творческим студиям АХДИ
В 2004 г.  удостоена почетного звания Заслуженный художник России.
В 2007 г.  награждена серебряной медалью Российской академии художеств (РАХ).
Принимала участие в более чем 50 выставках, организованных Московским Союзом Художников - в России и за рубежом.
Работает в различных жанрах изобразительного искусства: живопись, станковая графика, гобелен, роспись по шелку. Выполняет эскизы шелковых тканей для производства (кроки).
 Работы Л. П. Рубцовой  находятся в Государственном историческом музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, музее «Ивановские ситцы» (г. Иваново), музее художественных тканей Московского государственного текстильного университета им. А. Н. Косыгина, в Художественном Фонде МСХ, Фонде Мира и в частных коллекциях России и стран зарубежья (США, Дания, Венгрия, Испания)».

Слева:  «Цветы». Бумага, гуашь. 2002
«Букет». Бумага, перо, цв. карандаш. 2002


«Лариса Петровна Рубцова, ярчайший представитель прикладного искусства МСХ России, на протяжении долгих лет является одним из ведущих художников в области дизайна шелковых тканей. Выпускница Строгановского училища, ученица таких известных педагогов, как Д. К. Тегин, В. П. Комарденков, А. В. Фролов, М. Н. Никитин, она искусно владеет цветом, рисунком, композицией, что позволяет ей создавать совершенные произведения искусства».

На выставке можно увидеть редкие экспонаты, то, что обычно скрыто не только от зрителя, но, в данном случае, и от покупателя. Часто ли, выбирая ткань в магазине, мы задумываемся о ее создателе-художнике? В лучшем случае, нас интересует производитель…
Эскизы тканей, несмотря на свой небольшой размер, создают на выставке атмосферу спокойной утонченности и гармонии. Фантазия художника, основанная на глубочайшем знании истории орнамента «всех времен и народов», кажется неистощимой.

«Византия».  Эскиз и ткань. 1978


«Ассирия». Эскиз ткани. Бумага, гуашь. 1998


«Я никогда не жалела, - признается Лариса Рубцова, - что сразу после окончания Строгановки выбрала себе профессию художника, работающего на производстве. Вероятно, это было обусловлено желанием трудиться в коллективе,  неустанным творческим поиском, глубоким погружением в мир моды». Работа в течение 33 лет на московском шелковом комбинате «Красная роза» имени Розы Люксембург - полное тому подтверждение. Ткани, оформленные по эскизам Ларисы Рубцовой, получали  самые высокие оценки на художественно-технических советах Минлегпрома, экспонировались на отечественных и зарубежных выставках текстильной промышленности, пользовались большим спросом у населения. Крупнейшие модельеры - Вячеслав Зайцев, Тамара Файдель и др. - использовали в создании своих коллекций материи с авторскими рисунками Ларисы Рубцовой. Создав за годы творческой деятельности на знаменитом комбинате целое направление в искусстве оформления тканей из натурального шёлка, Лариса Рубцова - профессор МГХПУ им. С. Г. Строганова - делится своими секретами с молодым поколением художников, передает огромный накопленный опыт».

По мотивам керамики Гауди. Эскиз ткани
 

Кальки с рисунками - один из этапов производства ткани


Эскизы тканей. Бумага, гуашь:

Слева: «Иней».
«Раковины».
Справа: «Древняя глаголица». 2006
«Индонезийский батик». 2006


«Листья». 1988
«Павлиньи перья». 1999


«Что может быть загадочнее и увлекательнее для художника, чем орнамент? В нем сплелись таинства глубокой древности, магические ритуалы и обряды далеких предков, их видение красоты первозданной природы.
Каждая эпоха и культура обобщила и передала условным языком орнамента свое восприятие окружающего мира, ритмические законы вселенной, тайны человеческого бытия.
Орнаменты, используемые в текстиле, это застывшая поэзия и музыка далеких эпох, продолжающая свою жизнь в служении человеку, украшая его жилище, создавая теплоту и уют, подчеркивая красоту женщины, неся  в себе энергию цвета и ритма, многообразие настроений и образов.
Истинное наслаждение для художника - заглянуть в бесконечные глубины истории орнамента, вдохновиться его магией и очарованием, творчески трансформировать его своим переживанием и создать новое авторское произведение» (Л. Рубцова).

Слева: «Иранские мотивы». 1997
«Изразцы». 1997
Справа: «Древний Новгород» 1997
«Древние предания». 1997


Слева: «Розы и арабески». 2002
«Цветы Востока». 1984
Справа: «Восточная сказка». 1995
«Мотивы древности». 1991


«Цветы Востока». 1984
 

Слева: «Гюль».  2002
«Восточные мотивы» 2005
Справа: «Лоскутный орнамент». 2002
«Витраж». 1988


Раздел «Из личных коллекций»
«Знаменитая фабрика «Красная Роза» с давних пор была и остается символом российского шелка, В 1875 г, обрусевший француз Клод-Мари Жиро основал одну из крупнейших в России шелкоткацких фабрик в живописных Хамовниках, Уже через несколько лет фабрика вырабатывала более 6 миллионов метров шелковых тканей ежегодно, В 1919 г, фабрику национализировали, а в 1924 г, ей было присвоено имя «Красная Роза» в честь Розы Люксембург, В 1930 г, на базе фабрики был создан комбинат, началось освоение производства искусственного шелка. Многие годы комбинат «Красная Роза» являлся гордостью российской шелковой промышленности, В 2004 г, предприятие закончило своё существование в исторических зданиях фабрики, на территории комбината расположился деловой квартал «Красная роза».
За годы работы на комбинате «Красная роза» Ларисой Петровной Рубцовой была собрана уникальная коллекция раритетов: альбомы образцов тканей, эскизы рисунков для тканей, выполненные известными художниками, исторические рисунки, колористические карты. Данная коллекция является свидетельством целой эпохи и представляет историю развития шёлковой промышленности в России».



На выставке можно сравнить стиль современных тканей с работами художников прошлых лет: Н. В. Кирсановой, В. Д. Лотониной (1960-е гг), Н. М. Жовтис.
Эскизы шелковых тканей художника комбината «Красная Роза» Н. В. Кирсановой (1945-1965 гг.)


«Виртуозно владея техникой ручного классического авторского ткачества,  Лариса Рубцова создает гобелены, где она мастерски сочетает тонкость цветовых и тоновых сочетаний, изысканность линий, выявляет структуру ткачества и подчеркивает значимость каждой отдельной нити. Панно-росписи художника продолжают тему, обозначенную в гобеленах, - это обращение к истории человечества, стремление к высоким идеалам.  В работах используются неожиданные сочетания разных технических приемов исполнения: свободная роспись, горячий батик, аэрография, коллаж из шёлковых лент.
Работая над  эскизами для набивных шелковых тканей (кроков), занимаясь ручным ткачеством (гобеленом и мини-гобеленом), росписью панно в технике холодного и горячего батика, живописью и графикой, Лариса Рубцова пребывает в постоянном поиске новой убедительной образности, которая рождается благодаря обращению художника к «застывшей поэзии и музыке далёких эпох», к орнаменту».

Несмотря на «некорректное» освещение на выставке, я всё же не стала лишать вас возможности увидеть и неудачные кадры.



Слева: «Сапфировый дождь». Шерсть. Лен. 2010
Справа: Эскизы тканей. 2010


В центре: «Виват Романтика». Гобелен. Шерсть, акрил, хлопок. Ручное ткачество


Слева: «Двое». Гобелен. Шерсть, акрил, хлопок. Ручное ткачество. 2011
«Клетки и горохи». 2005
Справа:  Эскизы тканей
«Африка». 1998
«Мексика». 1997


Слева: «Bel Canto». Гобелен. Шерсть. Ручное ткачество. 146х165 см. 2005
Справа: «Две звезды». Гобелен. Шерсть, акрил. Ручное ткачество. 270х185 см. 2013


«Bel Canto». Фрагмент


Слева: «Рассвет». Роспись


«Рассвет». Фрагмент


«Шкуры и рептилии». 2005. Фрагмент ткани (слева) и эскиза


Слева: эскиз ткани
Справа: «Магия орнамента». Шерсть, хлопок. 2007


«В плену иллюзий». Джут, шелк, бумага, зеркало. 2006


Гобелены Ларисы Рубцовой уже есть в блоге, поэтому отдельно не повторяю (см. по тегу «гобелен»).
Поздравляем юбиляра и ждем новых интересных работ!

текстильный дизайн, художники, выставка, гобелен, батик

Previous post Next post
Up