Мне удалось побывать в
Музее Souleiado в городе Тарасконе.
Почему традиционные провансальские ткани называются Indiennes?
.
Все началось в 1664, при Людовике XIV, когда была основана Французская Ост-Индская компания. по морскому пути и далее через Марсель во Францию потекли яркие тонкие хлопчатобумажные ткани из Индии. Для их изготовления использовались растительные красители (марена для красного, индиго для синего), в сочетании с HiTech солевыми протравами, что давало окраске стойкость.
Эти ткани разительно отличались от тех (более толстых, простоватых и как бы немного домотканных), что были в ходу у низшего-среднего сословия в то время, и люди просто сходили по ним с ума. Эти ткани были достаточно дороги (тут могла бы бы быть описана сложная история запретов и монополий, но не будет).
И вот на юге Франции довольно быстро научились эти ткани "творчески копировать". Собственно, можно без кавычек: рисунки видоизменились, туда начали попадать стилизованные цикады, мак, лаванда, олива, хотя и не совсем в том виде, в котором мы видим их на дешевых развалах.
Восточный (турецкий) огурец, он же бута, он же Boteh, он же Paisley
И все же в дизайне Indiennes осталось много традиционных индийских мотивов . Это прежде всего растительный мотив в форме капельки, тот, что у нас называют "огурцами" (турецкими/восточными огурцами). Это boteh, древний восточный мотив, о происхождении которого до сих пор спорят. "Родина огурцов" - Индия или Персия. На санскрите это слово означает "огонь", и форма, возможно, повторяет форму пламени. Еще один персидский вариант - пальмовый лист. По другим версиям - это цветок хлопка или зернышко миндаля с остатком цветка, или пшеничный колос. В таком толковании бута - это символ плодородия, развития и бессмертия: цветок, преобразующийся на глазах в зернышко, которое в свою очередь дает начало целому растению и многим цветкам.
В англоязычном мире этот узор обычно называют Paisley (по названию шотландского города, где украли идею по той же схеме, там главный игрок был Английская Ост-Индская Компания).
.
Несколько примеров традиционных Indiennes:
Техника печати была очень сложной: сначала на ткань наносились контуры узора порошком древесного угля. Потом начиналось самое трудное - печать разными цветами с помощью шаблонов. Тарасконский музей имеет огромную коллекцию старинных шаблонов.