К

Dec 27, 2013 17:24

Серия - 101 день в Якутии.

Этап второй - река Индигирка от Усть-Неры до Момы. Продолжение.

Те из вас, кто следил за прошлогодним "Якутским дневником", в курсе, что на Индигирке я уже бывал, но несколько ниже. От Ытабыта осталось совсем немного до правого притока Кюэллях-Мустах по которому мы с Мишей Черёмкиным ходили в хребет Черского. Ещё тогда были мысли после этого небольшого похода подняться на байдарке вверх по Индигирке до Ытабыта, а потом пешком вверх по долине этой реки. Меня очень привлекало одно озеро в верховьях Ытабыта, которое на этапе подготовки к прошлогодней экспедиции приглядел на карте, а затем по расспросам выяснилось, что это озеро очень и очень редко посещается людьми из-за труднодоступности. На карте оно называется Сыгарымни, но я ни разу не слышал, чтобы местные его так называли. Говорят просто Ытабыт-озеро или озеро на Ытабыте. В прошлом году я не воплотил намерения в реальность, к тому моменту как спустились обратно к Индигирке вода в ней сильно поднялась и мне показалось, что идти вверх по такой реке очень неразумно. И как теперь вижу, был прав. Зато в этом году мимо Ытабыта никак не проплыть, поэтому и запланировал этот поход. От устья Ытабыта озеро лежит примерно в 15-ти километрах, вроде бы не очень далеко, но какая здесь дорога, мы не знаем.

После прохождения серии порогов между Мольджогойдохом и Ытабытом, в тот же день, то есть 21-го июля, не откладывая, мы с Кириллом отправились вверх по реке, оставив на хозяйстве Юру. Было это уже во второй половине дня и к тому моменту погода начала портиться, накрапывал дождь. Довольно бодро нам удалось пройти всего лишь метров сто от устья и тут-то началось... Нет, ну мне всякое приходилось видеть, но чтобы такое и в таких количествах. Короче говоря, представьте себе, что весь лес засажен лиственницами толщиной в палец, которые растут на расстоянии всего несколько сантиметров друг от друга, то есть не меньше одного саженца на каждом квадратном дециметре. Вначале мы думали, что это просто такой небольшой кусок леса и это скоро кончится, но через час продираний через этот частокол оптимизм весь куда-то подевался. Мы и выше по склону горы пытались подниматься и совсем на берег выходили. Нет, прохода здесь нет. Тут ещё и дождь перестал разминаться, а заморосил уже как надо и вся вода с этих, с позволения сказать, деревьев сыпалась на нас. Стало совсем грустно. Ох и нелёгкий всё же денёк выдался. В порогах натерпелись, а теперь вот новое испытание. Короче говоря, бились мы бились и за шесть часов хода одолели всего пять с половиной километров дороги. Сил уже не оставалось и давно бы уже встали лагерем, да вот ещё одна беда, негде было. Здесь либо заросший частоколом склон горы, либо заболоченные берега реки. И когда я увидел заваленный упавшими деревьями каменистый и кривой бугорок, на котором в другой раз ни за что бы не встал, без сомнений остановился. Мокрые мы были основательно и первым делом кинулись растягивать тент, при этом ещё и порвали один его угол. Но всё же как-то приспособили его и немного помучившись, разожгли костёр, добыв сухое топливо глубоко внутри промокших изрядно дров. Всё, здесь будем ночевать, а что будет дальше будет дальше, но ситуация откровенно не вызывает энтузиазма.

Тут и будем жить.

Аномальный всё же год выдался. Погода здесь нас крепко прижала, в этом абсолютно не комфортном месте в долине Ытабыта. Следующим днём дождь продолжил своё гнилое дело и нам ничего больше не оставалось, как сначала отлёживаться в палатках, а потом отсиживаться под тентом, греясь у костра. Идти дальше в такую погоду и по такой дороге совсем не хотелось. И одним днём эта отсидка не ограничилась. Мало того, что дождь не прекращался уже и на третий день, ночью сильно похолодало и чуть выше на горах выпал снег. Вот такое здесь хреновое лето. Ведь даже ещё июль не закончился, тогда что же будет в августе, я уж не говорю про сентябрь. Откровенно грустные эти денёчки выдались.

Метрах в десяти от берега этой протоки Ытабыта и стояли. На карте стоянка обозначена цифрой 2.

Лишь только на четвёртый день нашего похода дождь вроде бы перестал или, по крайней мере, стал делать вид. Но небо всё так же оставалось закрыто плотной облачностью и было совсем не жарко. Откровенно говоря, мысли вернуться обратно бродили в голове. Но обидно было бы не попасть на заветное  озеро, хотя всё я себе представлял здесь по-другому, как-то более празднично что ли, а тут суровая правда и больше ничего.  К тому же от обратной дороги воздерживала мысль о необходимости вновь продираться через эти заросли. Ясное дело, всё равно придётся когда-то это делать, возвращаться ведь надо, но это будет когда-то потом, а то прямо сейчас. Ну вышли мы, конечно, дальше в этот день. Снова ругались, матерились, но шли дальше. А потом, в одном месте, мне интуитивно захотелось вылезти по склону выше и дальше от реки и это оказалось не зря. Здесь обнаружили обширное моренное поле, почти не заросшее лесом, по которому идти было просто одно удовольствие, особенно после всех испытаний. И нам уже казалось, что вполне дойдём и сегодня, вот вроде цирк виднеется, в котором должно быть озеро, но вскоре разобрались, что наш цирк несколько дальше и до него ещё немало идти, а ночи уже хотя и не настоящие пока, но сумерки стали довольно густыми. А тут ещё и маленькое симпатичное озерко подвернулось, над ним и встали.

Лагерь у малого озерка. На карте обозначен цифрой 3.

Погода всё же решила смилостивиться. Правда, солнце мы увидели только следующим днём, то есть 25-го июля, когда вышли таки к заветному озеру. В этой части дорога оказалась сносной, хотя по гранитным валунам ходить тоже не подарок, а потом ещё лезли круто вверх  к самому озеру. И вот, вылезли на обширный моренный вал, послуживший естественно плотиной, отчего и образовался водоём и отсюда наконец-то увидели заветное озеро. Делаем первые кадры.

Вид на юго-западную часть озера.

Вид на среднюю часть озера.

Вид на северо-восточную часть озера. Вот в тот угол мы сейчас и пойдём, там будет стоянка на озере.

А здесь панорамой захватил всё озеро целиком.

1-стоянка на устье Ытабыта, 2-мокрая и холодная стоянка на бугорочке, 3-стоянка у маленького озера, 4-первая точка обзора Ытабыт-озера.