Оригинал взят у
zizis в
Северо-запад Архангельской Очередная поездка на север, на сей раз до Белого моря, и опять по заповедным местам. Пост большой, в него я постарался включить всю собранную за поездку информацию, так нужную мне при подготовке поездки. Часть из нее я узнал только на месте, так что, надеюсь, пост будет полезным.
Дальше много дорог, рек, мостов и немного природы. Кадров с людьми практически нет, в этой поездке они мне были не нужны. Садитесь поудобнее, я начинаю.
01.
Выезд был запланирован на раннее утро субботы, но очень спонтанно мы выехали часа в четыре дня пятницы. Знакомая до боли трасса Москва-Тверь-Красный Холм-Устюжна и вот незадолго до полуночи уже ищем место под ночевку. Прошлогоднего поля обнаружено не было, ну да и ладно, там спи где хочешь.
02.
Утром пересекаем трассу на Вологду и уходим в сторону Бабаево и Борисово-Судского. В Судском заправка, конец асфальта и привет грейдер! Ты наш друг на много километров вперед.
03.
Останавливаемся у примеченного в прошлом году музея в Тимошино. Чисто теоретически, музей посвящен культуре и быту веппсов, малого северного народа как раз тут и проживающего. Но из-за того, что каждый маленький музей мечтает стать Эрмитажем, все они работают только в рабочее время, т.е. по будням до 16.00. И фотографировать внутри ни-ни! Кстати, с удивлением узнал, что православный святой Александр Свирский был веппсом.
04.
Вот с этого указателя и повернули в прошлом году мои мысли в сторону Вытегры. Указатель имел более
благопристойный вид, а мы тогда повернули направо, на восток к Зубово и Белому озеру. В тот раз это была самая северная точка нашего путешествия, сейчас же это только начало пути.
05.
Ну что, принимай нас, север. Мы идем открытыми и с чистыми помыслами.
06.
Местная дорожка представляет из себя разветвляющуюся леспромхозную бетонку, проложенную для вывоза леса в Зубово. Часть делянок уже вырублены и плиты к ним сняты. Самый западный кусок сейчас представляет собой довольно сильно разбитый участок, скоро туда можно будет проехать только на серьезной технике.
07.
Мы проехали без проблем, но уходя на север в сторону Ундозера мы попали в сложную колею. Дело даже не в том, что глина скользкая, а колея глубокая и под водой, дело в том, что дорога там няшная. Нет, не кавайная и няшная, а просто под тонким слоем воды стоит няша, очень жидкая глина, засасывающая все и не отпускающая ничего. Я прошел пешком примерно с километр и обнаружил четыре совершенно засадных места. Короче, нам туда не нать, тем более темнеет. Вынимаем из колеи машинку, разворачиваемся и едем к хозяевам этих мест - охотникам.
08.
Ну как охотникам… Охотники, рыбаки, собиратели ягод - местные жители короче. Вот уже почти два десятка лет эти мужики одной компанией каждые выходные ездят на природу. Лес, озеро, болото, поле, везде есть чем заняться.
09.
Мы их напоили водкой, они нас накормили ухой и только что выловленной вкуснющей жареной щукой. Я никогда бы не подумал, что щука может быть настолько вкусной и нежной! Конечно, за столом разговоры.
«Чего, из Москвы что ли? По навигатору? Чего вы все сюда-то едете? Не было тут никогда дороги, вон рядом нормальная идет. А тут и подготовленные джипы не проезжают, там няши по стекла!
А чего на Белое море едете? Охота, рыбалка? Просто так? Тут до вас тоже москвичи проезжали просто так. Куда едут, чего надо, не понятно. У вас там в Москве совсем что ли делать нечего?»
10.
Как объяснить людям, все свое свободное время проводящим на природе, да и на работе «можно с моста рыбки на уху подергать», что где-то там, в семистах километрах южнее, пятнадцать миллионов человек живут своей пластмассовой жизнью и даже обычный выезд на природу в выходные для многих уже подвиг, а места у озера надо занимать в будни? И такую роскошь, как просто поехать куда глаза глядят среднестатистический москвич может позволить себе от силы пару раз в год.
Короче, хорошо посидели, спасибо гостеприимным хозяевам Николаю и Алексею Землянкиным.
11.
Утром вернулись по бетонке назад на восток и свернули на правильном повороте. Мы его видели, но проехали, по спутнику дорога с поворота не просматривается, а вот та, в которую мы сунулись просматривается отлично.
12.
Направление тут одно, места глухие. Вчера видели несколько медвежьих куч, а с утра вдоль дорожки гуляли вот такие индюки.
13.
Леха сразу оживился. Не рыбак я, говорит, но охотник. Ну да, охотник. Я тоже охотник, если дичь прям под колеса кидается
Короче, три дня мы экономили тушенку и ели вкуснейшие супы из тетеревов. Или глухарей?
14.
На самом деле было большое желание завалить какого-нибудь бобра. Эти сволочи выползают из нор и перегрызают всё. Настоящее стихийное бедствие!
15.
Запруживают ручеек, он превращается в озеро и затопляет все вокруг. Даже подобие дороги из-за них размывает.
Мы не кровожадные, нет. Ни один бобер не пострадал.
16.
Проезд до Вытегры простой: после тропинки от бетонки на первом же повороте направо, до грейдера и налево. Но нам так не интересно и хоть на этот день запланирован большой перегон по асфальту, мы пытаемся проехать до Ундозерского Погоста и выйти на Вытегру там. Сразу скажу, что пробиться на Ундозеро мы не смогли, та дорожка, что нашли, была разбита лесовозами и завалена утопленными ветками. Стало страшно за тормозные магистрали и датчики под брюхом, решили вернуться на грейдер.
17.
Вот он. Идет до Депо, причем в северной своей части разбит и намного больше чем в необитаемой южной. В целом, если знать дорогу (а я ее только что рассказал), от Панкратово до Вытегры можно проехать на любом полноприводном автомобиле с хорошим просветом. А вот если как мы поедете на озера, готовьтесь к бродам по капот и нескольким неприятным моментам. Но в целом дорожка намного красивше!
18.
Вытегра! Я ехал к тебе год, теперь доехал, проверил колеса и поехал дальше на север. Еще встретимся.
19.
Дальше был неинтересный перегон Вытегра-Пудож-Челмужи. На северном вылете с Вытегры кладут свежий асфальт. Судя по работам, делают по правильной технологии и надолго. В Вологодской асфальт отличный, в Карелии похуже. Но с севера от Медвежьегорска тоже кладут асфальт, так что трасса будет хорошая. В Пудож подъехали уже на парах бензина и хотя в багажнике было 40 литров, решили заправляться из пистолета. Советую игнорировать первую пудожскую заправку в автобазе. У нас проблем не возникло, но и место глухое, и у других людей отзывы об этой заправке не очень хорошие. На северном выезде прям на трассе стоит нормальный ТНК.
20.
Ночевали в Челмужах, практически в поселке, только отъехав к берегу Повенецкого залива Онежского озера. Открываешь дверь, а под ногами кусты черники…
21.
Вот такие виды с нашей стоянки. Где-то за левым деревом должна скрываться деревянная церковь. Посмотрим завтра.
22.
Утром делаем небольшой крюк (мост в Челмужах закрыт) и заезжаем со стороны старой пристани. Отличный вид на Богоявленскую церковь 1577 года, жаль света нет. От пристани остались одни пеньки свай.
23.
Прямо возле Челмужей мы уходим на песчаную отворотку с указателем «Немино». Немино практически сразу, выглядывает из-за деревьев слева, а нам дальше.
24.
Возле Сергиево в первый раз встречаемся с речкой Выг и въезжаем в деревню.
25.
Некогда крупный поселок сейчас представляет из себя довольно унылое зрелище. С этой стороны это тупик цивилизации. От трассы почти 60 километров, в стороны ничего, а на север ближайшее жилье в ста километрах. На север ездят только охотники и за рыбой, больше там делать нечего. Но нам туда.
На въезде в деревню остатки АТП, мужики ковыряют Победу. «Проедем?» «Проедете наверно…» «А заправка есть?» «Нет, вон стоит. И в Валдае тоже скорее всего нет.» Обнадеживает.
На центральной площади только что приехавшая пара коммерсантов из Петрозаводска ремонтирует старенькую Газель. В дороге отвалилась задняя дверь и теперь ее сажают на купленные тут же петли для калитки. «Проедем на север?» «Да мы не знаем, сами бы так ездили, короче получается. Но страшно. Спросите у местных.» Мда…
Тут же стоит УАЗик с красным крестом. Захожу в медпункт: на полу весы, стол, за столом женщина-врач, рядом что-то ищет в шкафу водитель. «До Валдая на север проедем?» «Да не местные мы, сами только приехали!» Опа…
В одном из дворов замечаю тентованую Газель. Местный и явно мотается по окрестностям. Подхожу к калитке, жду. По деревенской традиции через минуту открывается дверь дома. «Чего?» «До Валдая на север проедем?» «Заходи! Вот смотри»,- начинает рисовать в воздухе дорогу. «У нас карта есть!» «Да чего там карта! Навигатор есть? Три моста через Лексу, третий страшный, потом гора такая большая песчаная. Там дорога налево, но туда не надо. Надо на крутой поворот направо, смотрите прямо не уедьте!»
26.
Навигатору я не очень доверяю, да и нет там этой дороги, но описание совпадает с заранее проложенным треком. Весь вопрос был в мостах, но раз «третий страшный», значит он есть и все в порядке.
27.
Места, надо сказать, действительно глухие. На дороге никого, вчера перед нами на Валдай ушел Соболь и раз он не вернулся, значит проехал или заблудился, бывали и такие случаи. Дорога нормальная, но много не менее раскатанных отвороток к озерам и полянам. Но чем дальше на север, тем меньше перекрестков.
28.
Кто-то недавно пытался сжечь за собой мост, но неудачно, бревна прогнившие и не занялись.
29.
Это второй мост. Третий не впечатлил совершенно, мост как мост. Не новый конечно, но и не совсем аварийный, ездили и похуже.
30.
Такие полугати-полумосты местные и не считают. Километров через 70 от Сергиево начинаются следы вывоза леса в сторону поселка Валдай. Такие же уверенные грунтовки, по картам ведущие в никуда. Примерно часа через три проезжаем маленький даже не поселок, а так, три дома с баней, Вожмозеро. Скорее всего это перевалочный пункт лесозаготовителей.
31.
Уже на закате въезжаем в поселок Валдай. Почему Валдай и какое отношение он имеет к Валдаю который на Валдае я так и не выяснил. Поселок очень большой, тянет на райцентр.
32.
В принципе, это и есть райцентр, только в радиусе почти ста километров от него жизни нет. Автономия полная, но не глушь. Заправки для частников тут и правда нет, можно заморочиться и с разрешения директора АТП залиться на их заправке, но скоро стемнеет и мы ищем альтернативу. Вылавливаем Ниву (тут вообще либо Нивы либо УАЗы) и требуем бензин. «92-й? Поехали за мной!» Соглашаемся на 92-й и едем к дому с большим гаражом. Предприимчивый валдаец (валдавчанин?) возит бензин и дизель за сто километров из Надвоиц или с мурманской трассы. 30 литров обходится нам в тысячу (33 рубля за литр), бак и канистры полные, можно узнавать про нашу конечную цель - дорогу на Малошуйку.
Кстати, путешественнику на заметку, координаты этой частной бензоколонки
N63°25’22.36″ E35°30’49.78″ Ну или спросите любого нивовода
33.
На центральной улице праздник - «Тагил» перерывает Валдай.
Да, дорога, надо же узнать про дорогу на Малошуйку! «Да, есть, только это зимник! Сейчас там трехосные Уралы ходят, да 131-е. Но шанс есть…» Вот черт! Пока еще не совсем стемнело выезжаем из поселка в сторону Надвоиц и ищем отворотку для ночлега.
34.
Грейдер становится значительно хуже, и это официальная дорога! Добираемся до поворота на зимник, указателей нет, но это точно он. Первые километры крадемся и высматриваем каждую ямку, но дорога вполне себе ничего. Не автобан, но и колей от 131-го не видать. Темнеет и мы встаем в первой же отворотке, отъехав от дороги за поворот. Тишина полная, вокруг болота, людей, естественно, нет. От нас уже мало что зависит, либо пройдем, либо нет. Мы вышли на финишную прямую, напряжение отпускает.
35.
Утро прохладное, туманное. Час назад мимо нас проехал грузовик, его следы будут вести нас в бродах до Архангельской области, и УАЗ, чьи следы потерялись километров через пять. Впереди 150 километров неизвестности и, ломая утренний ледок в лужах, мы начинаем путь.
36.
Гармин видит дорогу с этой стороны и с той, но между собой их не соединяет. Навител видит еще меньше. Да они тут и не нужны, направление одно, шаг влево или вправо и ты либо в болоте, либо в скале, либо под обрывом. Гармин называет это «дорога с улучшенным покрытием». Ну-ну.
37.
Где-то через час объезда всего и вся мозг отключается от действительности, руки и ноги сами управляются с машиной.
38.
«Когда человечество вымерло,
Наконец-то вздохнул я спокойно.
Взял этюдник, мешок и палку
И ушел из города-покойника.
Брел долинами и холмами,
Лесами, болотами и берегами рек.
И видел, как все кругом радуется,
Что пропал человек.
Но иногда глубоко я задумывался
Под пенье птиц и журчанье вод:
- Зачем вообще появлялся и мучился
Этот жадный и скучный народ?»
О.Е. Григорьев
39.
На севере очень хорошо думается. На третий-четвертый день мысли сгущаются, перестают скакать, текут ровно и быстро, как северные реки. Тело в это время занято своими делами, ему не нужны мысли. И вроде как уже два тебя: тот, что пропечатан в паспорте и тот, что, как ты надеешься, настоящий, хороший и правильный.
40.
Было о чем подумать, были поводы поковыряться в себе. Скажу без ложной скромности, три дня пути в глухомани вернули мне давным-давно утраченное внутреннее равновесие. Пусть ненадолго, но я вспомнил, что оно у меня было и где его найти.
41.
Но достаточно лирики. Большинство препятствий страшны только на вид, хотя есть и сложные участки. Скажу лишь, что 50 километров до Архангельской области мы ехали три часа с остановками на съемки.
42.
Случайно обнаружилось старое становище рыбаков. Избушке очень много лет и в таком состоянии она уже давно. Рядом стоит вагончик, тоже в плачевном состоянии. Судя по надписям на стенах, ему лет тридцать. Прямо над входом написано подтверждение - дорога дальше есть. Кстати, все это находится на берегу красивого большущего Вожозера.
43.
Еще немного страданий, перевал и, чудо. На карельском участке каждый найдет себе препятствия по вкусу: водные преграды, каменный триал, поперечные гати и продольные вымоины, наконец, просто глина, а тут внезапно сносный грейдер! Добро пожаловать в Архангельскую область! Конечно, дорога сделана не для нас, а для лесовозов.
44.
Вот и они. Точнее, он. Единственный человек, встреченный нами на дороге в тот день. Была бы машина повыше, обязательно заглянул в его глаза, видящие бесконечность. Думаю, в тот момент в них промелькнуло удивление: небольшая машинка с московскими номерами, одна, черт его знает где.
45.
Кстати, вот как выглядит Джим изнутри. Кто сказал, что у него нет багажника?
Кстати, в самом багажнике сорок литров бензина, 220-я бензопила, стропы, шаклы, домкраты, инструмент и веревки. Если кому интересно, обновленный Джим (это машинка 2012 года) отличается от предшественника только формой подголовников. Про новую решетку и ноздрю (чисто декоративная вещь) на капоте я не говорю, такие капоты давно есть у дизельных вариантов и на внутрияпонском рынке.
46.
По бокам дороги периодически вырастают вот такие камушки. Чаще все же круглые. Тролли впечатляют.
47.
Назад пятьсот, пятьсот вперед, и кто там после разберет…
48.
Долго ли, коротко, а проехали развилку на Унежму и уже приближаемся к Золотухе. Пейзажи сказочные, поселок сер и уныл. Промышленный, карьерным способом добывают камень, который потом используется для строительства дорог.
49.
Кстати, 50 километров от развилки до Малошуйки мы едем 2 часа отнюдь не из-за окружающих нас красот.
50.
И вот она, Малошуйка! Мы добрались! Узнаем, что в поселке есть нормальные магазины и бензин, разворачиваемся и в лес, спать. 150 километров за день это сильно.
51.
Тихие заповедные места. Никого. Лежишь в промокшей за несколько ночей насквозь палатке, снаружи моросит дождик, в руках книга, жаль не бумажная, и читаешь.
52.
«Самбикин также наблюдал за Честновой и думал над нею: любить ему ее или не надо; в общем она была хороша и ничья, но сколько мысли и чувства надо изгнать из своего тела и сердца, чтобы вместить туда привязанность к этой женщине? И все равно Честнова не будет ему верна, и не может она никогда променять весь шум жизни на шепот одного человека.
«Нет, я любить ее не буду и не могу! - навсегда решил Самбикин. - Тем более, придется как-то портить ее тело, а мне жалко, лгать день и ночь, что я прекрасный… Не хочу, трудно!»
Да, Андрей Платонович на природе чудо как хорош.
53.
Лес мокрый насквозь, даже сухостой мокрый, зато вода кругом. Повысили навыки разведения костров и ощипывания дичи в особо сложных условиях.
54.
А утром поехали осматривать поселок. На очень красивом месте, большой, с отвратительными дорогами. По сути, это несколько близко расположенных поселков.
55.
Это совсем не глушь. Да, тут этакий островок, практически изолированный для автопередвижения, но это и большая станция железки. С западной стороны Беломорск, а с востока Онега. Цены на продукты московские, есть арбузы, овощи и фрукты.
56.
Буквально за день до нашего приезда были собраны и подписаны все бумаги для установки стационарной бензоколонки. Заправка и сейчас есть (
N63°42’33.48″ E37°26’57.73″), 34 рубля за литр 92-го. Возят из Карелии по той же дороге, по которой ехали мы. Почему не железкой, спросите вы. И мы спросили. Как рассказал смотритель бензоколонки, раньше возили цистернами то ли по 60, то ли по 80 кубометров. Потом начальник станции что-то накосячил и поставку по жд прикрыли.
57.
Программу максимум мы выполнили и до Малошуйки добрались, но у нас еще две цели. Одна из них - посмотреть на Белое море.
58.
Мимо церкви в Абрамовском едем строго на север, утыкаемся в распаханную колею, смотрим на оставленный тут же УАЗик, вылезаем, надеваем сапоги и идем пешком.
59.
Три километра по заболоченному полю. Иногда по колено в воде и по щиколотку в глине.
60.
И уперлись в Ленручей. Ага, ручей… Посмотрите на него. Теоретически, должен быть брод, но его нет.
61.
Справа Ленручей впадает в Малошуйку. Вооон там вдалеке, на горизонте посередине кадра, видна гора. Это Ворзогоры со своей знаменитой церковью. Говорят, если выйти на ту гору и кинуть шапку в сторону моря, она вернется вам на голову. До моря не дошли полкилометра, обидно.
62.
Второй целью была разведка в сторону Ворзогор. В Малошуйке не могли точно сказать, проедем ли мы до Нименьги, а это всего 20 километров на восток. Поехали сами. Нименьга это все, что находится восточнее малошуйки. Первый поселок с таким названием ждет нас уже через десяток километров и пугает мостом. Он крепкий, но очень своебразен в своей геометрии и требует большого внимания в прохождении.
63.
Поселок немаленький, довольно ухоженный, но на подъезде вот такой апокалипсис. Едешь полкилометра среди руин и по ступицы в грязи, вокруг солнышко, хорошо…
64.
А нам еще дальше, в старую Нименьгу. Деревня практически заброшена, жилых дома три.
65.
Чем тут живут непонятно. Понятно на чем передвигаются. Чуть севернее деревни вдоль берега моря должно быть два брода и дорожка до Ворзоргор, но надежду перебраться на берег Онеги я оставил еще в Москве, когда увидел
фото экспедиции 2004 года.
66.
Провалившись в очередную лужу кормой почти под стекла, плюем на это дело, паркуемся где посуше и идем пешком. Какой там брод, тут бы обратно выехать!
67.
Церковь стоит на языке земли, река Нименьга получается с трех сторон. Церковь огромная! Намного больше малошуйской.
68.
Мы не подходили к ней, для этого надо было перед мостом в деревню пройти правее, форсировать небольшую речку и вдоль болота выйти на ту сторону деревни. На карте есть и дорога, и мост через мелкую реку, по факту всего этого нет.
69.
Всё. Всё что могли, мы выполнили, разворачиваемся и на следующее утро едем в обратную сторону.
70.
Утром мы выехали еще затемно и за световой день преодолели аж 250 километров.
Чтобы закончить с дорогами, надо разъяснить о доступности этих мест. Летнюю автомобильную дорогу я вам уже показал и это единственная сухопутная ниточка, связывающая эти места с «большой землей».
71.
Есть еще дорожка от новой Нименьги (которая с хитрым мостом) до Шасты, но там тоже тупик, дороги на восток нет. Основной проблемой является преодоление рек Нименьга и Топшеньга. Мостов нет, брод из-за няши очень тяжелый, по отливу так же не проходится. Несколькими подготовленными машинами оттуда можно проехать на юг в сторону заброшенного Юдмозера и еще южнее, но это тянет на полноценную экспедицию.
72.
С запада конечная Унежма. Это самый западный населенный пункт Архангельской области, дорог от него в какую-либо сторону, за исключением южной, нет. Вроде бы местные на буранах зимой ездят до Маленги, но те же местные ездят даже летом на ГТС до старой Унежмы на берег моря, так что это не показатель. Вообще, крайне мало информации о местных дорогах даже у самих жителей. Нам, к примеру, в Малошуйке несколько человек не могли точно сказать, доедем ли мы до старой Нименьги, поехали просто наобум. «Ну машина с хлебом туда вроде еще ездит, попробуйте».
На фото, кстати, распространяющий устойчивый запах свежей солярки топливовоз, везущий горючее из Карелии в Малошуйку.
73.
Зимой проблема автомобильной доступности упрощается, открывается ледовая переправа по берегу моря до Ворзогор, а там уже есть зимник до Онеги и Архангельска. Горожане ездят рыбачить на Нименьгу. В другую сторону по знакомой дорожке можно выехать до Валдая и на запад в сторону Сегежи. Дороги Унежма - Сумский Посад (Колежма) не существует даже в зимнем варианте.
74.
Эта и предыдущая фотографии - дорога от Валдая до Надвоиц. Грейдер очень разный, от совершенно убитого до вполне сносного. Сносным он становится после прохода самого грейдера, сравнивающего колеи и кочки, но не убирающего ямы. Дорогой занимаются, были замечены несколько свежих деревянных мостов и даже строительство нового бетонного (!) мостика.
75.
Огромное Выгозеро, это почти море
На нем мы прощаемся с «диким» севером.
76.
Север принял нас, он нам поверил и показал последние осенние картинки, на которые мы почти опоздали. День в Архангельской вообще был сказочным, единственный солнечный день, хотя по прогнозам должен быть дождь.
Север отпустил нас, мы все сделали правильно, мы молодцы.
77.
В крайнем поселке аж два магазина, оба со странными графиками работы. Отличие между ними одно, но очень существенное - в одном спиртное есть, а в другом нет.
78.
В сумерках доезжаем до Надвоиц, успеваем дойти до водопада Падун и уже в темноте возвращаемся к машине. Держим совет.
«Лех, это неправильно. Мы так и не видели моря!» » А где оно у нас ближайшее?» «Беломорск, сотня на север.» «Едем!»
79.
Делаем сотню, часов в девять встаем прямо на берегу Беломоро-Балтийского канала, на реке Нижний Выг. Место для пикника в десяти метрах от дороги. Плевать, все равно такую роскошь в плане безлюдья, к которой мы привыкли за предыдущие дни, теперь увидим не скоро. Утро было хмурым.
80.
По пути заехали на Беломорские петроглифы.
81.
Петроглифы как-то не очень взбудоражили мое воображение. Охотник и подкрадывающийся (Превед!) сзади страус. Кот с хвостом-флагштоком…
82.
Есть высеченные, а есть нарисованные. Интересно, чем так можно вытравить камень?
83.
Намного более интересным мне кажется окружающая природа. Да, кстати, нам опять повезло. Почему-то ранним дождливым утром буднего дня там никого не было
84.
А если пройти до Сороки и водохранилища… Мы так прониклись затопленными пеньками и простором, что совершенно забыли посетить лабиринт. Ну и фиг с ним.
85.
Все дальше, к морю! Проезжаем Беломорск. Если честно, я думал он побольше будет.
86.
В моей памяти он теперь осенний, дождливый, с сохнущем под дождем бельем, огородами на камнях и потрясающими перекатами на Выге.
87.
Большинство фото, что я видел, сделаны с моста и не передают всей мощи реки. Мои тоже не передают, это надо почувствовать. Один шаг и ты в воде. И очень маленький шанс, что сможешь из нее выбраться. Кстати, на заднем плане остров Сорока, с него и началось образование сначала села Сорока, а потом Беломорска.
88.
Вот так, с шутками и прибаутками, добрались мы до Белого моря. Решили не углубляться сильно на север, вышли прямо возле Северного мола. Он хоть и полузаброшен, но чутко охраняется человеком в будке.
89.
Утки изображают из себя святых и ходят по воде. Промозгло, моросит, но запах моря есть!
90.
Вот теперь все, до дома полторы тысячи, нам пора.
91.
На обратном пути дивились качеству мурманской трассы. Это потрясающе! Отличное покрытие, на прилегающих дорожках вырублены треугольники для просмотра, местами на трассе даже есть ливневки! Работы еще продолжаются, но и уже сделанное впечатляет.
92.
Ну и не мог без кота. Встретился нам на одной из карельских заправок. Кстати, не понял их ценовой политики. Все виды топлива в отличие от Ленинградской и Мурманской дороже на два-три рубля. Даже в Беломорске дешевле, чем на трассе.
По цифрам: пройдено 3364 км дорог различного качества, сожжено 345 литров бензина так же различного качества. В среднем 10,2 литра на сотню.
Всё, теперь всё. Если есть вопросы, вы знаете, где меня найти.
Небольшое
видео, за монтаж, как обычно, спасибо Лехе
kruzenwtern Click to view
И
традиционная карта с треком.