Поездка по домам для престарелых Тверской области 15 июля 2011 г.

Jul 19, 2011 22:39


      Всю прошедшую неделю Тугеза бурлила: акция под названием "Одежда для дома престарелых в Оковцах" выходила на финишную кривую. Деньги уже собраны, закупались халаты-рейтузы-полотенца-подгузники, все это перевозилось туда-сюда, страстно обсуждались детали кто, куда и как едет: короче суета была и в реале и в он-лайне. Я, как молодой боец армии доброделов
(на момент написания этих строк мой стаж в Тугезе приближается к 7 дням), мгновенно попал под замес.
  "20 бабушек и дедушек, доживают свой век. Люди прожили жизнь. Видели войну, разруху. Работали всю биографию, и теперь им просто нужны халаты и штаны" - было написано на Тугезевском сайте. Конечно надо действовать! Конечно надо мчаться туда и везти все необходимое! Живое воображение тут же нарисовало щемящую картинку: на покосившемся крыльце сидят Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович (любители русской классики по-достоинству оценят эту аллюзию), опираясь на свои палочки, и смотрят вдаль подслеповатыми глазами и ждут-ждут...

В итоге экспедиция разделилась на две: команда "Tango" ехала непосредственно в Оковцы, а команда "Zulu",
выполняя дружеское поручение девчонок из "Старость в радость", везла в два дома престарелых (далее по тексту - ДП) посылки от них и, что самое важное, выполняла разведывательную миссию - собиралась найти ещё нуждающиеся ДП для дальнейшего осчастливливания. Вот в эту самую вторую команду влился ваш покорный слуга и коллега Стас. Была тщательно проанализирована география расположения ДП Тверской области, было выбрано западное направление чёса (вдоль трассы М9 "Балтия"). Коллега Стас скрупулезно вызвонил директоров полутора десятков ДП. Только в одном из них нас согласились принять. Отчего-почему? - недоумевали наивные мы. Где-то говорили, что у них все есть, где-то косили под непонимашек, а где-то откровенно посылали. Ладно, - решили мы - на месте разберемся. Помимо посылок от "Старость в радость", загрузились бытовой химией и конфетами-печеньями (спасибо девчонкам из "Старость в радость" - подсказали специфику ассортимента) и ранехонько с утречка в пятницу рванули по Ленинградке.



         Первая точка была в 30-ти километрах за Клином в поселке Городня. Мы должны были передать маленькую посылочку одной женщине-постоялице местного ДП. Этот ДП располагается в историческом памятнике - дорожном дворце Екатерины, в котором она останавливалась по дороге из Петербурга в Москву. Останавливался в этом домике и Радищев, ехавший тем же маршрутом. Небольшой домик, явно не так давно ремонтированный. Я первый раз был в подобном заведении, поэтому впечатления мои были остры. Не буду испытывать утонченные чувства впечатлительных дам описанием деталей наблюдений ("Милый, чай не в Эрмитаж ехал-то!" - справедливо скажут опытные люди). Хочется оставаться деликатным.

Очень хорошо поговорили с заведующей этого ДП. (Я, забегая вперед, скажу, что самые светлые впечатления у меня остались от работников этих ДП - заведующие, сестры, нянечки - вот уж чей тихий подвиг достоин преклонения!) Милая, спокойная,  доброжелательная женщина Фаина раскрыла нам со  Стасом по одному глазу на специфику жанра.

Полное название этих заведений - "Дом престарелых и инвалидов". В среднем в таких домах 20-25 постояльцев, есть заведения и на 40 человек. Около половины постояльцев - лежачие. То есть за ними нужен постоянный сестринский уход, для них нужны памперсы-подгузники. Есть также старички и старушки, которые самостоятельно могут ходить. Есть также и инвалиды. Инвалиды - это не старички и старушки. Инвалиды с физической инвалидностью. И инвалиды на почве алкоголизма. В этом и других ДП я видел таких клиентов в возрасте от 40 до 60 лет. Вполне себе способных передвигаться, но несущих на лице и в поведении отпечаток традиционного российского недуга. Вот этих самых последних в Городне, по словам Фаины, очень высокий процент.

Фаина объяснила, что закрытость и нежелание идти на контакт у подавляющего большинства руководителей ДП объясняется просто:
- ДП подчиняются организационно местным властям и финансово (в рамках осуществляемой реформы финансирования подобных заведений) - федеральным. И те и другие страшно не любят и боятся журналистов, ибо неприятных прецедентов была масса. И дело не в том, что папарацци вскрывают скрытые язвы, а в том, что в погоней хрен-знает-за-чем (ну мы-то знаем за чем) коверкается и подтасовывается информация из довольно-таки деликатной области. Ну и естественно эта нелюбовь и этот страх передается руководителям ДП. Это понятно.

- даже при первых контактах с волонтерами/благотворителями бывает столько начального взаимонепоминания и неуклюжих слов-поступков, что это наглухо закрывает двери.

Фаина сказала, что они ни в чем не нуждаются: в последние годы государство значительно увеличило финансирование, а того, что недодает государство (памперсы и человеческое внимание) додают волонтеры. Я ей поверил.



         Дальше мы поехали в Козлово. Там в местной больнице находится палата сестринского ухода. Туда мы везли две коробки памперсов, футболки и еще какую-то мелочь от "Старость в радость". Я понял, что памперсы ценятся ДП и палатами сестринского ухода на вес золота. Власти по каким-то ведомым им причинам (а может, как всегда, - в неукротимой погоне за благом народа) не выделяют (а если и выделяют - то крайне недостаточно) средства на эту незаменимую в смысле ухода за лежачими больными статью. Однако ж, затащив на 3-й этаж коробки с памперсами и пр., мы обнаружили в сестринской, куда мы все хозяйство сгружали, кучу упаковок с теми же памперсами. "Это волонтеры нам возют" - ответили на наш недоуменный взгляд сестрички.



        Следующим нашим пунктом был ДП в поселке Молодой Туд - это за Ржевом километров 80. Это был тот единственный ДП, где нас согласились принять. Пока перекидывались с Ленинградки на трассу "Балтия", пока тряслись по серьезно ремонтируемой трассе, добрались до Молодого Туда к вечеру. Милый ухоженный домик, пластиковые окна, чистенько и свежеотремонтированно внутри, в каждой 2-х местной палате - по телевизору. На террасе - курилка, где веселые и задорные инвалиды от алкоголизма подкалывают нас, уставших московских парней. Рядом с домиком - баня. Дежурная сестричка вызвала заведующую (рабочий день уж кончился, однако ж живет она рядом).

И опять - тихая спокойная женщина, подробно рассказала о житье-бытье вверенного ей заведения. Этот ДП оказался тоже уже под патронажем волонтеров. И волонтеры эти (мы не стали узнавать детали, главное, что они есть) не ослабляют своего внимания и участия: ремонт, пластиковые окна, телевизоры, спец-кровати и пр. и пр. - их рук дело. Вот почему нас не отказались принять - слово "волонтер" и "благотворитель" не вызывает страх.

Еще раз подтвердив все ранее услышанное, на наш вопрос "Как же нам достучаться в эти двери?" Алла Васильевна ответила
"Стучите. Объясняйте и снова стучите".

Тут под конец разговора в комнату влетает маленькая сухенькая старушка (почему-то босиком): 
         "Алла Васильна! Так за кого ж голосовать-то?"
         "Ну что, Пална, опять телевизору насмотрелась? До выборов еще год, мы с тобой придумаем. А пока давай-ка я тебя отведу в
палату" - и обняв ее за худенькие плечики, увлекла за собой.

А мы, оставив в этом ДП конфеты-печенья и фейри-доместос, направились в обратный путь, мучимые вопросом "Как сломать стену недоверия и найти нуждающиеся ДП?"

Ведь ждут же нас где-то Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович?

С Тугез-приветом, Федор Тихомиров.

отчёт

Previous post Next post
Up