Рецензия на фильм Фонтан / The Fountain 2006
// Satine, 2 апреля 2007 года
Вечный учитель и проповедник Даррен Аранофски представляет свой третий фильм - психоделическую драму «Фонтан». Меня этот фильм заинтриговал еще до просмотра: скачивая кадры из интернета нельзя не поразиться такой картинке: не любитель спецэффектов, я была поражена красотой всего действа, и при просмотре не разочаровалась.
Но главной рекламой фильму служит имя режиссера. После выхода «Пи» вокруг Аранофски собралась бесчисленная армия поклонников его творчества, она возросла многократно, когда свет увидел следующий фильм режиссера - невероятный и шокирующий «Реквием по мечте». Выход третьего фильма все с нетерпением ждали несколько лет.
Ломанный, рваный сюжет «Фонтана» представляет собой мельчайшую узорчатую мозаику, кропотливо выложенную дотошным художником. Его можно поделить на три временных и пространственных отрезка: Испания, XVI век; Америка, наше время; космос, 2500 год. Времена и места переплетаются, сменяют друг друга, смешиваются в сумасшедшем миксе. Но вместе с тем представляют собой единое целое, напоминающее сверкающую сферу, в которой находятся герои. Весь фильм - это единение света, красок, мыслей, оттенков и идей, единение невообразимой музыки (Клинт Мэнселл писал саундтреки и к предыдущим фильмам Аронофски), единение несбыточной мечты, к которой упорно сквозь тысячелетия идет герой.
«Фонтан» и в философском плане представляет собой лоскутное одеяло: переплетение мифов майя (столь популярных в последнее время в Голливуде), восточной эзотерики, христианских символов и общечеловеческих представлений о жизни и смерти. И в этой картине Аранофски продолжает использовать свои любимые приемы: преобладание крупных планов над общими, острый психологизм, доводящий до истерики, особенная постановка света, клиповый монтаж.
Темы фильма просты и стары как мир: жизнь, смерть, любовь. Эти три простые вещи, на которых зиждется все в мире. Темы беспроигрышные, дающие безграничное поле для деятельности и размышлений. Ведь эти вопросы решаются каждым человеком на протяжении всей его жизни. Но к цепочке «жизнь - любовь - смерть» Аранофски добавляет еще одно звено - бессмертие, и, может быть, опять любовь?
Критики «Фонтан» не щадили, многие называли его пустым мыльным пузырем. Критиковали и за заезжанных кинематографом майя, и за путанную идею фильма, и за ломанную структуру, и за метафизический сплав разных философий. Фестивальные награды ему достались только второстепенные: за костюмы, операторскую работу, монтаж, визуальные эффекты. Композитор получил номинацию на «Золотой глобус».
И «Фонтан», действительно, либо кажется зрителю пустышкой, либо потрясает до глубины души. Аранофски начал работать над фильмом еще в 1999 году, изначально он собирался пригласить на главные роли Питта и Бланшетт, составивших дуэт в «Вавилоне». И давайте все вместе скажем «спасибо» Питту, что тот ушел сниматься в «Трое», иначе я не представляю себе «Фонтан» с лысым секс-символом, поедающим кору дерева бессмертия. Кейт Бланшетт тоже вскоре передумала.
Бюджет фильма за эти годы сократился вдвое: с 70 млн. до 35, деньги по голливудским меркам ничтожные. Глядя на все те спецэффекты, которые присутствуют в фильме, верится в это с трудом. Но, как оказалось, умирающие звезды, Шибальбу, полеты в далекие галактики снимались в лабораторных условиях. Немного фантазии и таланта, и химические реакции превращаются в загадочные туманности, а светляки электронов - в недосягаемые звезды. А на смену Питту и Бланшетт очень кстати пришлись Джекман и Уайз, сыгравшие, на мой взгляд, в этом фильме свои лучшие роли.
«Фонтан» - кино не для всех. Те, кому оно не понравилось, считают его затянутым, скучным, путанным и непонятным. Пока критики разносят его в пух и прах, трансгуманисты в разных городах мира устраивают акции протеста у кинотеатров в дни премьеры, а ленивый зритель, пришедший на фантастику, как было указано на рекламных щитах, тихо посапывает в кресле кинозала, у кого-то замирает сердце, слезы текут по щекам и переворачивается все мироощущение и кто-то после сеанса еще долго не может встать и покинуть зал. И, наверное, для этого немногочисленного зрителя Аранофски и переворачивает вселенную.
http://www.filmoscope.ru/?id=1669