«Психоделическая волшебная сказка» «Фонтан»

Jan 04, 2008 23:36


«Поэма о любви, обращенная к смерти»
Именно так фильм Аронофски охарактеризовали продюсеры.
«Это очень подходящее описание, - согласился режиссер. - Еще мне нравится «психоделическая история любви», или еще лучше «психоделическая волшебная сказка», потому что фильм действительно сказочный. Это волшебная сказка для взрослых - последнее как раз подчеркивается определением «психоделическая». Но «поэма о любви, обращенная к смерти» мне тоже по душе».

Мечтая о фильме 6 лет
Да, на «Фонтан» ушло целых 6 лет. Аронофски признается, что за это время его страсть к проекту не раз угасала, но никогда до такой степени, чтобы положить сценарий на полку и двигаться дальше: «В нем есть нечто такое, что проникает в сердце. Это придавало мне силы не сдаваться. И еще мои единомышленники - ведь если работаешь с теми, кто верит в проект так же, как и ты, можно добиться всего».
«Сама история о поиске фонтана вечной молодости очень кинематографическая, - поясняет режиссер (В основе сценария лежит рассказ Эри Хэндела. - прим. ред.), - и показывать ее надо было именно так, с трех разных сторон, объединив затем все три взгляда в один. Мне кажется, получилось интересно».

«Фонтан», дубль второй
С урезанным до 35 млн. бюджетом сценарий пришлось переделывать. Но оригинал истории Аронофски сохранил, только в иной форме: «Для тех, кому любопытно, год назад вышла графическая новелла - это оригинальный сценарий «Фонтана». В этом году он переиздан и выйдет вместе с фильмом».
Оригинал сценария в виде комикса? «Почти слово в слово, - подтверждает Аронофски. - Изменения были минимальные. В графической новелле сохранилась первоначальная сущность проекта. Но в главном фильм ее тоже воспроизводит. Это как если бы однажды выковали самурайский меч, потом делали бы его поострее, но попроще, поменьше украшений, и все равно сталь оставалась бы той же самой».

Помощь студии
На пост-продакшн «Фонтана» Даррену Аронофски дали полтора года и, к счастью для автора и для зрителей, Warner Bros решила не вмешиваться слишком сильно в процесс его работы. «Они предоставили мне почти полную свободу. Конечно, в любом студийном проекте, помимо художников, присутствуют финансисты. Так было на съемках «Пи» и «Реквиема», приходилось работать со всеми. Но они вели себя вполне уважительно, с пониманием. Позволили мне вскормить свой проект, вырастить, как младенца».

«Фонтан» поражает визуально

На самом деле, фильм настолько красив, что местами, засмотревшись, можно потерять нить повествования. «Ну и отлично! - улыбается Аронофски. - Я тоже заметил. А представьте еще субтитры на пол-экрана, как сделали для показа на фестивале в Венеции… Я просил европейских дистрибьюторов дублировать фильм, потому что его нужно смотреть и слушать, не отвлекаясь на чтение».

Микросъемка

После «Фонтана» сразу удивляешься, почему эту технологию не используют чаще, вместо компьютерных эффектов. «В Англии недалеко от Оксфорда мы нашли специалиста, который уже 25 лет снимает на пленку химические реакции в микроорганизмах при помощи микроскопа. Получаются такие фантастические картинки! Некоторые напоминают космические туманности. Одну такую мы использовали, чтобы, так сказать, вдохнуть жизнь в холодные глубины космоса. Кстати, этот парень несколько лет назад даже получил «Оскар» за научно-документальный фильм». (Речь идет о Питере Парксе (Peter Parks), специалисте по микро- и макросъёмкам из британской компании Image Quest 3-D. Он обладатель двух «технических Оскаров» (Technical Achievement Award, 1982, 1987) за проектирование и создание самого совершенного киносъемочного оборудования. В 2004 году номинировался на один из так называемых «почетных Оскаров» (Gordon E. Sawyer Award). - прим. ред.)
«С самого начала я поставил специалистам по эффектам задачу: никакой компьютерной графики. Я хотел, чтобы все было настоящее, особенно свет, чтобы у фильма было такое естественное, органическое ощущение. Сейчас в кино засилье компьютерной графики. Выходит множество очень дорогих и высококачественных фильмов, насыщенных компьютерными эффектами, но они выглядят нереально. Как будто смотришь мультфильм».
«Поэтому мы решили обратиться к тем, кто делал классные визуальные эффекты еще до прихода компьютерной графики. Помните все эти роскошные облака в «Полтергейсте» или в фильмах Спилберга? Это все вода и чернила! Подобная техника применялась и в старых фильмах о Супермене и Супердевушке, когда они летали в космосе: в воду помещали разные окрашенные вещества и снимали на пленку, как они растворяются. Но последние 25 лет этим мало кто интересовался, хотя технический уровень оптических эффектов значительно вырос. Обработав их на компьютере, мы смогли добиться поразительного результата, одновременно и фантастического, и реального».

Золотой светофильтр

«Весь наш фильм это движение от тьмы к свету, от черного к белому. В его центре герой, который боится смерти, но неминуемо к ней движется. Мы решали, каким должен быть мир между тьмой и светом, материальный мир. Идея пришла от конкистадоров, их стремления к золоту, которое как бы является основой, олицетворяет материализм и все то, что уводит нас в сторону от истинного смысла нашего пути. Мы связали золото со знаниями и информацией, которую добывают ученые в своих лабораториях. Получилось движение от тьмы к свету, но сквозь завесы из золота. Его цвет, кстати, составляет основу спектра космических туманностей, поэтому в результате все получилось очень логично и взаимосвязано».

Хью Джекман

С уходом Брэда Питта Аронофски пришлось снова заняться утомительным кастингом, но роль Томми досталась актеру, имени которого не было в списке кандидатов. «Мы о нем даже не думали. Он был известен как Росомаха из «Людей Икс». Он там отлично играл, но роль Томми требовала гораздо большего эмоционального напряжения. И вот как-то раз я увидел бродвейскую постановку «Парень из страны Оз», за роль в которой Хью Джекман получил награду «Тони». И хотя там он играет певца/композитора из Австралии, женатого на героине Лайзы Миннелли, что не имеет ничего общего с «Фонтаном», меня поразила его увлеченность, его страсть, огромная мощь, харизма. Он был умопомрачительно хорош!»
«Мы разговорились. Он поинтересовался, над чем я работаю. Я ответил, что все еще над «Фонтаном». Тогда он спросил: «Можно мне прийти на пробы?» И хотя с моей стороны это было немного рискованно, я отдал роль ему - на следующий же день, когда он позвонил, чтобы договориться о прослушивании, я сказал, что он уже утвержден. Увидев его на сцене и зная, как он ищет шанс проявить свой драматический талант, я уже не мог поступить иначе. Его участие было как бы предопределено».
Конечно, «Фонтан» не получился бы без того прекрасного и ощутимого чувства, которое возникает на экране между героями Хью Джекмана и Рэйчел Уайц: «Как только они увидели друг друга на съемочной площадке, сразу возникла искра, взаимная симпатия. Будто встретились давние друзья или родственные души».

Третьего не дано

Реакция зрителей на «Фонтан» полярная: либо обожают, либо ненавидят. Такой большой крайности Аронофски не ожидал: «Я не думал, что «Фонтан» вызовет такие же разногласия, как «Реквием по мечте». Но вышло еще острее, потому что фильм затрагивает очень важные вещи. Одним людям нравится о них думать, размышлять о мироздании, а других это совершенно не интересует. Поэтому одна половина зрителей полюбит фильм и очень многое из него почерпнет, а другая просто предпочтет от него отгородиться. Хотя, я думаю, каждый может просто сесть и насладиться красотой работы, которую проделала наша съемочная группа. Надеюсь, это все оценят».
Можно с уверенностью прогнозировать, что те, кому фильм полюбится, обязательно посмотрят его не один раз. «Я на это очень рассчитывал. В фильме так много всего, что чем больше его смотришь, тем больше открываешь нового для себя. «Пи» и «Реквием» называют культовыми, потому что людям нравится пересматривать их по много раз. Видимо, я стал кем-то вроде режиссера культовых фильмов, и «Фонтан», скорее всего, постигнет та же участь».

Независимый дух в крупнобюджетной постановке

Фильм, ориентированный, прежде всего, на любителей независимого кино, может оказаться слишком сложным для среднестатистического зрителя. Однако Арнонфски считает, что даже так называемая коммерческая аудитория даст «Фонтану» шанс: «В фильме немало того, что можно назвать элементами коммерческого кино. Дело даже не в таких звездах как Хью Джекман и Рэйчел Уайц. Сам сюжет о поиске источника вечной молодости уже вызывает большой интерес у многих. Лучшее, что зрители говорили мне: «У вас получился не фильм, а настоящее потрясение!» Это здорово. Я хочу, чтобы после моих фильмов люди менялись».

«Фонтан» на Венецианском кинофестивале

Когда Хью Джекмана спросили о его впечатлении на реакцию кинопрессы после показа фильма в Венеции, он признался, что был шокирован столь противоположными мнениями: «Все репортеры обратили внимание на свист в зале, но проигнорировали факт, что негативная реакция исходила лишь от 20 % зрителей».
Комментируя статьи о негативной реакции на свой фильм, Даррен Аронофски сказал: «Им следовало присмотреться повнимательнее. На показе произошло вовсе не то, о чем они пишут. Очевидцы подтвердят: половина зала аплодировала, половина осталась недовольна. Мнения полярно разделились, но что же тут плохого? Была всего одна очень-очень негативная рецензия, из-за которой раздули проблему, вот и все. Конечно, я знаю, что мои фильмы вызывают большие споры. Таким был «Реквием по мечте», таким же будет и «Фонтан»».

http://www.play-land.ru/content/view/285/32/

интервью, видеоряд, история создания, фильм

Previous post Next post
Up