Теосис и апофеоз

Aug 09, 2012 10:40

Преподобный Феофан, которого иконоборцы упрекали в идолопоклонстве, прекрасно понимает различие между идолами и иконой. Кроме того, описывая Пантелеимона как друга Христова, как «подобного Христу», он смело свидетельствует о девятисотлетнем опыте Церкви.

«Витийское отложив лютое мудрец глумление, Христовым призыванием» (Канон святому ) - Пантелеимон противостоит лжецам, подобно тому как софистам противостоял казненный праведник античности Сократ.

Тема страданий звучит как тема атлетического подвига и истерзанный пытками уголовный преступник становится в поэме вознесенным - кем?… древние сказали бы - «героем-богом», мы скажем - обОженным человеком. Эта победа происходит вопреки всякой очевидности.

Но Бог - един, и Ему воспевает песнь главный герой поэмы - прекрасный, вознесенный Пантелеимон, схожий с Ним во всем и творящий Его дела исцеления. «За Христа заклан быв, к вечней жизни преминул еси, и Богозванен явися, именованием Божиим, богомудре. Тем почитаем тя, и превозносим Христа во веки» (Канон святому).

Вечная жизнь - это не жизнь просто человеческая, пусть и бесконечно долгая, но это сама Жизнь Божественнная. Пантелеимон живет со Христом и во Христе. Он - «во Христе живый».

Парадокс преодолевается - Бог один, но Он пожелал видеть рядом других богов. Так осмысляется в эллинистической христианской традиции библейское «Бог стал посреди богов» (Рекл еси другом, Христе: Аз глаголю: питие новое во Царствии Моем пити имам, якоже бо Бог с вами боги буду». Канон Великого Четверга).

В поэме представлена драма апофеоза - страдательного, как у Геракла и Асклепия, но не сводимому только к эллинистическому опыту дионисийских ипостасей Аполлона. Здесь есть и другая традиция, другой опыт - библейский, который выражает себя в эллинистических образах и архетипах, приводя их к исполнению - «скончанию», в которой звучит гимн Богу отцов.

Канон великомученику Пантелеимону: Атлет Христов
Что удивительного нам откроет греческий текст при сопоставлении с церковнославянским, таким привычным и родным слуху?

теосис, обожение, христианство, эллинизм, терминология

Previous post Next post
Up