Лествица

May 04, 2012 11:29




Сообразно «неслитному, неизменному, нераздельному и неразлучному» соединению Божественной и человеческой природ в ипостаси Богочеловека, всякий церковный деятель, очевидно, должен стремиться к гармоничному сочетанию благочестия и профессионализма в том виде церковного служения-искусства, к которому призван и в котором подвизается.

Набожность без искусности или искусность без набожности делают церковное творчество ущербным и однобоким, символически лишают «креста», преподнося церковному собранию либо «профанную (монофизитскую) вертикаль», либо «вероломную (несторианскую) горизонталь». Неслучайно мудрая церковная древность всесторонне оберегала христианское предание от инородного произвола.

/////
Наконец, существует и более глубокое понимание знаменного пения, охватывающее собой не только способ и содержание записи, но также его источник и природу. Слово «знаменный» в церковнославянском и древнерусском языке, кроме конкретной принадлежности к «печати, знаку, знамени», имеет и более емкое значение, относящееся к знамению, т.е. «чуду, явлению, предзнаменованию, осенению крестом, благословению, даже Крещению» . Знаменное пение является богооткровенным святоотеческим преданием, «ангелоподобным пением», мелодической иконой, звуковым выражением Божественной Сущности.

Ладовый строй знаменного пения, именуемый «горовосходным холмом» или «горкой, лествицей», состоит из четырех трихордовых диатонических «согласий» (простого, мрачного, светлого и тресветлого). Согласия слагаются из двух тонов, а между собою соединяются полутонами. Таким образом, знаменный лад обнимает полторы октавы, что соответствует среднему диапазону певческого голоса. Названия ступеней, как и названия согласий, в «горовосходном холме» заботливо приурочиваются к певческим ощущениям исполнителя: «гораздо низко», «низко», «средне», «мрачно», «повыше», «высоко».

Трихордовое строение знаменного согласия соответствует речевой славянской интонации. Основной тон («гораздо низко» или «мрачно») имеет утвердительно-повествовательный характер. Второй тон («низко» или «повыше») передает вопросительный оттенок, а третий («средне» или «высоко») несет удивление, восклицание, восторг. Полутоновое соседство согласий задействует интонацию скорби, плача. Таким образом, знаменное ладовое мышление обнимает собою весь диапазон условного квартета темпераментов.

Кроме того, нельзя не заметить троичного принципа внутри каждого согласия, реализуемое в единстве трех звуков. «Гораздо низко» или «мрачно» является основным тоном согласия, но только до тех пор, пока с ним сосуществуют «низко» или «повыше», и «средне» или «высоко». «Низко» или «повыше» интонационно рождаются как вопрос, из основного звука, но их вопросо-ответные отношения существует только при подразумеваемом ответе в третьей ступени: «средне» или «высоко». Наконец, «средне» или «высоко», звуча как восторженный ответ по отношению к основному звуку, не имеют интонационно-психологического разрешения во втором тоне (то есть, именно первый тон, как скрывающий в себе ответ, является источником бытия третьего). Однако второй тон делает «средне» или «высоко» интонационно насыщенным, то есть является необходимым условием бытия третьего тона. Здесь очевидна аналогия с православной триадологией: только первая ипостась является источником бытия второй и третьей, в отличие от латинского filioque.

http://my.mail.ru/community/edinoverie/438CB599FE8EF33F.html

церковная музыка, тринитарные модели, антирадикализм, песнопения, тринитаризм

Previous post Next post
Up