“Троица” Рублева: исихастское изложение догматики

Nov 10, 2011 16:16

выписка нескольких цитат по темам:

Тримонотеизм - Тройственная Единица

Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать, что само слово «Троица», так же как английское Trinity, является сокращением аутентичного Тройственная Единица (resp. triple unity). В качестве наиболее точного термина можно было в таком случае рекомендовать слово «Триединство». Конечно, П.Тиллих прав, когда вполне в духе святоотеческой традиции говорит, что проблема Троичности не есть проблема числа три. Не структурная необходимость, а Откровение приводит верующий разум к принятию триипостасности. Вместе с тем, Откровение обращено именно к структуре, точнее, к глубине разума.

Типология религий - Арийство (Индуизм-Буддизм) - Семитство(Иудаизм-Исламизм) - Христианский синтез

Религии и философии язычества располагаются в области искаженного синтеза идей единства и полноты - от неединой, множественной полноты политеизма до единства пустоты буддизма и даосизма. Величественная беспомощность такого типа конструкций и есть отличительный признак того, что называется пантеизмом. Исключительной (по терминологии того же Тиллиха) монотеизм Ветхого Завета сделал акцент на Единстве и его несообщаемой человечеству трансцендентности, отождествив полноту с единством. Христианский синтез сформулирован в конце иоаннова гимна Логосу и в резонирующем с иоанновой традицией послании к Колоссянам: "в Нем обитала полнота Божества… и от полноты Его все мы приняли…". Послание к Ефесянам затем добавляет: πληρουσθε εν Πνευματι, откуда после идентификации Духа с Единством следует замыкание Троицы - от «полноты единства» Отца к «единству в полноте» Духа, которое и является прообразом соборности или Церкви.

Типология религий - эллинистическое (неоплатоническое) крыло христианства

Для специалиста по религиозной философии должен быть очевиден полный типологический параллелизм изложенного обобщения христианской догматики и диалектической системы неоплатонизма. Поэтому можно смело считать последний спиритуалистической версией христианства. Основополагающий факт воплощения Логоса, т.е. вочеловечения Сына Божия создает принципиально непреодолимую границу между христианством и классическим неоплатонизмом, однако оставляет возможность его переосмысления, а затем и использования для оптимальной формулировки как Троичного догмата, так и теологемы обожения. Путь к такому осмыслению намечен в лосевской концепции двух меонов.

http://kds.eparhia.ru/bibliot/cvetkov/rublev/

тримонотеизм, типология религий

Previous post Next post
Up