Причиной утверждения Арием подобосущности Бога-Отца и Бога-Сына явился его спор с епископом Александром, утверждавшим, что «Святая Троица есть в Троице единица». Арий воспринял это утверждение как попытку распространения епископом монархианского учения Савеллия Ливийского о Троице как о последовательных модусах единичного бога.
Сульпиций Север в своей «Хронике» описывает воззрения ариан таким образом:
То, что утверждали ариане, было следующим: Бог-Отец по устроении мира стал причиной рождения Сына и по Своей воле сущность Свою воплотил в иную, созданную из ничего, в Бога нового и другого; и было время, когда Сын не существовал.
Арианство являлось попыткой рационализировать (Сократ Схоластик называет Ария «человеком не без знания диалектики») христианскую догматику в духе субординационизма, то есть привнесением иерархичности отношений в Троицу. Следует отметить, что именно споры о природе Троицы, вызванные арианством, привели к утверждению Никейского Символа веры: в течение III века субординационистские воззрения были достаточно распространены, так, например, их придерживался Ориген.
Вообще, III-IV века были временем кодификации христианства и выработки его догматики, при этом христианству, с одной стороны, было необходимо дистанцироваться от строго монотеистичных иудеохристианских течений не только в обрядовости (что уже было сделано последователями апостола Павла), но и в догматике и, с другой стороны, всячески избегать сходства с эллинским политеизмом.
Ситуация осложнялась необходимостью создать христианскую философию и теологию, согласованную, пусть и частично, с эллинским философским наследием.
социологические исследования[какие?] показывают, что взгляды многих невоцерковленных христиан, по традиции называющих себя православными, католиками или протестантами (в зависимости от страны или региона проживания), на самом деле близки к арианским. Среди таких «стихийных ариан» распространены воззрения, что Бог Сын не тождествен Богу Отцу, что Иисус Христос не существовал, как Бог, изначально, а появился в результате рождения и стал Богом в результате крещения, крестной смерти или воскресения. «Стихийное арианство» невоцерковленных христиан можно объяснить тем, что арианские представления гораздо более просты для понимания, нежели те идеи, которые возобладали в вероучении ортодоксальных (халкидонских) церквей
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F0%E8%E0%ED%F1%F2%E2%EE повторенье - мать ученья!
отметим следующие момент для уяснения сути арианства и его местоположения в типологии религий:
1. арианство возникает как реакция на савеллианство (модализм)
2. арианство делает Сына Божия творением, но вопложением Отца в иной сущности (т.е. явное отличие от иудаизма, где пророк является человеком, вдохновлённым Богом, никак не первым и высшим творением - поэтому путать арианство с иудаизмом неверно, они в большей степени противоположны, как политеизм и монотеизм)
3. арианство есть уклонение от ортодоксии в сторону эллинского политеизма (субординационного, иерархического трибожия, где есть Верховный Бог, Его творение, и творение Его творения), в то время, как савеллианство, есть уклонение в монотеизм (где три модуса есть временные последовательне явления Логоса Монады). Именно в силу своего политеистического характера араианство было легко воспринято сначала эллинами, а затем германскими племенами варварской Европы.
Неудивительно,что и сейчас многие невоцерковлённые христиане, у которых "Бог в душе" , мыслят подобно древним язычниками, принявшим христианство, но сумевшим его воспринять адекватно и подстоившим его под себя.