«Тремя способами восходит ум к созерцанию Бога: самодвижно, инодвижно и средним между этими [способами ]. Самодвижный способ совершается только природою ума по собственному желанию при помощи воображения; пределом его бывает созерцание вещей божественных. Об этом некоторым образом мечтали и сыны эллинов. Второй способ - сверхъестественный, происходящий от хотения и просвещения только одного Бога; поэтому [ум] в таком случае находится всецело под божественным влиянием и восхищается до божественных откровений, и вкушает неизреченные тайны Божие, и видит исходы будущего. Средний же - между этими - способ отчасти соприкасается с обоими. Именно там, где действие совершается по собственному желанию и воображению, он является согласным с самодвижным; с инодвижным же он имеет общее постольку, поскольку [ум] соединяется с самим собою при божественном освещении и неизреченно видит Бога за пределами своего собственного духовного единения»
Святой Каллист Катафигиот
http://hesychia.narod.ru/kallist_k.htm Подумалось на это: каких же, все-таки, высот философской мысли достигали люди самодвижным созерцанием божественных вещей, но без благодати Божией выше пределов падшего (во Адаме) ума подняться не могли. И каких же недосягаемых высот божественных откровений достигали избранники Божии (ветхозаветные пророки), которых Господь избирал для дел по домостроительству спасения человека. Но, это самодвижный и инодвижный способы восхождения к Богу. А что может, как я думаю, сравниться со средним способом - способом синергии Бога и человека, с Духом владычественным, который утверждается во святых, и о котором говорит преподобный Симеон Новый Богослов.
http://grgy.livejournal.com/164438.html